Новость общества

Эксперты рассказали, как проверить контрагента из Китая

Эксперты рассказали, как проверить контрагента из Китая

Фото © «Московская газета»

13.08.2024 в 11:06:00
1439

Китай стал основным источником импорта в Россию и одним из основных рынков для российского бизнеса. Если крупные компании чувствуют себя здесь более-менее уверенно, то малый и средний бизнес может столкнуться с рядом проблем. Учитывая, что мошенников хватает везде

Распространенной проблемой в работе с Китаем является взаимодействие с недобросовестным контрагентом на условиях предоплаты, рассказала «Московской газете» старший юрист «Пепеляев Групп» Виктория Крупина.

«Возникают ситуации, когда покупатель перечислил денежные средства, а затем получил товар, который не соответствует согласованным параметрам (например, размеру, конструкции, материалу), но поставщик добровольно обменивать товар или возвращать уплаченные средства не намерен», — рассказала юрист.

Другая ситуация — когда после получения предоплаты контрагент вообще перестает выходить на связь, отметила Виктория Крупина.

«На практике, к сожалению, стоимость услуг юристов может превышать сумму переведенной предоплаты, а гарантии возврата денежных средств при этом нет. Усложняет и удорожает процесс взыскания средств зачастую некорректно составленный договор, в том числе отсутствие или наличие непродуманной арбитражной оговорки (пророгационного соглашения) – условия о порядке разрешения споров», —добавила юрист.

Необходимость в проверке потенциального китайского партнера связана с тем, что среди них может быть не бизнес, заинтересованный в долгосрочном сотрудничестве, а настоящие мошенники, иногда обладающие большим опытом и практикой в обмане зарубежных предпринимателей, рассказал «Московской газете» руководитель Центра политических исследований и прогнозов Института Китая и современной Азии Российской академии наук (ИКСА РАН), кандидат юридических наук Павел Трощинский.

«Для этого требуется проведение комплексной проверки, которая включает в себя

анализ открытых справочно-информационных баз о компании, косвенных признаков, выезд и тайная инспекция партнера на месте, приглашение в Россию для личного знакомства и целый ряд иных мероприятий», — пояснил Павел Трощинский. —

Как правило, без проверки партнера сложно лишь по одним внешним признакам определить, кто перед нами».

Однако, по словам эксперта, некоторые признаки всё же можно указать:

«Несоответствие заявленному статусу (например, партнер выдает себя за крупный бизнес, а по поведению, внешнему облику, разговору, классу проживания в гостинице, классу перелета и др. налицо несоответствие). Несоответствие заявленным компетенциям (например, партнер позиционирует себя как специалист в определенной области, однако путается в деталях, которые для специалиста не представляют сложности). Несоответствие по иным критериям (например, сайт компании только на английском языке, хотя партер выдает себя за крупную китайскую компанию и т.п.). В любом случае обязательна негласная проверка партнера путем выезда по месту его нахождения (квази-нахождения) и т.п.».

Каковы самые распространённые проблемы, в которых может оказаться российское предприятие, только вступившее на рынок Китая?

«Их великое множество, но есть основные. Это может быть отсутствие регистрации товарного знака на территории КНР (как правило, китайцы регистрируют его на себя). Или регистрация компании без понимания налогового режима, штрафов за нарушение трудового законодательства, уголовной ответственности за неуплату налогов и пошлин. Включение китайского персонала в цепочку продаж и его доступ к коммерческой тайне, что приводит к утечке информации или ее использованию после увольнения из российской компании. Создание с китайским партнером СП без понимания механизма защиты своих интересов, что приводит к потере бизнеса», — сказал Павел Трощинский.

Если партнер имеет хорошую юридическую службу, то любой квалифицированный юрист так будет составлять договор, что иностранный бизнес, если не будет знать особенности действующего законодательства КНР, проиграет в суде, отметил эксперт.

«Рекомендую тщательно подойти к вопросу формулировки арбитражной оговорки, применимого права и языка заключаемого с китайским контрагентом контракта. Также: условия поставки и условия платежа. Но главное все-таки арбитражная оговорка. Если место суда там, где нет активов партнера, то признать и исполнить решение будет сложно», — подчеркнул собеседник «Московской газеты».

К каких схемам чаще всего прибегают недобросовестные китайские контрагенты, пытаясь получить свою выгоду?

«Получение предоплаты и затем неисполнение обязательств, либо ликвидация компании. Поставка товара ненадлежащего качества. Регистрация иностранного торгового знака в КНР на себя. Воровство коммерческой тайны и многое другое», — заключил руководитель Центра политических исследований и прогнозов Института Китая и современной Азии РАН.

С учетом сложившейся ситуации у малого и среднего бизнеса на сегодняшний день нет иного выхода, как работать с Китаем через платежных агентов, рассказал «Московской газете» член экспертного совета Комитета Госдумы по защите конкуренции Дмитрий Тортев:

«Здесь очень много нюансов, которые пока не готовы объяснить даже на семинарах Минэкономразвития или Минпромторг. Но, чем сложнее ситуация с платежами, тем больше появляется мошеннических схем. Поэтому, если предприниматель только начал искать способы проведения платежей через условных «менял», то в первую очередь нужно искать их через коллег. Еще один признак профессионального платежного агента – они, как правило, работают при крупных компаниях, поскольку для осуществления операций нужна сложная инфраструктура. И, поскольку регистрация компаний, оплата сотрудников, бухгалтерский учет – это все недешевая процедура, то реально работающий агент работает с несколькими компаниями. Ни в коем случае нельзя идти по схеме, когда появляется некий посредник, который просто предлагает перевести деньги со счета бизнесмена на счет «агента» в Китае».

Что касается самих расчетов, то если предпринимателю предлагают очень сложные схемы, это уже должно насторожить, обратил внимание эксперт.

«Но самые главные подводные камни связаны с уплатой или возмещением налогов. Здесь уже нужно только самому проверять все риски, чтобы при завозе товара не возникло проблем с налоговой. И еще одна проблема, с которой могут столкнуться предприниматели: выросли минимальные лимиты для обмена валюты на «чистые» юани. Если прежде, условно, нужно было вносить минимум 100 долларов, то сейчас от бизнесменов требуют минимально вносить средств на 1 тыс. долларов, что стало проблемой для предпринимателей с небольшим оборотом. Например, если они в малых объемах торгуют текстильной продукцией», — рассказал член Экспертного совета Комитета ГД по защите конкуренции.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Китай, контрагент, мошенники
Поделиться
Похожие новости