Новость общества

«Честное» российское мороженое может подорожать на 30%

«Честное» российское мороженое может подорожать на 30%

Фото © «Московская газета»/ Алёна Черепкова

09.07.2021 в 11:39:00
1848

Маркировка продукции устанавливает новые правила для производителей

Национальная система «Честный знак» второй год постепенно внедряется во все товарные сегменты российского рынка. С 1 июня 2021 года наносить специальный Data Matrix код обязали и производителей мороженого. При этом многие алгоритмы системы «Честный знак» не отлажены на практике, считают предприниматели. По их мнению, внедрение системы маркировки может привести к удорожанию мороженого на 15-30%.

«Ударные» по производству сбои

Несмотря на официальное заявление представителя оператора системы маркировки «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ) о полной готовности к маркировке 62% российских производителей мороженого еще в мае текущего года более 40% мороженщиков утверждали, что в связи с возникшими проблемами с поставкой и монтажом оборудования со стороны интеграторов они не успевают начать обязательную маркировку продукции с 1 июня. Сегодня предприниматели, «зашедшие» в «Честный знак», говорят, что при маркировке продукции постоянно возникают различной степени сложности.

Александр Лабунец, главный механик ООО ПКФ «ПРОКСИМА», руководитель проекта по внедрению «Честного знака» (г. Азов):

«Во-первых, процесс маркировки значительно снизил производительность труда на предприятии, так как в автоматическом режиме наносятся коды только на высокоскоростных линиях. Остальное оборудование подразумевает нанесение стикеров на каждую порцию мороженого вручную, что очень замедляет производство. Во-вторых, наше предприятие столкнулось с получением непосредственно самих кодов маркировки. До 21 июня мы не могли получить коды на одни из основных наших позиций мороженого. Чтобы добиться решения этой проблемы, нам потребовался 21 день. Благо, на складах имелся запас данных позиций, что позволило нивелировать убытки. Все это время я лично безуспешно пытался связаться с техподдержкой ЦРПТ, и только после вмешательства руководства технической поддержки Центра развития перспективных технологий проблема была купирована».

Александр Лабунец отмечает, что «Честный знак» постоянно «совершенствуется», и этот процесс требует внесение новых корректировок в работу системы на предприятии. Соответственно, представители компании-интегратора вынуждены находится на производственной площадке практически круглосуточно.

«В конце апреля вышло очередное обновление системы маркировки, в результате которого то оборудование, которое мы закупили на сумму 21 млн рублей, оказалось неработоспособным — изменились ключевые принципы доступа к системе. Необходимо было разработать новое программное обеспечение. Компания-интегратор, с которой у нас заключен договор, разработала и предоставила необходимое программное обеспечение буквально в последние сроки — 29 мая, и мы чудом успели начать маркировку с 1 июня. И до сих пор эта система продолжает обновляться, приводя к программным сбоям», — рассказывает главный механик ООО ПКФ «ПРОКСИМА».

Несвоевременное нововведение

Производители объясняют, что продажа мороженого имеет ярко выраженный сезонный характер. И обязательная маркировка, совпавшая с летним сезоном, создает существенные трудности в производственном процессе.

«Мороженое нас обязали маркировать с 1 июля текущего года – в самый сложный месяц для производителей, — рассказывает «Московской газете» директор Арсеньевского молочного комбината Юрий Минкин. — Мы сегодня, как и ожидали в мае, сталкиваемся с остановками производства, простоями, с постоянно возникающими ошибками, которые связаны с введением обязательной маркировки. Однако, когда мороженщики, прогнозируя заранее такую ситуацию, просили о переносе запуска обязательной маркировки для подгруппы мороженое на более поздний срок – октябрь - ноябрь 2021 года – Минэкономразвития РФ оставил нас без ответа».

Главный механик ООО ПКФ «ПРОКСИМА» Александр Лабунец обратил внимание на то, что в пиковый июльский сезон на их предприятии производится мороженого в 23 раза больше, чем в октябре. Лето — сезон высокого спроса, потребление данного продукта населением во много раз вырастает. В связи с этим, потребность покупателей может удовлетворить только высокоскоростные линии на производстве. Однако в этом году все получается с точностью наоборот.

«Когда наше предприятие запустило маркировку с 1 июня, то сразу столкнулось с многочисленными трудностями — сбой серверов остановил рабочий процесс, мы не могли ни заказать, ни получить коды, ни отправить отчеты о нанесении. Неделя была потрачена на оптимизацию всех процессов», — отметил собеседник издания.

Александр Лабунец пояснил, что, если говорить о молочной отрасли, внедрение маркировки разделено на несколько этапов: «Первый этап – непосредственно, сам запуск маркировки на предприятиях, который продлится до 1 декабря 2021 года. Второй – оптимизация работы торговых сетей, которым до 1 июня 2022 года предоставлена отсрочка даты обязательной подачи сведений о выводе маркированной продукции из оборота путем продажи через контрольно-кассовую технику. Третий этап – в декабре 2023 года наступает поэкземплярная прослеживаемость для нашей категории товаров. Тогда при каждой передаче прав собственности на товар мы как поставщик обязаны обозначить все коды маркировки на товарах, а ритейл – их принять. Далее — по всей цепочке эти коды будут передаваться. Если код не считается, сети будут возвращать товар производителю».

