Искусственный интеллект заменит ряд процессов в сфере факторинга

ИИ набирает популярность ещё в одной сфере финансового рынка
В финансовой сфере возможности искусственного интеллекта стали использовать гораздо раньше того времени, когда ИИ завладел вниманием широкой общественности благодаря появлению последних поколений ChatGPT. Это связано с тем, что финансистам приходится работать с огромными массивами важных и зачастую конфиденциальных данных. Различные ИИ-модели используются для индивидуализации финансовых продуктов и повышения эффективности клиентской поддержки, для анализа больших объёмов информации, помощи в обеспечении безопасности и защиты от мошенничества, а также для ускорения создания мобильных приложений. На этом фоне некоторые специалисты высказывают опасения, что вскоре искусственный интеллект полностью заменит многих сотрудников и сократит число рабочих мест. Впрочем, пока волноваться большинству финансистов рано. Доцент РГУ СоцТех, член общественного совета при Минобрнауки России Инна Литвиненко в беседе с «Московской газетой» отметила, что в некоторых случаях ИИ действительно может заменить, например, рядового бухгалтера, но если задачи становятся более сложными или сопряжены со значительной ответственностью, доверить их решение нейросети пока вряд ли возможно.
«Московская газета» выяснила, как ИИ внедряется ещё в одной сфере финансовой деятельности – факторинге.
Управляющий московским офисом компании «Бизнес-Поддержка» Ирина Рева подтвердила, что искусственный интеллект играет всё большую роль в бизнесе, в том числе в сфере факторинга, делая этот метод финансирования более автоматизированным и результативным.
«В настоящее время перед факторинговыми компаниями стоит важная задача — улучшить внутренние процессы, сделать их более эффективными и снизить затраты на их осуществление. В работе компаний, особенно в финансовой сфере, существует множество установленных правил и ограничений, которые чётко прописаны в соответствующих документах и должны строго соблюдаться. На каждый регламент и его применение требуется создавать особые системы контроля и регулирования рисков, включая риски, связанные с операционной деятельностью и репутацией. Применение подобных систем имеет большое значение в области финансов и сопряжено с существенными расходами, включая временные и финансовые. Уже сейчас есть хорошие инструменты, которые работают благодаря ИИ. Банки и факторинговые компании активно их внедряют, используют и усовершенствуют, что помогает им сэкономить время, силы и деньги», — рассказала эксперт.
По словам Ирины Ревы, с помощью ИИ можно делать работу более эффективной, автоматизировать однообразные операции, предсказывать проблемы и оперативнее на них реагировать.
«Разберём несколько примеров применения ИИ в факторинге. Во-первых, применение кредитного скоринга и оценки рисков: факторинговые компании внедряют алгоритмы машинного обучения для оптимизации процессов кредитного скоринга поставщиков и дебиторов. Используя данные из разнообразных источников, включая кредитные истории, финансовую отчетность, данные о транзакциях и открытые источники, эти алгоритмы позволяют проводить более глубокий и всесторонний анализ. Это способствует повышению точности оценки рисков и улучшению качества принимаемых решений в области финансирования клиентов. Во-вторых, это автоматизация обработки документов. Ранее в факторинговых компаниях была активно использована ручная сверка документов, ведь при работе с факторингом клиент обязан предоставлять свои счета-фактуры для получения финансирования, и это лишь малая часть документов, которые подлежат оцифровке. Объём работы при этом невероятно большой, в связи с чем задействованы многочисленные подразделения и отделы, сотрудники перегружены выверкой и сопоставлением, грубо говоря, чисел и букв. Некоторые организации используют технологии распознавания документов с элементами искусственного интеллекта для автоматического извлечения информации из счетов-фактур и других документов. Это помогает ускорить обработку запросов и уменьшить количество ошибок. В-третьих, это обнаружение фактов мошенничества. Некоторые факторинговые компании разрабатывают системы для выявления подозрительных транзакций и мошеннических схем на основе анализа данных о транзакциях и клиентской активности. Это позволяет предотвратить убытки, связанные с мошенничеством. В-четвертых, это активное использование чат-ботов и автоматизация клиентской поддержки. Факторинговые компании, как и банки, используют чат-ботов на базе ИИ для ответов на простые вопросы клиентов и предоставления базовой информации о факторинговых услугах. Конечно, применение таких чат-ботов имеет две стороны: это доступ к информации 24/7, что удобно и позволяет получить ответы на вопросы мгновенно, но на практике мы всё чаще слышим от клиентов, что у них общение с живыми менеджерами вызывает больше доверия и расположения, что также влияет на клиентоориентированность», — объяснила Ирина Рева.
Собеседница издания добавила, что в большинстве случаев внедрение ИИ находится на начальной стадии. До полной автоматизации факторингового процесса мало кто дошёл, а многие компании вообще не раскрывают данные о применении нейросетей в своей деятельности
«Ряд процессов, которые раньше выполнялись вручную, заменит ИИ, но это будет направлено на облегчение работы самих сотрудников. Также можно предположить, что будут созданы отделы, которые займутся модернизацией и внедрением новых финансовых инструментов на базе ИИ, что говорит о тандеме между финансистами и IT-специалистами. Оптимизация внутренних процессов — это постоянная работа, которая будет востребована в компаниях на протяжении долгого времени. В будущем ИИ станет незаменимым инструментом для специалистов, что поможет им работать более результативно. Процесс инвестирования в цифровые технологии будет продолжаться, а всё, что можно и целесообразно автоматизировать, будет подвергаться автоматизации», — уверена управляющий московским офисом компании «Бизнес-Поддержка».
Ирина Рева выразила уверенность в том, что роль ИИ в факторинге также продолжит расти, хотя пока именно в этой сфере он и не получил широкого распространения.
Искусственный интеллект всё активнее применяется не только в финансовой сфере, но и во многих других отраслях, включая медицину, строительство и журналистику. Однако во всех этих случаях эксперты подчёркивают, что ИИ не может полностью взять на себя все задачи, ранее выполнявшиеся человеком, а является только вспомогательным инструментом, который нужно грамотно использовать. Главный редактор «Московской газеты» Валерий Ивановский пояснил, что любой ИИ в упрощённом понимании является лишь базой данных и интерфейсом по их извлечению. Собственной волей или способностью генерировать новые знания нейросеть не обладает, и результат её использования напрямую зависит от профессионализма и компетентности того человека, который ей управляет.
-
Социологи и политологи заговорили о том, чего россияне ждут в будущем. Люди понимают, что в экономике и финансах долго б...08.06.2022 в 00:03:0017395
-
Среднестатистический размер лимита по кредитным картам за март месяц сократился на 15,6% — до 64,9 тыс. рублей по ...06.05.2022 в 10:32:003181
-
Не укачает ли нас на финансовых виражах?09.03.2022 в 19:22:003547
-
На фоне санкций со стороны Европы и США, введенных в связи с проведением военной спецоперации РФ в Украине, российс...09.03.2022 в 14:11:003900
-
МЭР РФ предложило снизить прогноз темпов роста ВВП до 2,8% в 2022 году вместо ожидавшихся 3%. Свою ухудшенную оценку соц...22.02.2022 в 12:31:004889
-
В недвижимость и ценные бумаги вкладывать деньги не стоит, считает эксперт Высшей школы управления финансами11.12.2020 в 13:15:0019778