Новость общества

Чиновники Тамбовской области признали вину в халатности при обеспечении квартирами детей сирот

Чиновники Тамбовской области признали вину в халатности при обеспечении квартирами детей сирот

Фото © «Московская газета»

25.10.2022 в 15:56:00
13116

В Тамбовской области следователи признали подозреваемыми по уголовному делу о халатности при приобретении квартир для детей сирот двух чиновников Управления архитектуры и строительства – и.о.руководителя Александра Филатова и его заместителя Эдуарда Никулина. Раньше по этому делу обвиняемой проходила только юрист Ольга Захлебина. Но если дело направят в суд, на скамье подсудимых она все равно будет сидеть в одиночестве: оба высокопоставленных чиновника вину в преступлении признали, и уголовное преследование в отношении них прекращено в связи с истечением сроков давности

После громкой огласки появились новые подозреваемые

В 2019 году более 200 млн рублей для приобретения жилья детям-сиротам не были освоены, и после проверки Следственный комитет РФ по Тамбовской области возбудил по данному факту уголовное дело. Об этом писала «Московская газета».

Сначала следователь посчитал, что преступления нет, а есть объективные причины, почему квартиры приобрести не успели, в том числе рост цен на жилье и отсутствие предложений на рынке недвижимости – на эти процессы чиновники, занимающиеся приобретением жилья для сирот, повлиять без принятия новых региональных законов не могли. Но прекращенное уголовное дело вернули следователю в Тамбов из Центрального аппарата СК РФ, сказали – прекратил незаконно. Потом в деле появилась обвиняемая – начальник юридического отдела Управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области Ольга Захлебина.

Женщина, проработавшая более 20 лет юристом в госструктурах, понимала, что состава преступления в ее действиях нет. Во-первых, она никак не влияла на нормотворческую деятельность регионального правительства (которое могло законами повысить выделяемую сиротами на жилье сумму квадратного метра) и не была наделена правом принимать управленческие и организационные решения при приобретении жилья детям-сиротам, это входило в обязанности ее руководителей.

Захлебина стала писать обращения к главе СК РФ Александру Бастрыкину, в прокуратуру, депутатам и журналистам. И добилась того, что следователь вынес постановление о привлечении в качестве подозреваемых в совершении преступления с квартирами детей-сирот ее руководителей — и.о. начальника управления градостроительства и архитектуры области Александра Филатова и его заместителя Эдуарда Никулина.

Вину признали, но в чем – говорить не стали

Оба высокопоставленных руководителя управления архитектуры и градостроительства Тамбовской области до последнего пытались переложить всю вину на Ольгу Захлебину. Но из-за общественного резонанса пройти по делу в качестве свидетелей не получилось, хотя и в статус обвиняемых не перешли – сразу после вынесения постановления о привлечении их в качестве подозреваемых они признали вину, пояснять ничего не стали – сослались на показания, данные ими в качестве свидетелей, и попросили прекратить уголовное преследование в отношении них в связи с истечением в марте 2022 года срока давности привлечения к уголовной ответственности.

Однако вопросов остается много. Почему вина руководителей была доказана в последнюю очередь, не исключено что под напором общественного мнения. По какой причине им не было предъявлено обвинение? Почему Филатов и Никитин отказались от дачи показаний в качестве подозреваемых по существу дела, сославшись на то, что ранее были допрошены в качестве свидетелей, «свои показания помнят и на них настаивают… повторяться не желают». Но тут самый главный вопрос: в своих свидетельских показаниях Филатов и Никитин свою вину не признавали, рассказывали, что предпринимали все меры для изменения ситуации, говорили о том, что именно действия Ольги Захлебиной привели к тому, что не все деньги на квартиры сиротам израсходовали. Тогда в чем они признали вину и что тогда легло в основу выдвинутых им обвинений?

Не проконтролировал подготовку постановления – виновен в преступлении

Позиция следствия отражена в постановлениях о прекращении уголовного преследования в отношении Никулина и Филатова. В основе — общие фразы и ссылки на нормативные документы. По существу, абзац, в котором изложена вина руководителя и его зама. «Тем самым Никулин Э.А., обладая реальной возможностью надлежащего исполнения своих служебных обязанностей и недопущения в связи с этим существенно вредных последствий, не принял меры к своевременному изготовлению Захлебиной О.Н. постановления и внесению его в администрацию Тамбовской области для утверждения средней рыночной стоимости 1 кв метра общей площади жилого помещения на 2020 год, для создания условий по непрерывной и бесперебойной работе по размещению заявок для проведения закупочных процедур избранным способом».

