Новость общества

Что не так с региональными дорогами в России?

Что не так с региональными дорогами в России?

Фото © «Московская газета»

08.07.2023 в 11:02:00
2319

Отталкиваясь от примера Ярославской области, журналист «Московской газеты» обсудил с экспертами причины проблем с качеством дорог в российских регионах

«Не надо щадить подрядчиков»

Ярославская область заняла одно из последних мест в рейтинге качества дорог в России. «Это значит, что мы честно сдаем отчетность и не рисуем себе того, чего нет», – пояснил ситуацию глава региона Михаил Евраев.

«Ответ губернатора вызывает улыбку», – сказал «Московской газете» региональный эксперт, директор бизнес-направления Аналитического центра LEANCOR Евгений Голубев.

«Возникает ощущение, что другие регионы занимаются «приписками», а губернатор Евраев говорит правду, — отметил собеседник издания. — А ведь Программа «Безопасные и качественные дороги», которая идёт по всей стране – федеральная, и контроль за её исполнением осуществляется примерно одинаково во всех регионах. Что касается нашего региона, то по качеству региональных и муниципальных дорог по итогам 2022 года Ярославская область заняла 78 место из 85. Результат – хуже некуда».

Эта ситуация с дорогами складывалась в Ярославской области последние 10-12 лет, рассказал Евгений Голубев.

«При предыдущих губернаторах Сергее Ястребове (2012-2016) и Дмитрии Миронове (2017-2021) качество приёмки отремонтированных дорожных объектов зачастую было «ниже среднего», — сказал региональный эксперт. — В итоге в различных районах дороги, которые изначально были сделаны недостаточно хорошо, начали сыпаться. Подействовал накопительный эффект. Так что Михаилу Евраеву приходится отчитываться ещё и за действия своих предшественников».

Чтобы решить проблему с дорогами в области нужно усиливать качество приёмки дорожных объектов, считает Евгений Голубев:

«Чтобы не было таких вещей, когда внешне всё хорошо, а через 2-3 года дорога разваливается. И возникает вопрос: чего больше закладывали в асфальт, бетона или песка? Губернатор, конечно, в определённом смысле заложник этой ситуации. Но ей надо планомерно и тщательно, без «шапкозакидательских» настроений уделять внимание. Иначе начнут сыпаться уже те дороги, что отремонтированы при Евраеве, со всеми политическими последствиями для губернатора».

Главе региона не стоить слишком уж щадить подрядчиков дорожных работ и сразу принимать все выполненные ими объекты, считает эксперт.

«При губернаторе Дмитрии Миронове дорожные подряды выигрывали 2-3 компании, среди них – крупная строительная компания ЕКС, — рассказал директор бизнес-направления Аналитического центра LEANCOR. — Сейчас у ЕКС стало меньше объектов, но они делают большой объект в Рыбинске, ремонтируют мост через Волгу».

«10 лет назад наш «сосед» Костромская область была глубоко позади нас по качеству дорог, — отметил Евгений Голубев. —Сейчас они на 55 месте по качеству дорог, а мы – на 78. При том, что у Костромской области много экономических проблем. Но качество дорог там улучшилось. Потому что последние 8-10 лет там один и тот же губернатор, Сергей Ситников, и он придаёт вопросу дорог первостепенное значение. В первую очередь, за счёт качества приёмки дорожных объектов. В отличие от нашего региона, в Костромской области некачественные объекты не принимают».

«Комиссии по приёмке должны быть федеральными»

О состоянии региональных дорог в России и причинах нестабильного качества их ремонта рассказал «Московской газете» президент Ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин:

«В 2021 году мы сделали масштабную поездку по стране с целью проверить качество дорог в регионах. С тех пор мы мониторили ситуацию, и состояние областных и муниципальных дорог не поменялось. В Саратовской области – ужасного качества дороги. В Самарской области клочок дороги между Самарой и Саратовом не ремонтировался уже лет 40. Дорога потрескалась, но, надо отдать должное советскому качеству, на ней нет ям, как на современных дорогах. На дорогах Ростовской области – очень большая колейность (разрушение дороги вдоль линии наката по направлению движения автомобилей, – прим. авт.). В Ярославской области федеральная трасса в нормальном состоянии, региональные дороги – в ужасном. Свердловская область не впечатлила по качеству ни федеральными, ни региональными дорогами – в этом регионе очень много ездят с «перегрузом», а этот фактор влияет на качество дорог. В Ленинградской области где-то половина дорог остаётся без ремонта».

А где с дорогами всё хотя бы относительно хорошо?

«В Тюменской области дороги хорошие, — отметил Владимир Матягин. — Это богатый регион, а тренд качества дорог заложил, вероятно, ещё Сергей Собянина. Хорошие дороги – в Чечне. Там перевозчики не имеют никакой возможности возить с перегрузом. В Московской области, как и в Тульской, федеральные дороги в приличном состоянии, а вокруг – бардак. В целом в России качество половины дорог можно оценить на «четвёрку» и качество другой половина – на «кол», — считает эксперт.

По мнению президента «Грузатвотранса», ремонт дорог в каждом регионе зачастую и осуществляет, и принимает сложившийся круг местных компаний.

«Часто разыгрываются тендеры на ремонт «для своих», то есть, в них содержатся технические задания, которые могут выполнить только определённые компании, например, чтобы для ремонта использовались машины определённой марки. Как правило, региональные структуры подтягивают к ремонту дорог свои компании. Эти же компании порой присутствуют и в комиссии, которая принимает ремонт участка дороги. В одном из регионов мы столкнулись с ситуацией, когда в комиссии присутствовали и заказчик дорожных работ, и подрядчик, и эксплуатант дороги. В результате, зачастую происходит «экономия» на качестве ремонта. В технологии производства асфальта, в показателях уплотнения асфальта, грубо говоря, когда по асфальту должен 10 раз проехать каток, а вместо это каток проезжает лишь пять раз. Комиссия зачастую берёт пробы асфальта в определённом месте, где всё сделано по технологии, а на других участках асфальта положено меньше или его качество хуже. Потом на этот асфальт влияют погодные условия: вода, жара, мороз. Влияет и езда с перегрузом. При этом знаменитый участок дороги в Тверской области много лет стоит без ремонта в практически идеальном состоянии. Но зачем строить хорошие дороги, когда уже сложился свой круг компаний и происходит так называемый «круговорот денег в природе»? Это вопрос риторический. На мой взгляд, комиссии по проверке качества дорог должны быть не региональными, а федеральными. Этим должна заниматься структура вроде Росстандарта, а не местные компании», — считает Владимир Матягин.

Может быть, для региона и для центра было бы не слишком удобно, если бы ремонт каждой региональной дороги принимала федеральная комиссия? С другой стороны, ещё более неудобно, когда отремонтированная местной компанией дорога начинает сыпаться через пару-тройку лет, а по ней приходится ехать.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
россия, дороги, регионы
Поделиться
Похожие новости