Новость общества

Без Голливуда и попкорна пока никак: названы сценарии спасения киноиндустрии в России

Без Голливуда и попкорна пока никак: названы сценарии спасения киноиндустрии в России

фото: freepik/ rawpixel.com

06.01.2023 в 12:03:00
3477

Представитель индустрии кинопоказа назвал три сценария её спасения в текущей экономической ситуации. Эксперт комитета Госдумы прокомментировал оптимальный, с точки зрения владельцев кинотеатров, вариант

Ранее «Московская газета» писала о том, как международная обстановка повлияла на отечественный кинобизнес. Что будет с ним в 2023 году?

Ожидается новая волна закрытия кинотеатров, сообщил «Московской» председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков.

«Боюсь делать какой-то конкретный прогноз с конкретными цифрами, — отметил собеседник издания. — Могу сказать, что, по нашим оценкам, в 2022 году уже закрылось 10-12% российских кинотеатров. В июле-августе 2022 количество неработающих кинозалов достигало 42%. А с марта по октябрь зафиксировано падение сборов на 64%. Помимо малых оборотов кинотеатры получили уменьшение персонала в пределах 10%. А с ноября 2022 начался период выплаты льготных кредитов, которые кинотеатры брали на поддержку штата. Уверен, что в феврале количество закрывшихся кинотеатров пополнится».

В 2022 году кинотеатры получали государственную поддержку, а на 2023 год подобных мер не озвучивалось, отметил эксперт. По словам Алексея Воронкова, поддержку получают и будут получать российские кинопроизводители, но в ближайшее время они не смогут спасти индустрию.

«В этом году, если говорить о находящихся в разработке российских фильмах, кинотеатры потеряют 15% оборота, — сказал представитель Ассоциации. — И это оценка не столько наша, сколько продюсеров, говорящих о дефиците фильмов на 2023 год. Да, кинопроизводители получили в прошлом году поддержку в размере 14 млрд рублей, на этот год планируется ещё около 12 млрд, на 2024-2025 года — по 11 млрд. Деньги в наше кинопроизводство действительно вливаются. но на производство любого фильма уйдёт как минимум два года. И где-то с конца 2024 — начала 2025 года кинотеатры смогут дышать на российском контенте. Но дотянуть до этого периода без посторонней помощи кинотеатрам невозможно».

Шанс выжить на российском контенте для кинотеатров очень мал, сказал председатель АВК.

«Чтобы говорить о такой возможности, нужно выпускать как минимум 300 российских фильмов в год. Сейчас выпускается где-то 150. Исторически все российские фильмы выходили в сезон, к Новому году. Специально раздвигались релизы иностранного кино, чтобы 90% посвятить российскому. В этот Новый год вышло большое количество российских фильмов. Например, «Чебурашка» бьёт все рекорды в новогодние праздники. В целом, сейчас в прокате есть что посмотреть, но что будет этой весной, неизвестно», — сказал собеседник «Московской газеты».

Прошедшей же весной кинотеатры пробовали показывать старые российско-советские фильмы и индийское кино, напомнил Алексей Воронков.

«Это оказалось крайне неработающей историей: эти фильмы собирают не более 5% оборота в нашем прокате. Пожалуй, российский зритель за последние годы очень вырос в уровне потребления. Надо понимать, что 20 лет кинотеатры в России развивались как очень качественный развлекательный бизнес. Конечно, есть и такой аспект, как культура, кинотеатры де-факто относятся к Министерству культуры, и мы показываем в них российский контент. Но в первую очередь — это бизнес, рассчитанный на развлекательную сторону. И мы 20 лет работаем на поток людей, которые любит смотреть западные фильмы. Поэтому, как бы мы ни ругали Marvel, это уровень, которого тяжело достичь. «Сердце Пармы», «Холоп», «Чебурашка», «Движение вверх» — хорошие российские фильмы, давшие хорошие сборы. Но ставить крест на Marvel всё равно не стоит. Что касается ЛГБТ-контента или другого нежелательного в России контента, который может попадать с Запада, то здесь приходит на ум Китай: там довольно многое вырезают, там контент жёстко подтачивается под страну. И это стало частью давно существующей и отлаженной индустрии, имеющей дело как с национальным, так и с иностранным контентом: китайские кинотеатры платят до 50% сборов китайским киностудиям за показ их продукции и только 25% — иностранным киностудиям, соответственно», — сказал председатель Ассоциации владельцев кинотеатров.

Что касается иностранного кино, пока в российском прокате появилось только два французских фильма, сообщил представитель индустрии: «Это продолжение франшизы «Астерикс и Обеликс» и «Три мушкетёра». Не уверен, что нам здесь «открылась дверь» со стороны Франции, возможно, фильмы пришли по старым контрактам. Что касается голливудских студий, официально в Россию никто возвращаться пока не намерен».

Сценариев спасения индустрии кинотеатров в России сейчас три, отметил эксперт: «Первый — прямая финансовая поддержка от государства. Но о подобных мерах в этом году, повторюсь, никто не объявлял. Мы также понимаем, что для российских продюсеров возвращение иностранного кино очень не выгодно. Модель существования российских кинотеатров — скорее дотационная. А вот продюсер всё-таки должен рисковать. Это слова председателя Ассоциации продюсеров кино и телевидения. Замечу, что сами продюсеры часто говорят, что у российского кино большая проблема в штате, образовании, сценаристах, операторах.

Второй сценарий, на который кинотеатры надеются больше всего, —возвращение западных фильмов по принципу параллельного импорта. Для этого нужен закон, регулирующий права правообладателей на территории РФ. Тогда мы могли бы официально искать посредников, чтобы приобретать копии фильмов, при этом официально студии-производители продолжали бы не работать с Россией. Но законопроект, который мог бы регулировать отношения с правообладателями, не представленными на территории РФ, до сих пор находится на рассмотрении Госдумы.

