Экологи объявили войну одноразовой упаковке при доставке еды
«Гринпис» запустил среди своих сторонников петицию «Доставка должна быть экологичной!». Активисты требуют, чтобы сервисы доставки готовой еды, набравшие популярность в пандемию, стали экологичными. По их мнению, если этого не произойдет в ближайшее время, крупные города могут утонуть в грязных массах одноразовой посуды
Пандемия оказала существенное влияние на российский фудтех (foodtech – онлайн-сервисы доставки еды из магазинов и ресторанов) – пользователи стали чаще заказывать еду. А сама доставка блюд превратилась из событийной услуги в привычку.
По словам эксперта проекта «Ноль отходов» российского отделения Гринпис Анны Крюковой «в пандемию люди стали чаще заказывать доставку готовой еды домой: за 2020 год этот сегмент вырос более чем в четыре раза».
Пока тенденция не меняется и вряд ли изменится в ближайшее время. С доставкой растёт и количество отходов, которые трудно переработать: одноразовых контейнеров, столовых приборов, пакетов. По данным «Гринпис», контейнеры из полипропилена принимают лишь 17% заготовителей (эти предприятия сортируют отходы и передают их на переработку), контейнеры из вспененного полистирола – 4% (и в тех, и в других контейнерах привозят еду), а одноразовые столовые приборы – только 5%. В доставке часто встречаются именно эти предметы и упаковка.
Экологи напомнили, что пластиковые контейнеры, превращаясь в мусор, разлагаются от трехсот до тысячи лет. Одноразовая посуда может в ближайшие годы заполонить городские свалки, которые будут разрастаться. Только за 2020 год от доставки готовой еды образовалось не менее 40 тысяч тонн отходов – это порядка 1 млрд одноразовых предметов. В связи с этим зеленые хотят, чтобы как можно больше людей узнали про проблему и запустили петицию.
«Механика петиции работает таким образом, что обращения напрямую уходят к адресатам (крупным компаниям по доставке еды, — прем. ред). Поэтому, чем больше людей подпишет обращение, тем более видимой для сервисов по доставке еды станет проблема отходов, — объяснила «Московской газете» Анна Крюкова. — Большое количество запросов от клиентов компаниям будет всё сложнее игнорировать».
В обращении «Гринпис» предложил различные варианты экологизации доставки. «Самые приоритетные меры – замена одноразовых предметов на многоразовые и минимизация упаковки в принципе, — отметила эксперт. — Если у людей будет выбор, в чем заказывать еду, они будут пробовать новое и со временем перестроятся. Мы уверены, чем больше возможностей сервисы предоставят, тем популярнее это станет».
В Москве, да и в целом по России проектов по доставке готовой еды в многоразовой таре пока еще нет, но в ряде столиц мира их становится всё больше, говорится в обращении к компаниям. Петицию с требованием убрать лишнюю упаковку из заказов подписали уже более 16 тысяч неравнодушных к охране окружающей среды граждан.
Один из крупных операторов российского рынка по доставке еды Delivery Club признал, что за пандемию существенно выросло число заказов. Так, по сообщению компании, в июне 2019 года ее сотрудники выполнили 2 млн заказов, в июне 2020 – 5 млн, а в июне этого года – уже 7 млн.
На редакционный запрос «Московской газеты» о том, как компания занимается сокращением использования одноразовой посуды для потребителей, в пресс-службе Delivery Club ответили: «Чтобы растущий интерес к доставке не создавал ущерба для экологии, ещё два года назад мы перестали по умолчанию включать пластиковые приборы в заказы — если они необходимы, их можно добавить через специальный фильтр. Тогда мы подсчитали, что, если 71% пользователей действительно перестанут включать в заказы посуду, в год это позволит предотвратить утилизацию свыше 40 млн пластиковых вилок, ножей и ложек. В целом, мы продолжаем изучать возможности по сокращению количества упаковки и повышения степени её переработки и планируем развивать эко-проекты в дальнейшем».
Председатель правления движения «ЭКА» Татьяна Честина считает инициативу «Гринпис» крайне актуальной, поскольку «доставка – это гигантская генерация одноразового пластика и другого мусора, существенно выросшая во время пандемии, которая приводит к росту свалок и каждый день усугубляет и без того катастрофическую ситуацию с мусором».
«Наш опыт работы в этой теме и свежие исследования показывают, что растет как экологическая обеспокоенность потребителей, так и их ожидания от бизнеса в части его экологической ответственности, — сообщила она. — Те игроки рынка, которые будут на это реагировать и переходить на разумные и выполнимые меры, предложенные в петиции, могут рассчитывать на большую лояльность потребителей».
Эксперт обратила внимание на то, что минимизация образования отходов заложена как приоритетное направление госполитики в сфере обращения с отходами в российском законодательстве, однако на практике не соблюдается.
«Хотелось бы больше внимания и действий по этому вопросу и со стороны регуляторов», — подчеркнула Татьяна Честина.
-
Несмотря на все связанные с геополитикой сложности, оставлять решения экологических задач нельзя. Об этом заявила на пле...11.10.2022 в 13:42:002672
-
В марте в российских магазинах стала попадаться продукция — например, молоко, — в упрощённой, минимизированн...04.09.2022 в 10:56:003428
-
По поручению вице-премьера РФ Виктории Абрамченко правительство займётся вопросом уменьшения этикеток для пищевой продук...14.07.2022 в 17:25:002474
-
Эколог назвал серьезной ситуацию, связанную с обнаружением топливного пятна на реке Сходне на северо-западе Москвы. По с...04.07.2020 в 21:27:002964
-
Сегодня особое внимание потребитель уделяет безопасности и нацелен на покупку продуктов, максимально защищенных от внешн...13.04.2020 в 15:41:003567
-
Консолидация граждан, возмущенных строительством китайского завода по розливу воды в поселке Култук на Байкале, дала пло...13.03.2019 в 19:34:003976