Новость общества

Добычу красной рыбы в России могут ожидать трудности

Добычу красной рыбы в России могут ожидать трудности

Фото © «Московская газета»

25.07.2024 в 16:18:00
1555

На рассмотрении в Госдуме находится законопроект о внесении изменений в федеральный закон о рыболовстве, предлагающий формулу расчёта платы за продолжение пользования рыболовными участками. Как рассказали собеседники «Московской газеты» в отрасли, взнос, который, возможно, придётся заплатить рыбодобывающим предприятиям Дальнего Востока, может заставить их закрыть производство или привести на рыбный рынок непрофессиональных игроков. В любом случае это отразится на себестоимости рыбы, учитывая, что обильный улов лососевых на Дальнем Востоке, по мнению рыбаков, должен смениться периодом спада, и экономике рыбодобывающих регионов. В Росрыболовстве представили другую точку зрения рассказали о перспективах вылова лососевых в ближайшие годы

На рассмотрении в нижней палате российского парламента находится законопроект о внесении изменений в федеральный закон о рыболовстве, предлагающий формулу расчёта платы за продолжение пользования рыболовными участками. Во Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров сообщили, что изначально этот взнос планировался в размере 92 млрд рублей, а теперь может составить 200 млрд.

«Водные участки для добычи рыбы выдавались рыбодобывающим предприятиям Дальнего Востока в пользование на 20 лет, — рассказал «Московской газете» член Общественного совета при Федеральном агентстве по рыболовству, председатель Совета директоров медиахолдинга Fisnnews Эдуард Климов. — В 2026-2028 годах будет происходить перезаключение договоров, и предприятия будут снова получать право на следующие 20 лет пользоваться этими участками. За это надо будет заплатить разовый взнос. Цена взноса определялась по специальной формуле, для которой брались объёмы вылова за последние 4 года, плата за водные биоресурсы и другие показатели. Несколько месяцев назад предполагалось, что взнос будет составлять около 90 млрд рублей. Потом было принято решение умножить эту цифру на коэффициент 2. Плюс, обладатели участков по добыче рыбы должны что-то сделать для социального благоустройства регионов Дальнего Востока, выполнить определённые обязательства на местном уровне. Так возникла сумма порядка 200 млрд рублей. Сумма очень серьёзная, ни у кого из рыбаков её нет. Для выплаты им придётся брать кредиты в банках. Кредитная ставка сейчас 16%, ходят разговоры о поднятии её до 20%. Впрочем, государство даёт рыбакам некоторую поблажку — платёж разбит на три части, треть должна выплачиваться сразу при заключении договора, а остальное в течение 2 лет. Но это всё равно глобальные суммы. Если у рыбаков изымут 200 млрд, а 50-60 млрд уйдут на обслуживание кредитов, то сумма приблизится к 300 млрд рублей. Это совершенно точно отразится на стоимости красной рыбы, и мы даже не можем спрогнозировать, как именно. Правительство рассматривает рыбную отрасль как один из наполнителей бюджета, и если добыча краба, квоты на минтай, строительство рыбодобывающими предприятиями судов и заводов прямо и косвенно принесли деньги в бюджет, то теперь, видимо, пришло время красной рыбы».

По мнению эксперта, планы по увеличению взноса за право пользования водными участками накладывается на цикличное сокращение вылова красной рыбы на Дальнем Востоке.

«Есть мнение, что обильный вылов последних 3-4 лет будет продолжаться ещё лет 20. Но рыбаки считают, что пиковый рост улова красной рыбы на Дальнем Востоке заканчивается, — говорит Эдуард Климов. — Если в регионе в 2024 году будет выловлено 250-300 тыс. тонн красной рыбы, это будет считаться хорошим выловом. Улов рыбы просчитать нельзя, но известно, что он происходит циклично. После нескольких лет обильного улова — несколько лет более скромных показателей. Поэтому сколько будет рыбы и сколько она будет стоить, неизвестно».

Сумеют ли рыбодобывающие предприятия Дальнего Востока продолжать свою деятельность в новых условиях? И как эта ситуация повлияет на жизнь регионов Дальнего Востока?

«Сейчас в стране везде дефицит кадров, рыбная отрасль не исключение, и тем, кто решится добывать рыбу в новых условиях, надо будет платить больше, а это повлияет на себестоимость рыбы, — отметил представитель Общественного совета при Федеральном агентстве по рыболовству. — Я не думаю, что крупные рыбодобывающие предприятия будут становиться ещё крупнее, а мелкие и средние закрываться. Сейчас в стране довольно много денег, ввиду того что зарубежные направления и проекты закрыты. Поэтому на рыбный ресурс будет спрос. Но, боюсь, со стороны непрофессионалов. В отрасль придут игроки, которые не вполне понимают, как она работает. Как они будут организовывать производственные процессы? Всё это может поставит отрасль на грань выживания. И это сильно ударит по регионам Дальнего Востока. Если будет разовая глобальная встряска, люди уйдут в кредиты. Пока на рынке будут осваиваться новые игроки, регионы будет лихорадить. Также надо отметить, что заработки на ловле рыбы и так ограничены по времени, поскольку рыба идёт с июля по октябрь».