Третий сценарий, самый жёсткий — закрытие большей части кинотеатров, которое позволит оставшимся существовать на российском контенте».

Как пояснил Алексей Воронков в ответ на вопрос журналиста «Московской газеты», в этом случае основная надежда всё-таки на частные, а не на государственные, муниципальные кинотеатры.

«За последние 5-7 лет было отстроено много кинотеатров на деньги Фонда кино — в основном, муниципальных, — рассказал собеседник издания. — Сейчас в стране действует чуть более 1000 государственных кинозалов, — из общего числа 5700 кинозалов, по данным на 1 января 2023 года. Но это не те кинотеатры, которые делают большие сборы. То есть, 20% кинотеатров, о которых мы говорим, делают только 5% сборов. Почему? Потому что наш зритель привык к хорошему попкорну, хорошей вентиляции, правильному ковролину, качественной картинке и звуку. 9 миллионов рублей от Фонда кино, выделяемых на строительство кинотеатра, — этого хватит на кресла среднего качества, экран и звук. Но влить в эту сумму ещё 5 миллионов на отделку — уже нереально. Поэтому на выходе мы имеем старый экран, ремонт в кинозале и, в лучшем случае, акустические панели. Аппарат по выдаче попкорна стоит от 450 тысяч рублей. Никто не может позволить себе купить «Робокоп», автоматический разрезатель попкорна. И одно дело — попкорн из Франции или ЮАР, а другое — краснодарский. Это проще, но это, к сожалению, другой уровень, так можно потерять сервис. Хорошие кинотеатры — переплачивают за сервис. А многие — просто не заморачиваются на производстве попкорна. Но зритель к этому привык. Сколько бы мы ни говорили, что, с точки зрения культуры и искусства, это плохо».

Получается, если не говорить о привычном потребителю сервисе, российские кинотеатры спасёт только параллельный импорт западных фильмов, пропущенный через цензуру по китайскому образцу?

«В долгосрочной перспективе спасёт только отечественное кино. Но в краткосрочной перспективе без западного продукта скорее всего не выжить», — заключил председатель Ассоциации владельцев кинотеатров.

По мнению члена Экспертного совета Комитета по защите конкуренции Государственной думы РФ Дмитрия Тортева, параллельный импорт западной кинопродукции требует изменения российского законодательства.

Определённая работа по разработке новых правовых норм в Госдуме ведётся, но Ассоциации владельцев кинотеатров стоило бы принять в ней активное участие, считает Тортев.

«В результате введения рядом государств санкций в отношении России и бойкота правообладателями из данных государств российского рынка мы остались без возможности правомерного использования охраняемой в России зарубежной интеллектуальной собственности, — сказал Дмитрий Тортев «Московской газете». — Эксперты справедливо отмечают, что российская система охраны интеллектуальных прав очень разбалансирована и содержит значительные пробелы, которые ухудшают предпринимательскую среду, создавая угрозу привлечения к ответственности за вынужденные нарушения интеллектуальных прав компаний, ушедших с российского рынка во исполнение санкций. Это относится и к идее организации некоего параллельного импорта фильмов, что, по букве и смыслу действующих норм российского права, будет являться каперством на рынке авторских и интеллектуальных прав.

На сегодняшний день нет возможности установить для российских пользователей (в том числе индустрии кинопроката) какие-либо иммунитеты в части угрозы привлечения к ответственности за нарушение интеллектуальных прав таких правообладателей. Этому не способствует наше собственное законодательство — уголовное, гражданское и административное. Приведу пример: составы частей 2 и 3 статьи 146 УК (нарушение авторских прав) относятся к уголовным делам публичного обвинения, которые обязаны возбуждаться без заявления правообладателя, такие уголовные дела не подлежат прекращению в связи с примирением сторон.

Бессистемность норм ответственности за нарушение интеллектуальных прав дополняется позицией курирующих ведомств, когда списки запрещенных и разрешенных объектов параллельного импорта могут меняться по нескольку раз в течение календарного месяца. Несмотря на предложения, которые высказывались как мной, так и другими представителями экспертного сообщества, до сих пор не определен орган или организация для ведения реестра недоступных правообладателей и реализации контрсанкционных мер, предусмотренных, в том числе, указами Президента страны. Напомню и про то, что на протяжении последних лет Федеральной антимонопольной службой предпринимались неоднократные и пока безуспешные попытки по внесению изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» в части, касающейся соотношения положений Закона и права интеллектуальной собственности.

Надеюсь, что Ассоциация владельцев кинотеатров конструктивно включится в процесс привлечения профильных специалистов к выражению своей позиции в органах власти. В частности, уже разработаны предложения по инициированию выпуска и обращения принудительных лицензий в форме цифровых активов, которые обеспечивали бы цифровой след по объектам интеллектуальной собственности, используемым в режиме параллельного импорта, в том числе и по прокатным фильмам. При этом организатором выпуска и депозитарием подобных цифровых активов в виде NFT-лицензий параллельного импорта могла бы выступать специально созданная социально ориентированная некоммерческая организация по параллельному импорту», — пояснил Дмитрий Тортев.

Возможно ли сделать объектом параллельного импорта интеллектуальную собственность?  В режиме «осаждённой крепости» возможно многое, если не всё. Но ходят ли россияне в таком режиме по кинотеатрам — другой вопрос.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
кинотеатр, фильмы, кино, киноиндустрия
Поделиться
Похожие новости