Новость общества

Экологи объявили войну одноразовой упаковке при доставке еды

Экологи объявили войну одноразовой упаковке при доставке еды

Фото © «Московская газета»

09.10.2021 в 11:33:00
2961

«Гринпис» запустил среди своих сторонников петицию «Доставка должна быть экологичной!». Активисты требуют, чтобы сервисы доставки готовой еды, набравшие популярность в пандемию, стали экологичными. По их мнению, если этого не произойдет в ближайшее время, крупные города могут утонуть в грязных массах одноразовой посуды

Пандемия оказала существенное влияние на российский фудтех (foodtech – онлайн-сервисы доставки еды из магазинов и ресторанов) – пользователи стали чаще заказывать еду. А сама доставка блюд превратилась из событийной услуги в привычку. 

По словам эксперта проекта «Ноль отходов» российского отделения Гринпис Анны Крюковой «в пандемию люди стали чаще заказывать доставку готовой еды домой: за 2020 год этот сегмент вырос более чем в четыре раза». 

Пока тенденция не меняется и вряд ли изменится в ближайшее время. С доставкой растёт и количество отходов, которые трудно переработать: одноразовых контейнеров, столовых приборов, пакетов. По данным «Гринпис», контейнеры из полипропилена принимают лишь 17% заготовителей (эти предприятия сортируют отходы и передают их на переработку), контейнеры из вспененного полистирола – 4% (и в тех, и в других контейнерах привозят еду), а одноразовые столовые приборы – только 5%. В доставке часто встречаются именно эти предметы и упаковка. 

Экологи напомнили, что пластиковые контейнеры, превращаясь в мусор, разлагаются от трехсот до тысячи лет. Одноразовая посуда может в ближайшие годы заполонить городские свалки, которые будут разрастаться. Только за 2020 год от доставки готовой еды образовалось не менее 40 тысяч тонн отходов – это порядка 1 млрд одноразовых предметов. В связи с этим зеленые хотят, чтобы как можно больше людей узнали про проблему и запустили петицию. 

«Механика петиции работает таким образом, что обращения напрямую уходят к адресатам (крупным компаниям по доставке еды, прем. ред). Поэтому, чем больше людей подпишет обращение, тем более видимой для сервисов по доставке еды станет проблема отходов, — объяснила «Московской газете» Анна Крюкова. — Большое количество запросов от клиентов компаниям будет всё сложнее игнорировать».

В обращении «Гринпис» предложил различные варианты экологизации доставки. «Самые приоритетные меры – замена одноразовых предметов на многоразовые и минимизация упаковки в принципе, — отметила эксперт. — Если у людей будет выбор, в чем заказывать еду, они будут пробовать новое и со временем перестроятся. Мы уверены, чем больше возможностей сервисы предоставят, тем популярнее это станет». 

В Москве, да и в целом по России проектов по доставке готовой еды в многоразовой таре пока еще нет, но в ряде столиц мира их становится всё больше, говорится в обращении к компаниям. Петицию с требованием убрать лишнюю упаковку из заказов подписали уже более 16 тысяч неравнодушных к охране окружающей среды граждан.

Один из крупных операторов российского рынка по доставке еды Delivery Club признал, что за пандемию существенно выросло число заказов. Так, по сообщению компании, в июне 2019 года ее сотрудники выполнили 2 млн заказов, в июне 2020 – 5 млн, а в июне этого года – уже 7 млн.

На редакционный запрос «Московской газеты» о том, как компания занимается сокращением использования одноразовой посуды для потребителей, в пресс-службе Delivery Club ответили: «Чтобы растущий интерес к доставке не создавал ущерба для экологии, ещё два года назад мы перестали по умолчанию включать пластиковые приборы в заказы — если они необходимы, их можно добавить через специальный фильтр. Тогда мы подсчитали, что, если 71% пользователей действительно перестанут включать в заказы посуду, в год это позволит предотвратить утилизацию свыше 40 млн пластиковых вилок, ножей и ложек. В целом, мы продолжаем изучать возможности по сокращению количества упаковки и повышения степени её переработки и планируем развивать эко-проекты в дальнейшем».

Председатель правления движения «ЭКА» Татьяна Честина считает инициативу «Гринпис» крайне актуальной, поскольку «доставка – это гигантская генерация одноразового пластика и другого мусора, существенно выросшая во время пандемии, которая приводит к росту свалок и каждый день усугубляет и без того катастрофическую ситуацию с мусором». 

«Наш опыт работы в этой теме и свежие исследования показывают, что растет как экологическая обеспокоенность потребителей, так и их ожидания от бизнеса в части его экологической ответственности, — сообщила она. — Те игроки рынка, которые будут на это реагировать и переходить на разумные и выполнимые меры, предложенные в петиции, могут рассчитывать на большую лояльность потребителей». 

Эксперт обратила внимание на то, что минимизация образования отходов заложена как приоритетное направление госполитики в сфере обращения с отходами в российском законодательстве, однако на практике не соблюдается. 

«Хотелось бы больше внимания и действий по этому вопросу и со стороны регуляторов», — подчеркнула Татьяна Честина.

ТеГИ
экологи, гринпис, одноразовая посуда, упаковка
Поделиться
Похожие новости