Новость общества

Число инцидентов с лифтами в России может вырасти

Число инцидентов с лифтами в России может вырасти

Фото © «Московская газета»

24.05.2024 в 20:15:00
1147

Сроки замены лифтов в России отодвигаются на 5 лет. При этом количество нуждающихся в замене лифтов на протяжении последних лет не меняется, рассказал «Московской газете» директор Национального лифтового союза Пётр Харламов. По словам эксперта, очередное продление сроков обновления лифтового хозяйства должно сопровождаться действенными мерами и расширением финансирования

Любой производитель лифта указывает примерный срок годности подъёмника, но это не означает, что, когда срок истёк, пользование лифтом становится небезопасным, рассказал «Московской газете» эксперт Народного фронта Павел Склянчук.

«В случае правильной профилактики, замены комплектующих, тросов, кабины можно продлить жизненный цикл лифтового оборудования, — отметил Павел Склянчук. — Продление срока службы лифта на 5 лет, с 25 до 30 лет – это вынужденная мера. Да, у нас есть требования Технического регламента Таможенного союза, согласно которым все лифты с истекающим сроком годности надо заменить не позднее февраля 2025 года. Но в России только сейчас появляются мощности лифтопроизводителей, которые смогли бы удовлетворить весь спрос на замену более 70 тысяч лифтов».

По словам эксперта НФ, в коммерческой недвижимости в России используются китайские и европейские лифты, в жилых домах в основном российские и белорусские.

«В элитных жилых домах могут стоять европейские лифты, и их срок службы, как правило, еще не истёк. В европейских лифтах больше электроники, и она нуждается в правильной эксплуатации. В большинстве же наших домов – механические лифты, где нужно вовремя смазывать подшипники, менять тросы, следить за тем, чтобы лифт не перегружали. Бережное отношение к лифту – часть ответственности собственников жилья. В каждой лифтовой кабине есть памятка по правилам эксплуатации, номер диспетчерской на случай застревания лифта», — напомнил Павел Склянчук.

Если лифт признаётся неисправным, его нужно отключать, и это может становиться проблемой, заметил собеседник «Московской газеты».

«С недавних пор Ростехнадзору вернули эти полномочия, и так как лифт – объект повышенной опасности, по итогам осмотра инженер Ростехнадзора может принять такое решение. Неработающий лифт – сразу же большая проблема для жильцов подъезда. Здесь нужно продумать алгоритм действий. У нас в программы капремонта включены работы по замене лифтового оборудования, это происходит в планово-системном порядке. Возможно, управленческую систему нужно донастроить таким образом, чтобы менять лифты адресно, независимо от того, в какой очереди находится многоквартирный дом. Даже если капремонт назначен на 2025 г. или 2027 г., лифт, если он находится в аварийном состоянии, нужно, конечно, менять в первоочередном порядке, а остальные работы производить позже. Плюс ко всему, нужно ужесточить ответственность в тех случаях, когда лифты специально выводятся из строя», — предложил эксперт Народного фронта.

«Согласно Техрегламенту Таможенного союза лифты, у которых вышел 25-летний срок работы, а таких лифтов в России на данный момент 78 тысяч, необходимо заменить не позднее февраля 2025 года, — рассказал «Московской газете» директор Национального лифтового союза Пётр Харламов. — В 2019 г. сроки Техрегламента уже продлевали на 5 лет. Теперь их продлевают ещё, и вот, видимо, снова 78 тысяч лифтов надо будет за 5 лет попытаться обновить. Но без принятия действенных мер очередное продление сроков Техрегламента бесполезно».

Сейчас необходима конкретная программа, план мероприятий по обновлению лифтового фонда, считает директор Национального лифтового союза.

«Президент уже дал правительству поручение к 1 июня представить предложения по замене лифтов и определению источников финансирования, в том числе внебюджетных. Все предыдущие годы мы в Национальном лифтовом союзе предлагали, чтобы правительство софинансировало программу замены лифтов. Средств, накопленных собственниками жилых многоквартирных помещений ежемесячными взносами на капремонт, недостаточно для замены такого большого количества лифтов – 78 тысяч, и это только в жилом фонде. На это требуется порядка 300 миллиардов рублей. В некоторых регионах с заменой лифтов совсем тяжко. За последние 3 года цены на лифты и лифтовое оборудование значительно выросли, замена лифта сейчас стоит около 3 миллионов рублей. С 2016 года Общественный совет при Минстрое разработал механизм ускоренной замены лифтов, который успешно применяется в субъектах РФ. Но ситуация всё равно остаётся сложной, особенно с домами на спецсчетах. У нас есть дополнительные предложения для Минстроя и Минпромторга, которые в ближайшее время будут представлены на профильных совещаниях. В общих чертах эти предложения связаны с привлечением облигаций, инфраструктурными кредитами, оффсетными контрактами и контрактами жизненного цикла лифта. Последнее относится к замене лифтов в поликлиниках, больницах, образовательных учреждениях, на промышленных объектах. В этом случае производитель лифтов или обслуживающая организация берет на себя обязательства по замене лифта, а власти гарантируют, что обслуживающая организация будет обслуживать лифт и получать оплату рассрочкой в течение 10 лет», — рассказал Пётр Харламов.

В 2019 году, когда продлевался срок Техрегламента, не было ни плановых мероприятий по замене лифтов, ни дорожной карты, отметил собеседник издания.

«Сейчас в год меняется максимум 18-20 тысяч отработавших лифтов. При этом столько же прирастает каждый год. То есть количество отработавших устройств не уменьшается», — пояснил директор Национального лифтового союза. — Если говорить о запчастях, то частотные преобразователи – это узел, который пока не импортозамещён. Минпромторг субсидирует их разработку, но частотники могут появиться не раньше 2025 года. Лебёдки в России делают, но пока есть проблема по соотношению «цена-качество», у производителей нет стабильных заказов. На данный момент лучшие лебёдки – итальянские».

Если не принимать решительных мер, сложившаяся ситуация может привести к росту лифтовых инцидентов, заметил Пётр Харламов.

«Важно, чтобы лифты обслуживали профессиональные организации. Требования к ним изложены в 743 постановлении Правительства. За лифтами надо сохранить контроль со стороны государственного органа – Ростехнадзора. При этом условии организации будут по-другому относится к своим обязанностям, потому что будет надзор и будет ответственность, в том числе административно-уголовная. Если активно не контролировать состояние лифтов ситуация может развиваться неблагоприятно», — заключил директор Национального лифтового союза.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
лифт, подъемник, Россия, безопасность
Поделиться
Похожие новости