Новость общества

Экспериментальные программы или практики из прошлого? Что ждет высшее образование в РФ

Экспериментальные программы или практики из прошлого? Что ждет высшее образование в РФ

Фото © «Московская газета»

19.03.2024 в 15:58:00
3055

Для выпускников школ стремительно приближается время сдачи ЕГЭ и выбора дальнейшего ВУЗа. Какие нововведения ждут студентов и почему, несмотря на отказ в 2022 году от Болонской системы, в программах подготовки специалистов по-прежнему значатся «бакалавриат» и «магистратура»? О текущих и грядущих переменах в российской высшей школе «Московская газета» беседовала с экспертами

«Минобрнауки ранее подчеркивало, что переход на специалитет не будет носить повсеместный характер, а позволит вузам обеспечить гибкую образовательную систему в зависимости от сложности подготовки», — рассказал доктор филологических наук, декан филологического факультета РУДН имени Патриса Лумумбы Виктор Барабаш.

По его словам, переход от традиционной, гумбольдтовской, то есть пятилетней системы высшего образования, в свое время осуществлялся поэтапно, в течение нескольких лет. Поэтому имеет смысл предполагать, что и обратное движение к пятилетней модели займет несколько лет. Причем не последнюю роль в данном процессе будет играть «министерская воля».

«Например, подготовка журналистов в РУДН построена таким образом, что по программе бакалавриата осуществляется общериторическая подготовка, а на уровне магистратуры идет подготовка управленцев в области СМИ, либо специализация в сфере международной журналистики и больших данных. Причем такая логика построения программ устраивает и тех, кто учит, и тех, кто учится, — поясняет Виктор Барабаш.

Выход из Болонской системы, по мнению декана филологического факультета РУДН, означает возможные трудности на этапе межвузовского сотрудничества и признания дипломов выпускников российских вузов в других странах, ведь высшая школа всего мира, а не только недружественных РФ государств, функционирует в двухступенчатой системе подготовки кадров. Для РУДН это особенно актуально, учитывая высокую интернационализацию вуза и большое количество иностранных студентов, приезжающих в Россию за магистерской степенью.

«В советское время существовало четырехлетнее образование, например, учителей, — вспоминает Виктор Барабаш. — Наша образовательная система всегда считалась одной из самых сильных в мире, поэтому есть смысл возрождать лучшие практики из нашего прошлого, частично внедряя их (а не разрушая) в нынешнюю образовательную систему, чтобы она отвечала актуальным запросам рынка труда и государственным задачам. При этом разумнее было бы оставить сосуществование обеих систем подготовки: двухступенчатой для гуманитарной сферы и пятилетнего специалитета для естественных и инженерных специальностей. Как известно, пилотные проекты, запущенные в шести российских вузах, как раз направлены на подготовку инженерных кадров».

«Процесс внедрения Болонской системы в систему образования России был длительным и тернистым, — вспоминает кандидат технических наук, доцент кафедры электроснабжения и интеллектуальных электроэнергетических систем Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова Павел Воронов. — Задумка интегрировать оставшуюся от Советского Союза систему образования в общемировую для повышения академической мобильности и возможности кадрового обмена была своевременной и разумной. Тем не менее был взят курс не на создание оптимального гибрида двух хорошо зарекомендовавших себя систем, а на полный переход к Болонской системе. Суть в том, что после четырех лет обучения перед студентом стоял выбор: защитить выпускную квалификационную работу бакалавра и продолжить обучение в магистратуре, либо отучиться еще один год и получить диплом специалиста, причем обучаться в магистратуре и заканчивать специалитет можно было одновременно, получая по окончанию вуза три диплома».

Доцент кафедры электроснабжения и интеллектуальных электроэнергетических систем Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова считает, что болонский подход позволял осуществлять подготовку квалифицированных кадров, способных самостоятельно решать прикладные задачи: «Например, отучившись пять лет в техническом вузе, выпускник получал квалификацию инженера и мог, благодаря серьезной практической подготовке, сразу же выполнять ответственные задачи, без необходимости длительной адаптации».

В свою очередь магистратура должна была бы стать еще одной ступенью в подготовке кадров высшей квалификации. Магистр мог продолжить работу над своей уникальной научной идеей, окончить аспирантуру и защитить кандидатскую диссертацию. Однако такой подход на практике был реализован малым количеством вузов, среди которых преимущественно медицинские, отметил Павел Воронов. Одним из этапов модернизации системы образования, по его мнению, мог бы стать переход на трёхуровневую подготовку кадров: бакалавр-специалист-магистр.

Преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Дарья Сухорукова в беседе с журналистом «Московской газеты» высказала мнение, что пока вузам необходимо сохранять двухступенчатую систему. Во всяком случае для тех, кто уже поступил, поскольку трансформация текущих учебных планов приведет к снижению качества предоставляемых услуг.

«Переход от системы «4+2» к системе одного пятилетнего цикла не может быть осуществлен в течение одного года. Национальной системе высшего образования нужно время для подготовки всех нормативных актов, затрагивающих образовательный процесс, и для разработки пятилетних учебных планов, соответствующих требованиям рынка труда», — говорит эксперт.

В рамках «болонского подхода» пятилетние программы обучения были сжаты до четырех лет. При этом магистратура рассматривалась как возможность получить или смежное узкоспециализированное образование или дополнительное/второе образование в другой сфере. Однако такой подход, по словам Дарьи Сухоруковой, не сказался на улучшении качества высшего образования.

Однако, по ее мнению, у Болонской системы есть и положительные черты, среди которых приложение к диплому на английском языке, которое выдается многими вузами. Это позволяет российским выпускникам потенциально конкурировать на мировом рынке труда.

