Новость общества

Фильмы кончились. Спасёт ли патриотическое кино отечественный кинопрокат

Фильмы кончились. Спасёт ли патриотическое кино отечественный кинопрокат

pixabay

26.03.2022 в 12:38:00
4320

Половина российских кинотеатров может закрыться к лету без государственной поддержки, пишут СМИ. Причины — прекращение показа западных фильмов, отсутствие у зрителя интереса к просмотру старого российского кино — равно как и отсутствие новой отечественной кинопродукции, — а также «санкционные» проблемы с эксплуатацией технического оборудования кинотеатров

Дела у кинотеатров действительно обстоят плохо, сказал «Московской газете» бывший директор кинотеатра «Салют» в Екатеринбурге Сергей Федяков.

«С точки зрения продукции, с которой работал коммерческий прокат, она поставлялась, в основном, из Америки. 20% было российского кино, 20% европейского и 60% — Голливуд. Теперь американского развлекательного кино у нас практически не будет. А выходить в формат обновлённых старых российских фильмов — это разовые мероприятия, зрителю это не интересно», — говорит собеседник издания.

Прокат ограничивается и техническим моментом, отметил Сергей Федяков: «Возросла стоимость ламп для проекторов. Производились они, в основном, в Европе, Америке и Японии. Запас этих ламп у российских кинотеатров остался очень ограниченный. Киловаттной лампы на 1000 электрочасов ресурса хватает месяца на полтора. Её можно использовать и больше, но, если она взорвётся и испортит проектор, это будет вина эксплуататора, кинотеатра, это будет не гарантийный случай. Прокат могут ограничить и технические моменты. Нет репертуара, нет ламп, вместо 6 залов показа будут работать 4».

В этой ситуации важно с помощью государственной поддержки просто сохранить кинопрокат как модель, считает эксперт.

«Если мы говорим про наши внутренние резервы, то весь кинопрокат сегодня на импортном оборудовании. Российских проекторов нет. Выход найти можно, если государство оперативно создаст производство с нуля. Но есть деликатный момент: вопрос с международной сертификацией наших серверов, на которые западный дистрибьютер сможет поставить свой блокбастер. Есть ряд согласовательных процедур, которые в сегодняшней обстановке не знаешь, как и комментировать. Но свой проектор создать несложно, необходимы ресурс и воля. Либо мы должны создать свой проектор, либо не показывать кино», — пояснил Сергей Федяков.

Сейчас весь февраль и март кинотеатры, особенно частные, не имеющие за собой поддержки, больших банков, находятся в очень тяжёлом положении: сначала были ограничения по коронавирусу, а сразу после этого началось то, что началось, и конца этому пока не видно, сказал в беседе с журналистом «Московской газеты» воронежский ресторатор, бывший директор воронежского кинотеатра «Пролетарий» Николай Шалыгин.

«Так как крупнейшие голливудские менеджеры отказались от проката своих фильмов в России, кинотеатры лишились 80% трафика, — рассказывает Николай Шалыгин. — Идеи показывать заново старые российские и советские фильмы финансово никак не могут помочь: зритель не будет платить те же самые 250-300 рублей, чтобы смотреть заново «Служебный роман», это очевидно. По моим сведениям, выручка кинотеатров сократилась до 5 раз. Коммунальные платежи остались в прежнем объёме, социальные обязательства по оплате фонда труда, плюс аренда и прочее — все расходы остались. С персоналом ведутся разговоры: кого-то освободить от работы, отправить в отпуск, на содержание и т.д. Но перспектив никто не видит. Основная деятельность кинотеатров — кинопоказ. При этом у многих кинотеатров есть ещё общепит и развлекательная инфраструктура, плюс некоторые кинотеатры сдают свои площади в аренду. Благодаря этому кинотеатры ещё как-то существуют и перекрывают свои убытки от кинопоказа. Но зачем копить эти убытки, когда нет понимания, что будет дальше? Кинотеатры просят у государства поддержку хотя бы в плане компенсации фонда оплаты труда, но, в идеале, помогла бы ещё компенсация коммунальных платежей».