«В проекте постановления, регламентирующего порядок расчёта платы за пользование рыболовными участками, речь шла о 100%-ной плате, сейчас документ находится на подписании в правительстве, и в рыболовной отрасли говорят о том, что плата в итоге может составить 200%, — рассказал «Московской газете» президент Ассоциации добытчиков лосося Камчатского края Владимир Галицын (законопроект находится на рассмотрении в Госдуме, в числе авторов законопроекта, которых можно найти в пакете документов при внесении, есть ряд сенаторов РФ, — прим. авт.). — При этом принят ещё один документ из перечня документов, регламентирующих порядок дальнейшего распределения участков, и он обязывает пользователей участков заключить соглашение о социально-экономическом развитии региона и заплатить дополнительно от 10 до 20% стоимости платы за предоставление участка. В итоге цифра приближается к 200 млрд рублей для рыбохозяйственных предприятий Дальнего Востока. Сумма рассчитывалась, исходя из выловов за 4 года, предшествующих заключению новых договоров. А это были одни из лучших годов на Дальнем Востоке, в течение которых мы вылавливали максимальный объём лосося. Но путина 2024 года будет провальной. В 2023 году на Дальнем Востоке поймали около 600 тыс. тонн рыбы, одна только Камчатка — около 490 тыс. тонн. В этом году, возможно, будет поймано около 200 тыс. тонн. Рыбохозяйственная наука объясняет это закономерностями существования водных биоресурсов: несколько лет обильного улова сменяются сильным спадом. В случае с сардиной и рыбой иваси, циклы составляют 30-40 лет. Сейчас лососевые пошли на спад. По каким-то отдельным регионам, отдельным видам рыбы мы, конечно, можем ожидать хорошего улова, но в целом будет спад. При этом в рыболовной отрасли идёт снижение прибыли. Налоговые ставки за пользование водными ресурсами выросли в 2023 году по некоторым видам рыбы в 7 раз. Топливо за последние годы подорожало в 2 раза. Выросла стоимость кредитов. Санкционные ограничения коснулись экспорта российской рыбы. На одном из предприятий мне рассказали, что после выплаты в 200 млрд рублей для выхода на рентабельность производства понадобится 60 лет. Более 90% предприятий на Камчатке не смогут перезаключить договоры на пользование рыболовными участками на таких условиях. Даже крупные предприятия собираются дорабатывать 2 года и закрываться».

В Росрыболовстве представили другую точку зрения по данной ситуации и рассказали о перспективах вылова лососевых в ближайшие годы.

«Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил определения размера и взимания платы за заключение в соответствии с частью 7 статьи 333 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» еще не опубликовано, — сообщили «Московской газете» в пресс-службе Росрыболовства. — Связывать размер взымаемой платы за пользование рыболовными участками и цену на конечный продукт напрямую некорректно. Вылов лососевых занимает достаточно большой объем рынка и имеет хорошую рентабельность для бизнеса. Тема повышения цен на красную рыбу и икру поднимается ежегодно в период промысла тихоокеанских лососей и перед новым годом, и часто имеет спекулятивный характер. Отметим, что предложения рыбаков часто не коррелируется с ценами на полке.

Говорить о возможном росте цен на лососевые преждевременно. Ситуация на внутреннем рынке остается стабильной. На начало путины были не полностью распроданы уловы 2023 года. Первоначальный прогнозируемый вылов лососей на Дальнем Востоке в 2024 году составляет порядка 320 тыс. тонн. Этого объема более чем достаточно, чтобы закрыть потребности внутреннего рынка, как в красной рыбе, так и в красной икре. К 23 июля 2024 г. общий вылов тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке превысил 65,9 тыс. тонн. Есть отставание от предыдущего чётного года, прежде всего в основном промысловом регионе – на Камчатке, и составляет оно порядка 10%. Тем не менее, в большинстве дальневосточных регионов наблюдается положительная динамика добычи. Со значительным плюсом к аналогичному периоду прошлого года идет промысел лососей в Хабаровском и Приморском краях, Магаданской и Сахалинской областях. В Хабаровском крае – более 8,7 тыс. тонн, что вдвое превышает показатель 2022 года. Сахалинская область также идет с положительным показателем – 2,8 тыс. тонн, что почти на 13% выше аналогичного периода прошлого года. В Приморском крае к 23 июля вылов более 1,7 тыс. тонн – в 2,8 раз или на 180% больше, чем в 2022 году. Магаданские рыбаки добыли более 4,8 тыс. тонн – на 2,6 тыс. тонн больше, чем в 2022 году (+ 115%)».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
красная рыба, Россия, рыболовство
Поделиться
Похожие новости