Новость общества

Что будет с сотовой связью в России через год?

Что будет с сотовой связью в России через год?

Фото © «Московская газета»

03.11.2022 в 10:35:00
3109

Эксперты «Московской газеты» видят два сценария. Какой из них будет реализован, в том числе зависит от «Ростеха»

Голландский холдинг Veon, основанный российским бизнесменом Дмитрием Зиминым, готовится к продаже принадлежащей ему компании «Вымпелком», известной в России под брендом «Билайн», пишет «Ъ». «Московская газета» обсудила с экспертами подоплёку этого решения и будущее сотовой связи в России.

После начала СВО участие в российском бизнесе акционеров из «недружественных» стран весьма проблематично сказывается на деятельности компании, сказал в беседе с журналистом издания директор информационно-аналитического агентства «TelecomDayli» Денис Кусков.

«С учетом принятых ранее поправок к закону о госзакупках (см. «Ъ» от 20 февраля и 15 июня 2021 года) с 2023 года ведущие бизнес в РФ структуры международных групп компаний с долей прямого или косвенного владения более 10% не смогут участвовать в госзаказе. А для Veon участие в российском операторе — это и санкционные риски», — отметил эксперт.

Вероятно, речь идёт не о продаже компании, а, как это сейчас популярно, о передаче управления либо топ-менеджерам, либо российскому акционеру, предположил собеседник «Московской»: «Возможно, в Veon надеются в будущем получить свой бизнес обратно и вернуться на российский рынок».

Похожим образом ситуацию оценивает цифровой юрист, сотрудник компании «Сахаров и партнёры» Никита Истомин.

«Как мы знаем, сейчас и «Яндекс», и другие представители IT-бизнеса делают то же самое, что делает Veon: меняют свою корпоративную структуру, чтобы не попасть под санкционный удар, — говорит Никита Истомин. — Системный интегратор «Softline» тоже сейчас проводит реструктуризацию: одно юрлицо для работы на отечественном рынке, другое —для иностранного. Сценарий продажи компании топ-менеджменту действует не только в IT-сфере, но и в продуктовом бизнесе, и даже в машиностроении. Мне кажется, между Veon и топ-менеджментом «Вымпелком» могут быть непубличные договорённости о том, что впоследствии, при благоприятном развитии ситуации, топ-менеджмент сможет перепродать компанию обратно».

Другие российские операторы связи могут оказаться в такой же ситуации?

«МТС, насколько мне известно, российская компания. А вот у Tele-2 есть или были иностранные акционеры, так что вероятность развития подобного сценария у компании может возникнуть», — предположил Никита Истомин.

Сейчас Veon, помимо России, присутствует в Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Пакистане, Бангладеш, Грузии и на Украине. На российский бизнес по итогам восьми месяцев этого года приходилось 57% общей выручки Veon, и, возможно, руководство холдинга при благоприятных условиях захочет вернуть в свой состав «ВымпелКом».

«Да, Россия — домашний рынок для Veon, — заметил Никита Истомин. — Это существенная потеря для холдинга. Не исключено, что у Азии у Veon — не равнозначный рынок связи, а просто свои активы в азиатских компаниях. К тому же, в Китае много сильных местных операторов. В Казахстане, если говорить о рынке СНГ, они тоже есть».

Реструктуризация холдинга как-то повлияет на качество связи «Билайн»?

«Хуже или лучше качество связи от этого вряд ли станет, — сказал «Московской газете» Денис Кусков. — А сложности с оборудованием есть у всех российских операторов связи, поскольку производители оборудования ушли из России».

Насколько серьёзными эти трудности, о которых «Московская газета» писала ещё до февральских событий, предстают теперь?

«Пока у отечественных операторов есть запасы оборудования, и до 2024 года проблем с качеством связи не должно возникать, — сказал Денис Кусков. — Потом появится российское оборудование. Есть вероятность, что «Ростех» его к тому времени сделает. Пока «Ростех» вместо разработки отечественного оборудования для сетей 5G развивает технику для LTE. С этим будут определённые трудности, потому что своих микропроцессоров у нас еще нет, а зарубежные нам пока не поставляются».

2024 год — реальный срок, согласен Никита Истомин.

«Я слышал от представителей IT-компаний и интеграторов, что в последние месяцы они старались активно закупать западное оборудование. Условно говоря, да, проблемы со связью могут возникнуть где-то в 2024 году. Возможно, некоторые регионы могут ощутить их чуть раньше», — сказал собеседник издания.

Проведёт ли «Ростех» к 2024 году импортозамещение оборудования сотовых сетей, вопрос более сложный.

«Есть две причины сомневаться в этих сроках, — полагает Никита Истомин. —Во-первых, «Ростех» сегодня обслуживает нужды военно-промышленного комплекса. И оборудование, не связанное с гособоронзаказом, пока не будет для «Ростеха» в приоритете. Второй фактор: у нас на данный момент объективно недостаточно мощностей, производств, кадров. Микрочипы есть, но их слишком мало, чтобы охватить рынок, по этой же идее они весьма дорогие. К тому же, «Эльбрус» и «Байкал» производятся на Тайване. «Ростех» постепенно становится монополистом и может диктовать свои условия находясь при этом вне конкуренции. Отсутствие конкуренции не всегда положительно влияет на качество и сроки выполнения заказа, при этом «Ростех» — не какой-то частный монополист, а госкорпорация».

Насколько может ухудшится сотовая связь при негативном сценарии?

«Возможно ухудшение стабильности и качества связи — в первую очередь, интернета и голосовой связи, возможны уменьшение радиуса дальности связи и увеличение помех в тех регионах, где не хватает сотовой инфраструктуры. Чтобы как-то смягчить ситуацию, операторы связи могут начать сокращать тарифы, убирать «безлимит», чтобы как-то ограничить пользователей в нагрузке на сети, и это может привести как ни парадоксально к одновременному ухудшению и удорожания связи», — заключил юрист.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
сотовая связь, россия, Veon
Поделиться
Похожие новости