Технический момент тоже серьёзно ограничивает российский кинопрокат, но здесь есть определённая надежда на Китай, отметил воронежский бизнесмен.

«Да, лампы для проекторов в России не производятся, они импортные. Большая часть ламп была, если я не ошибаюсь, немецкого производства. Один проектор требует одну лампу в месяц. Шесть кинозалов — шесть ламп. Помимо того, что лампы выросли в цене из-за колебаний курса валют, некоторые европейские компании предположительно могут, а может быть уже перестали поставлять лампы. Но уже лет пять назад китайские производители предложили на рынок лампы, которые подходят под современные проекторы. По моему опыту, ими можно пользоваться, проекторы с ними не взрываются, всё нормально. Но некоторые проекторы заточены под свою собственную систему, и здесь в случае остановок поставок ламп действительно может случиться так, что проекторы просто не будут работать. Но мы пробовали на разных проектах разные лампы и пришли к выводу, что китайские лампы отрабатывают нормально», — сказал Николай Шалыгин.

Есть ли сейчас надежда на то, что отечественный кинематограф начнёт выпускать хорошие фильмы, на которые будут ходить россияне?

«А каким образом у нас начнут снимать хорошие фильмы? Кинопроизводители всегда старались что-то запускать под Новый год, чтобы максимально заработать в короткий промежуток времени. Если раскинуть на год, около 30% выручки — это российские фильмы. Из них немалая часть приходится на конец декабря, начало января. А в течение года выходят 2-3 достойных фильма, на которые люди готовы пойти. Но сейчас кинопроизводители находятся в той ситуации, когда они могут запросить у Минкульта финансирование для хороших проектов. Правда, из этого может получиться патриотическое кино, а какой эффект это принесет, мы уже видели тому массу примеров», — считает Николай Шалыгин.

Окажутся ли сейчас способны патриотические фильмы спасти российский прокат, «Московская газета» обсудила с кинокритиком Евгением Баженовым.

«Все зависит от качества самих фильмов. Фильм «Крым» собрал почти 6 миллионов рублей. Это не бюджет фильма, но неплохая сумма для отечественного проката. Однако, «Крым» снимался спустя долгое время после исторического события. О происходящем сегодня сейчас никто не даст снимать. Поэтому, я думаю, будут писать сценарии на основе советской истории. В 90-х, я считаю, нет положительных событий, которые можно экранизировать. События в Чечне точно трогать не будут, патриотические нотки оттуда извлечь сложно. Поэтому советские события — турниры, волейбол, шахматы. Или что-то военное. Может быть, снимут историю про то, как на Советский Союз наложили санкции, и СССР их героически преодолевал. Что снимали в период вооружённых конфликтов в США, Советском Союзе? Обычно берут какую-нибудь историческую личность из глубоко прошлого, которая вроде бы не имеет отношения к нынешнему дню, но зритель при этом всё считывает», — отметил кинокритик.

Российских пропагандистов нельзя назвать талантливыми людьми, да и правительство не особенно понимает, чего оно хочет идеологически, считает Евгений Баженов. При этом, по мнению эксперта, именно сейчас перед первыми и вторыми стоит довольно сложная «задачка».

«С этим всегда были проблемы, а сейчас это особенно ярко проступает. Но патриотические фильмы будут пытаться делать, это факт. Думаю, сейчас наши пропагандисты хватаются за голову, не понимая, что делать. Впрочем, они и раньше не всегда это понимали», — сказал кинокритик.

Тем не менее, собеседник «Московской газеты» считает, что российский кинематограф будет востребован.

«С 24 февраля у людей сильное стрессовое. Государству необходимо это как-то смягчить. Остаётся кино. Но не комедии, конечно, без крайностей. Тут для пропаганды — «минное поле», шаг влево, шаг вправо чреват ошибкой», — подчеркнул Евгений Баженов.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
кинотеатр, фильмы, кино
Поделиться
Похожие новости