«Дальше всё будет зависеть от него самого – насколько успешно он сможет продемонстрировать полученные навыки и компетенции», — уточнила Дарья Сухорукова, добавив, что уход от Болонской системы не должен лишать российских молодых специалистов возможностей получать «унифицированный» диплом и работать в странах-партнерах РФ.

Политолог Анастасия Симонова согласна, что одномоментный перевод высшего образования в другую плоскость невозможен и требует временных затрат. Эксперт предположила, что новая система будет включать в себя как положительные черты Болонской системы, так и прошлой, советской: «Возможно, она будет обладать и новым, уникальным компонентом».

Эксперт отметила, что по сравнению с советским периодом число людей, получающих высшее образование, выросло, но спрос на «вышку» по-прежнему высокий: «Количество бюджетных мест в высших учебных заведениях продолжает увеличиваться (620,5 тыс. в 2024 году), тем не менее оно все же не в состоянии покрыть спрос всей заинтересованной в данном вопросе группы населения».

Перемены в высшей школе, по мнению политолога, должны в первую очередь касаться не системы поступления в вузы, а процесса обучения: «Нужны прозрачные и четкие критерии оценивания знаний студентов, а не варьируемые по субъективному мнению преподавателя. Также думаю, что большие перемены назрели в вопросе трудоустройства ребят после получения диплома о высшем образовании. Необходимо сделать так, чтобы талантливые ребята имели возможность работать по специальности на должности, которая соответствует полученной ими квалификации. Для решения проблемы трудоустройства выпускников необходимо вернуть систему распределения, которая существовала в модели советского высшего образования».

Вместе с тем новые вызовы, стоящие перед российским государством и обществом, диктуют и новые правила для высшей школы, которая призвана готовить специалистов, обладающих современными компетенциями.

Так во многих вузах в новом 2024-2025 учебном году будут введены киберспортивные дисциплины. Однако, по мнению завкафедрой киберспорта университета «Синергия» Елены Скаржинской, пока в России наблюдается острая нехватка ученых и преподавателей, которые способны готовить работников для индустрии киберспорта, а также участвовать в подготовке специалистов для перспективных профессий в области искусственного интеллекта, нейросетей, виртуальной и дополненной реальности, метавселенных.

В России на данный момент действуют две кафедры, где осуществляется подготовка кадров для видеоигровой индустрии и киберспорта, и обе находятся в Москве: в Российском университете спорта и университете «Синергия», где обучаются около 900 студентов по программам колледжа, бакалавриата и магистратуры.

«Гипотетически таких специалистов можно было бы готовить, внедряя в базовые программы непрофильных вузов факультативы и дисциплины по передовым технологиям в киберспорте. Такие модули целесообразно было бы интегрировать в разные программы в рамках проекта «Цифровые кафедры», который реализуется в 115 вузах страны», — рассказала Елена Скаржинская.

Острый дефицит IT-кадров, особенно в таких передовых направлениях как искусственный интеллект, Data Science, дополненная и виртуальная реальности, мобильная разработка и облачные технологии, побуждают государство совместно с вузами разрабатывать новые экспериментальные программы, которые планируется затем внедрять по всей стране.

Например, на базе особой федеральной территории «Сириус» планируется запустить экспериментальный IT-специалитет «Проектирование, разработка и управление сложными информационными системами» для выпускников 9-х классов, увлеченных математикой и информатикой, а также победителей и призеров Всероссийской олимпиады по данным предметам.

«Программа уже прошла все необходимые согласования в Минобрнауки и Минпросвете. Особенностью этого экспериментального IT-специалитета является то, что студенты параллельно могут получать среднее общее и высшее образование. Так на первых двух курсах студенты параллельно будут осваивать общеобразовательную школьную программу, в которую внедрены социально-гуманитарные, фундаментальные и основные профессиональные дисциплины программы специалитета. А курсы с третьего по четвертый будут посвящены углубленной профессиональной подготовке. На этом этапе в учебном процессе будут участвовать ведущие эксперты крупнейших высокотехнологичных компаний. На заключительном пятом курсе студенты пройдут профессиональную стажировку в одной из компаний-партнеров и в завершение получат диплом университета «Сириус» по специальности «инженер по исследованиям и разработкам», — рассказала завкафедрой киберспорта университета «Синергия».

Стоит сказать о ещё двух нововведениях в российских вузах. Так с 1 сентября 2023 года в программы высшей школы введен обязательный предмет «Основы российской государственности», а с нового учебного года студенты начнут изучать «Историю религий России».

Политолог и религиовед Александр Стенько отметил, что курс «Основы российской государственности» обязателен для всех студентов, обучающихся по программам бакалавриата и специалитета, причем вне зависимости от направлений подготовки. Он рассчитан на 72 часа лекционных и семинарских занятий и должен формировать у ребят осознание принадлежности к российскому обществу, развивать гражданственность, понимание особенностей исторического пути государства, самобытности его политического устройства.

«Курс «История религий России» в тестовом режиме уже апробируют в 28 вузах. Эксперимент признан успешным, — считает собеседник «Московской газеты». — Поэтому в новом учебном году будет представлен в большинстве вузов, прежде всего – на социо-гуманитарных направлениях подготовки, а на «непрофильных» специальностях будет интегрирован в виде отдельного образовательного модуля. Дисциплина призвана дать студентам адекватные и актуальные знания о религиозных традициях народов страны в контексте формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Обоснованность введения обоих курсов, разработанных, кстати, во исполнение соответствующих поручений президента РФ, предопределяется, прежде всего текущей геополитической ситуацией, которая складывается вокруг нашей страны».

Автор: Светлана Андросова
ТеГИ
Россия, высшее образование, ЕГЭ, ВУЗ
Поделиться
Похожие новости