Новость общества

Философский пароход 21-го века: что делать с «утечкой мозгов», которая стала угрозой для развития России

Философский пароход ⅩⅩⅠ века: что делать с «утечкой мозгов», которая стала угрозой для развития России

Фото © «Московская газета»

18.10.2021 в 11:41:00
1227

В сентябре этого года стали известны пугающие цифры – ведущие отечественные вузы теряют 50% наиболее талантливых студентов, которые продолжают своё обучение за границей, преимущественно в США, Европе и Великобритании, об этом заявил экс-ректор ВШЭ, а ныне научный руководитель того же университета Ярослав Кузьминов

Ранее, весной этого года, главный ученый секретарь Российской академии наук (РАН) Николай Долгушкин также поделился данными, которые говорят сами за себя, – количество ученых и высококвалифицированных специалистов, которые уезжают из России, с 2012 года увеличилось в пять раз. По мнению учёного, Россия – представляет собой единственную в мире развитую страну, где несколько десятилетий подряд уменьшается количество ученых. Так, с 1990 года, когда РФ занимала первое место в мире по этому показателю, количество исследователей уменьшилось с 992 тыс. до 348 тыс. 

Проблема «утечки мозгов» за границу не нова для России, но от этого она не становится менее злободневной, ведь в эпоху постиндустриальной, «умной» экономики высокий уровень благосостояния граждан достигается не за счёт расширения территории государства, не за счёт эксплуатации природных ресурсов, а благодаря большому количеству высококвалифицированных специалистов, создающих продукты умственного труда. «Утечка мозгов» молодых и талантливых россиян – угроза будущему России. 

Почему специалисты покидают родную страну? Причин много. Русскоговорящие учёные, работающие сейчас за границей, объясняя причины своего переезда, говорили о низких зарплатах, недостаточном финансировании исследований, об отсутствии хорошего оборудования, недостатке научной свободы. Рискнём предположить, что и возбужденные уголовные дела против учёных, подозреваемых в шпионаже и/или госизмене, тоже сыграют свою роль в отсутствии мотивации у молодых специалистов продолжать карьеру на родине. Но тут же всплывает традиционный философский вопрос, будораживший умы отечественных философов несколько столетий: что делать?

Возможные ответы на эту проблему предложили эксперты ВШЭ в докладе «Научно-технологическая политика России в условиях постпандемии: поиск новых решений».

Прежде всего, по мнению составителей докладов, основным барьером, сдерживающим развитие науки в России, остается ее недофинансирование. В данном контексте авторы предлагают организовать «запуск долгосрочных программ исследований в рамках госзаданий вузов и научных организаций с непрерывным финансированием на срок не менее 6 лет и промежуточным контролем результатов. Также целесообразно расширить линейку долгосрочных грантов РНФ (от 4 лет)».

Кроме того, невозможно добиться значимых результатов в повышении качества науки без поддержки академических обменов с другими странами. Стране нужны зарубежные ученые, которые могли бы приехать в страну, чтобы передать новый опыт нашим специалистам, поэтому необходимо снять административные барьеры, в том числе визы, для ученых, готовых переехать в Россию.

Третьим компонентом должна стать реорганизация подготовки кадров. Здесь делается акцент на провальный эксперимент с введением аспирантуры. По словам авторов, аспирантура практически утратила роль института подготовки высококвалифицированных кадров для науки, отраслей экономики и социальной сферы.

Представленный документ не первый и, вероятно, не последний, в котором содержатся «рецепты» для выхода из кризиса, но будет ли политическая воля, чтобы найти выход из сложившейся патовой ситуации. Время покажет.

Автор: Сергей Филимонов
ТеГИ
утечка мозгов, ран, ученые, молодые специалисты
Поделиться
Похожие новости