Новость общества

Как «урезание» пищевых этикеток повлияет на упаковочную и полиграфическую отрасль, и что о нём подумают страны ЕАЭС

Как «урезание» пищевых этикеток повлияет на упаковочную и полиграфическую отрасль, и что о нём подумают страны ЕАЭС

Фото © «Московская газета»

14.07.2022 в 17:25:00
2475

По поручению вице-премьера РФ Виктории Абрамченко правительство займётся вопросом уменьшения этикеток для пищевой продукции, сообщил Forbes. Как пишет издание, предложение о пересмотре стандарта поступило из сферы бизнеса бизнеса. Похоже, дефицит бумаги, картона и лакокрасочной продукции в России побуждает проанализировать требования к количеству информации, которая должна быть представлена потребителю на этикетке продукта. При этом стандарт этикеток для соков, воды и напитков установлен общим техническим регламентом стран, входящих в Евразийский экономический союз, пишет РБК

Поручение вице-премьера РФ Виктории Абрамченко нуждается в проработке по его реализации, отметил в беседе с журналистом «Московской газеты» президент Союза производителей соков, воды и напитков «Союзнапитки» Максим Новиков.

«Необходимо изучить стандарты техрегулирования и понять, что из информации на этикетках можно убрать без потерь информативности для населения. В частности, по мировой практике, к такой информации могут относиться значки, обозначающие какие-то материалы, оборачиваемость с точки зрения перерабатываемости и пр. Эта информация может размещаться на сайте производителя, а для упаковки будет достаточно ссылки на сайт. И это может составить неплохую экономию лакокрасочной продукции и упаковочных материалов, — пояснил Максим Новиков. — Хорошо, что правительство думает о том, что есть способы рационального использования упаковочных материалов, которых нам и без того не хватает. Если мы найдём способы более рачительного их применения, будет здорово».

При этом, по его словам, производители пищевой продукции обязаны говорить о ее составе, дате выпуска, сроке годности и т.д.: «Есть большое количество информации, которую мы при всём желании не сможем убрать».

«Так как требования к пищевой продукции установлены на уровне стран ЕАЭС, необходимо изменение общего техрегламента, — подчеркнул президент «Союзнапитки». — Это будет выгодно всем странам несмотря на то, что Армения, Казахстан и Киргизия не находятся под санкциями и состоят в экономических отношениях с Западом. Неважно, есть у нас санкции или нет, вопрос себестоимости и отпускной цены пищевой продукции всегда стоит на повестке. У нас каждый процент повышения стоимости ведёт к рискам снижения потребительской активности. Это насущный вопрос для любого производителя на территории ЕАЭС: оптимизация требований к упаковке и этикетке продукции, чтобы не печатать какую-то информацию или печатать более экономичным способом. Потенциально это сократит себестоимость любой продукции. А рынок упаковки и лакокрасочных материалов, учитывая, как мы здесь оказались импортозависимы, общий, независимо от того, какая страна приобретает пищевую продукцию. Если ценник пошёл вверх в стране происхождения, стоимость вырастет и во всех странах союза».

Российские производители этикеток будут постепенно ухудшать качество, и мы начнём вспоминать старую серую бумагу, которая была при советской власти, сказал «Московской газете» предприниматель Дмитрий Потапенко.

«На такой небольшой рынок как российский вообще не слишком рентабельно делать качественное производство этикетки. Я думаю, сокращение этикетки — не последнее, что нас ждёт. Чековой ленты — нет, принтеров, которые могут её воспроизвести, в достаточном количестве и качестве — тоже нет», — поделился предприниматель.

По мнению Дмитрия Потапенко, сокращение размера этикетки не скажется на себестоимости продукции, повлиять может только полное её исчезновение.

«Принципиальным является даже не размер этикетки — её клеит этикеточный автомат, а наличие этикетки как таковой. Поэтому нашим властям нужно проявить инновационность и наносить на упаковку QR-код. А для этого требуются изменения в российском законодательстве. Так что разговоры о снижении себестоимости продукции благодаря сокращению упаковки — это попытка подогнать решение задачи под нужный ответ. Да, у нас нет своих чернил, бумаги, этикеточные автоматы тоже импортные, китайских автоматов в нужном для рынка объёме и качестве нет. Поэтому, в конечном счёте, будут отказываться от этикетки в принципе — прогнозирует собеседник издания. — Если убрать этикетку совсем, себестоимость продукта снизится, но не за счёт этикетки, а за счёт исчезновения технологического процесса её производства. А за счёт сокращения размеров этикетки — нет. Ну была у вас этикетка 3 на 5 см, а стала 3 на 3 см. Это ни о чём. Понизьте лучше чуть-чуть налоги, и будет вам счастье».

Отмена пищевых этикеток или сокращение их размера ударит по упаковочной отрасли, считает Дмитрий Потапенко: «Для любой производственной цепочки существует минимально необходимый объём производимого продукта, чтобы производство окупалось. Если урезать этикетки, дорогое импортное оборудование по их изготовлению может просто перестать окупаться».

Отношения России с Евразийским союзом могут стать непростыми, считает эксперт.

«Я думаю, в ЕАЭС не слишком поддержат новые стандарты этикеток, будет много вопросов. В итоге мы создадим какой-то свой уникальный регламент, обособимся, и в перспективе это может привести к развалу ЕАЭС», — предположил предприниматель.

О проблемах упаковочной индустрии «Московской газете» рассказал главный редактор журнала «Тара и упаковка», вице-президент Национальной ассоциации упаковщиков Игорь Смиренный.

«Производство этикеток относится к упаковочной индустрии. После Советского Союза эта отрасль стала интенсивно развиваться, обгоняя другие отрасли, даже, к примеру, автомобилестроение. При этом упаковочная отрасль была и остаётся очень импортозависимой. А правительство наше до сих пор не признало, что это самостоятельная отрасль экономики. Нет ни долгосрочной, ни краткосрочной поддержки отрасли. Журнал «Тара и упаковка» я около 30 лет издаю своими силами — отсутствует научная база развития. В СССР был институт по этому направлению в Калуге. В 93-м году он закрылся. И теперь правительство предлагает, мол, а давайте сократим этикетки. А как же отрасль, как же люди, которые в ней трудятся? Я согласен, что на этикетках бывает много излишней информации, которую без лупы не прочитаешь. Но всё-таки должна быть наука, которая дала бы рекомендации по этому поводу. А сейчас, такое впечатление, что всё решается на примитивном уровне. На Западе упаковка товаров предельно технологична, в ней давно царят «безлюдные» технологии. А у нас порой даже нет специалистов по упаковке. Руководители упаковочных предприятий не имеют соответствующего образования и разбираются в экономике упаковочного процесса на ходу.  Отмечу, что существовать в цивилизованном обществе без упаковочной отрасли просто нельзя», — пояснил Игорь Смиренный.

При этом сокращение или отмена продуктовых этикеток ударят не только по упаковочной отрасли, полагает эксперт.

«Когда наши типографии в постсоветское время сократили выпуск книг и журналов, они бросились в сферу упаковки. В 90-ые закупали оборудование, чтобы печатать этикетки. Сейчас же типографии окажутся в тупике. Это ударит по полиграфической отрасли, поскольку полиграфия и упаковка очень перемешались. Но в нашей полиграфии есть хотя бы свои НИИ. А нашей упаковочной отрасли юридически просто не существует», — добавил Игорь Смиренный.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
этикетки, упаковка, пищевая продукция
Поделиться
Похожие новости