Вынужденное удорожание

Согласно Постановлению Правительства РФ № 577, стоимость одного маркировочного кода составляет 60 копеек с учетом добавленной стоимости. Другая статья расходов касается печати кодов. Чтобы маркировать продукцию предприятия или заказывают этикетки у сторонней компании, или приобретают собственный принтер/сканер, стоимость которых – от 10 до 40 и выше тысяч рублей за одну единицу. Кроме того, нужны новые онлайн-кассы, покупка каждой обходится предпринимателям около 70 тысяч рублей. внедрение «Честного знака» невозможно без определенной кассовой программы и товароучетной системы – это также дополнительные инвестиции.

Отдельная статья расходов закладывается на услуги программистов и инженеров для отладки и настройки оборудования.

По словам предпринимателей, чтобы получить КЭП, зарегистрироваться в системе «Честный знак» и в личном кабинете ФНС, а также, заключить договор с ОФД, пришлось выложить тоже кругленькую сумму. Все эти текущие расходы закладываются в себестоимость продукции. Таким образом, уже сегодня становится понятно, что в скором времени мороженое в торговых сетях может подорожать от 15 до 30%. Выигрывают от этого только крупные предприятия.

 «Наше небольшое предприятие ориентировано на регион. Объемы выпускаемой продукции относительно небольшие — около 2,5 тонн мороженого в смену. Линии, производящие, например, до 10 тонн продукции в час, могут корректировать себестоимость на единицу продукции. Выходит, продукция в магазинах-гигантах и маленьких предприятиях будет продаваться практически по одной цене, а затраты между этими двумя сегментами совершенно разные. Понятно, что «Честный знак» ставит небольших региональных производителей в гораздо менее выгодное положение, чем крупных», — поясняет директор Арсеньевского молочного комбината Юрий Минкин.

Александр Лабунец ценовую политику комментирует так:

«За один код маркировки мы платим 60 копеек, плюс его нанесение — около 4,5 копеек. Также в расходы закладывается амортизация дорогостоящего оборудования. Все это не может не отразиться на конечной стоимости продукции. Понимая это, мы заранее оповещаем своих контрагентов о скором удорожании мороженого. Пока выглядит все так, что маркировка товаров, которая по всем направлениям торговли внедряется уже второй год, «на руку», в первую очередь, федеральным торговым сетям и поставщикам данных услуг».

Отметим, что в Минсельхозе давали совет компаниям, сформировать запас продукции заранее, чтобы нивелировать риски убытков на первых этапах внедрения маркировки.

«Уже в январе мы поняли, что можем не успеть полноценно в производственных масштабах запустить маркировку в установленный срок. Поэтому приняли решение «подстраховаться», приступив к наращиванию объемов мороженого еще весной. Продукцию, произведенную до 1 июня, можно по закону реализовать без кодов, в пределах сроков годности. А у мороженого, в большинстве своем, длительные сроки хранения. На сегодняшний день наши собственные низкотемпературные склады заполнены достаточным количеством продукции, маркировка на которую не требуется. Мы же продолжаем отлаживать работу в рамках «Честного знака», — добавил Юрий Минкин.

Введение маркировки не повлечет роста цен за счет замещения сектора нелегального оборота легальной продукцией, снижения волатильности цен и повышения контроля над ними, по данным НИФИ Минфина России, рассказали «Московской газете» в пресс-службе Центра развития перспективных технологий (оператора маркировки): «Согласно расчетам, уход с рынка нелегальной продукции приведет к дополнительной выручке легальных производителей на уровне 52,6 млрд в год и может повлечь снижение стоимости для потребителей в пределах 4%. Благодаря этапности введения маркировки инвестиции бизнеса будут распределены на три года, что снижает нагрузку на компании и на цены. Стоимость кода маркировки утверждена правительством на 15 лет и индексироваться не будет, таким образом стоимость кода в реальном выражении будет снижаться».

В ЦРПТ отметили, что для внедрения маркировки участники оборота могут воспользоваться поддержкой по линии Минсельхоза России и программами льготного финансирования от Фонда развития промышленности. Помимо этого, для молочной отрасли принято новое постановление Правительства России (ПП РФ №843 от 31.05.2021), которое предусматривает целый ряд послаблений в части введения маркировки. Они были разработаны Минпромторгом с учетом мнений отрасли.

«Основная причина роста цен молочной продукции – рост цен на сырое молоко. Он за последние два года превышает рост цен на готовую продукцию. Доля в себестоимости конечной молочной продукции насчитывает свыше 50%. Цены на молочную продукцию начали расти еще до введения маркировки, что тоже является своего рода доказательством, что система не влияет на конечную стоимость продукта. Кроме того, опыт введения маркировки в других товарных группах также показал, что она не провоцирует рост цен. Отдельно стоит отметить, что мороженое — сезонный продукт, поэтому производители традиционно повышают на него цены накануне лета», — добавили в пресс-службе Центра.

Автор: Анна Мацовская
ТеГИ
мороженое, подорожание, маркировка
Поделиться
Похожие новости