Новость общества

Что будет с российским экспортом зерновых в 2023 году и как это отразиться на внутреннем рынке?

Что будет с российским экспортом зерновых в 2023 году и как это отразиться на внутреннем рынке?

фото: freepik/ jcomp

09.01.2023 в 14:40:00
6348

Экспорт риса и рисовой крупы из России остаётся под запретом ещё на полгода. Такое решение 30 декабря приняло российское правительство. Запрет начал действовать с 1 июня и теперь продлён до лета 2023 года. Данная мера объясняется тем, что в прошедшем году резко упал урожай риса из-за аварии на Фёдоровском гидроузле в Краснодарском крае, где производится большая часть этой сельхозкультуры. Чтобы обеспечить внутренний рынок рисом и избежать взлёта цен, решено было оставить внутри страны весь производимый рис

Между тем, ограничения в сфере экспорта зерновых распространяются не только на рис. С 15 марта по 30 июня 2022 года вводился временный запрет на экспорт ячменя, пшеницы, ржи и кукурузы в страны ЕАЭС, формально являющиеся ближайшими экономическими партнёрами РФ. Этот запрет объяснялся, опять же, защитой внутреннего продовольственного рынка. Но это была не единственная причина. В Госдуме заявляли, что именно ближайшие соседи стали запретной зоной для экспорта зерновых в рамках борьбы с реэкспортом через Казахстан и другие страны Центральной Азии в дальнее зарубежье. Таким образом экспортёры пытались избежать уплаты пошлины, которая взимается при экспорте в страны Африки и Ближнего Востока напрямую.

Уплату пошлин такими мерами обеспечили, но вот по поводу пользы для конечного российского потребителя у экспертов возникли сомнения. Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский отмечал, что при невозможности отправить товар за рубеж и безальтернативности внутреннего рынка аграрии просто переходят с зерновых на другие культуры, поскольку сохранять прежние объёмы урожая им становится просто невыгодно. Оптовые цены при запрете экспорта падают, а вот розничные, наоборот, могут расти в связи с уменьшением предложения.

Впоследствии оказалось, что прогноз может сбыться, хотя и с некоторой задержкой. Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев в декабре отчитался о рекордных урожаях зерновых, составивших свыше 150 млн тонн. Однако в 2023 году ведомство ждёт уже не более 125-127 млн тонн, т.е. падение урожая может превысить 15%. Прямой запрет на экспорт в некоторые страны стал не единственным фактором, приведшим к таким последствиям. Свою лепту внёс рост цен на комплектующие и запчасти для сельхозтехники, сделавший производство менее рентабельным. Кроме того, экспорт сдерживается санкционными барьерами, на которые указывали в Минсельхозе. По словам Патрушева, главной проблемой, связанной со скрытыми санкциями, стал отказ многих логистических компаний работать с российскими аграриями. Найти суда для транспортировки продукции стало сложнее, а стоимость услуг выросла. Также возникали сбои в оплате услуг иностранных контрагентов в связи с финансовыми ограничениями против российских банков.

Однако хотя бы те аспекты, которые непосредственно зависят от решений российского правительства, могли бы быть исправлены. Но пока этого в полной мере не произошло. К концу года от запретительных мер правительство опять перешло к механизмам квотирования. На первое полугодие экспортная квота на зерновые была утверждена на уровне 25,5 млн тонн. В квоту не входят страны ЕАЭС, но они потребляли не более 2 млн тонн российского зерна ежегодно, так что это направление кардинально ситуацию не изменит. Между тем, по расчётам аналитиков Института конъюнктуры аграрного рынка, чтобы сельхозпроизводители чувствовали себя уверенно и имели стимул для развития, у них должна быть возможность вывезти за рубеж не менее 65 млн тонн продукции за первое полугодие. Как видно, таких возможностей им пока не предоставила не только ситуация на рынке, но и административное регулирование кабмина.

Позитивное влияние таких мер на сдерживание внутренних цен далеко не очевидно, однако у них может быть и скрытое политическое обоснование. Ещё в марте 2022 года, когда вводились первые экспортные ограничения, старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Иван Зуенко предполагал, что таким образом Москва может продемонстрировать свою значимость не только для мировой продовольственной безопасности, но и для политической стабильности целых регионов как производной от этой безопасности. Дело в том, что традиционными рынками сбыта российского и украинского зерна являются страны Ближнего Востока и Северной Африки. После февральских событий с экспортом украинской сельхозпродукции именно РФ стала основным поставщиком жизненно важного продовольствия в эти страны. Если бы и этот канал оказался закрыт, резкий рост цен на еду мог спровоцировать народные волнения в регионе, сравнительно недавно пережившем знаменитую «Арабскую весну». В то же время от политической стабильности в этих государствах зависит бесперебойность поставок нефтегазовых ресурсов, в том числе в Европу, которая находится в процессе отказа от российских энергоносителей. Через эту цепочку Россия, регулируя свой сельскохозяйственный экспорт, может косвенно влиять и на глобальный энергорынок.

Позднее благодаря зерновой сделке экспорт украинского зерна возобновился, однако в наступившем году урожай зерновых в этой стране может снизиться на треть, а экспорт – в несколько раз. Такие оценки дал гендиректор Украинского клуба аграрного бизнеса Роман Сластен. В такой ситуации значимость РФ как ключевого поставщика зерновых сохранится, и, соответственно, влияние правительственных решений в этой сфере на глобальный рынок останется сильным. Правда, побочным эффектом этих «регулятивных игр» может стать дальнейшее повышение стоимости продуктов питания для россиян. Аналитики ФГ «Финам» отмечают, что общая ситуация на мировом рынке, в том числе неблагоприятная погода в ряде стран-экспортёров зерновых, располагает к дальнейшему повышению цен.

Вряд ли российские аграрии упустят возможность продать свою продукцию подороже хотя бы на внутреннем рынке, раз поставки на экспорт административно ограничены. Кроме того, на динамику внутренних цен будет влиять дальнейшее удорожание электроэнергии, топлива и удобрений. Конкретные показатели роста цен в этом сегменте эксперты пока назвать затрудняются, но в том, что рост будет, сомневаться почти не приходится.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
россия, рис, зерно, экспорт
Поделиться
Похожие новости