Ни слова не написано о том, что весь период 2019-2020 годов Никулин выполнял обязанности руководителя контрактной службы, отвечал за размещение плана-графика закупок, подписывал их своей электронной цифровой подписью, принимал решения о месте покупки по муниципальным образованиям области, о времени размещения закупок, сроках, а главное – что это он давал распоряжения о том, как считать начальную максимальную цену контрактов (НМЦК) всегда.

Кстати, Александру Филатову тоже вменяют в качестве основной вины отсутствие контроля за изготовлением постановления.

В их преступном тандеме она была главной?

В отношении Ольги Захлебиной обвинения гораздо серьезнее. Постановление о привлечении в качестве обвиняемой на 19 страницах. Здесь подробно описывается ее вина по неверному избранию способа определения цены контракта — не приняла мер к увеличению цены до рыночной. При том, что это закреплено только в обязанностях контрактного управляющего, кем в то время был Эдуард Никулин.

«Мне отдельно ставится в вину неверно выбранный приоритет по территориальному расположению квартир – не в областном центре, как хотят сироты и просит соцзащита, а там, где есть квартиры, и они дешевле. Но опять же, как установлено постановлением это исключительно входило в обязанности контрактного управляющего. Я якобы не предприняла мер к прекращению осуществления законодательно необоснованного деления доводимых бюджетных лимитов на общий показатель необходимых к закупке жилых помещений при формировании НМЦК – но и это обязанность руководителя контрактной службы.

Следователь указывает, что у меня была реальная возможность выполнить предусмотренные законом функции по реализации государственной программы «Социальная поддержка граждан», ответственным исполнителем по которой выступало управление социальной защиты, но я работала совершенно в другом управлении.

В вину мне вменяют то, что я не осуществила самостоятельных действий, направленных на своевременную подготовку и внесение проектов постановлений в администрацию области по цене кв. м для покупки квартир сиротам. У меня выявлено отсутствие законодательной и нормотворческой инициативы в части разработки и внесения на рассмотрение руководству управления и области проектов изменений в региональное законодательство, предусматривающих увеличение максимальной площади закупаемых жилых помещений, что соответствовало бы современным тенденциям градостроительства и рынка недвижимости региона. Но ответственность за подготовку законопроектов области, сроков и качества несут руководители органов исполнительной власти области, ответственность за качество подготовки, правильность оформления проекта правового акта несут заместители главы администрации области, разработавшие проект правового акта, руководители структурных подразделений администрации области, исполнительных органов государственной власти области, разработавших проект правового акта.

Следователь ставит мне в вину, что указанная в Законе области небольшая площадь жилых помещений являлась препятствием к возможности полноценной работы по проведению закупочных процедур, так как не соответствовало рынку жилья и по факту препятствовало участию в проводимых конкурсных процедурах застройщиков, ввиду занижения площади от имеющихся на рынке жилых помещений. Указанный вывод в отношении меня незаконный, поскольку в моем Должностном регламенте и Положении об Отделе правового обеспечения не имеется обязанности по корректировке или внесению изменений в указанный Закон области, а также обязанности определять или формировать цену стоимости жилья.

Боле того, площадь большей части квартир на рынке жилья превышала 33 кв. м, в связи с чем возникла необходимость внесения изменений в Закон области № 682-З в этой части (увеличить площадь с 33 кв. м до 42 кв м.) и по поручению руководителя было подготовлено письмо с таким предложением на имя начальника Управления социальной защиты Тамбовской области, на которое соцзащита ответила отказом. Также указанное предложение было направлено руководящему тогда регионом Александру Никитину, но он мер не принял, и указанная законодательная инициатива была принята только Законом области от 17.12.2020 № 569-З, по указанию следственного органа, к тому моменту уже возбудившему это уголовное дело».

Кроме того, ответственность за качество подготовки, оформление и порядок согласования проекта закона области несет руководитель органа исполнительной власти, которому поручена его разработка. По словам Ольги Захлебиной, ответственность за несвоевременное внесение изменений в ст. 6 Закона Тамбовской области от 23.07.2010 № 682-З «О дополнительных гарантиях детей-сирот» в части увеличения площади жилья и изменения механизма расчета стоимости квадратных метров, совершенно очевидно, несёт Управление социальной защиты. Но ни один из сотрудников этого ведомства не стал субъектом преступления в рамках расследования уголовного дела.

Кстати, в этой истории кроме детей-сирот есть и другие пострадавшие. Например, заведующая терапевтическим отделением № 1 Тамбовской центральной районной больницы. На днях ее привлекли к дисциплинарной ответственности. Проверку потребовал назначить следователь СК России по Тамбовской области, который ведет дело Ольги Захлебиной. За то, что медицинский работник считала невозможным допрашивать больную прооперированную женщину, которой следователь настойчиво и ежедневно пытался предъявить обвинение прямо на больничной койке.

ТеГИ
тамбов, чиновники, суд, вина
Поделиться
Похожие новости