Новость общества

Философы Межуев и Кочеров рассказали, какой должна быть русская национальная идея

Философы Межуев и Кочеров рассказали, какой должна быть русская национальная идея

коллаж «Московской газеты»

28.01.2023 в 11:59:00
2280

26 января в Госдуме во время пленарного заседания XI Рождественских парламентских встреч Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал депутатов, общественные организации и церковь объединиться, чтобы вместе выработать национальную идею. Реально ли это сделать в ближайшее время, и в чём конкретно она может заключаться?

Об этом «Московской газете» рассказали философы Борис Межуев и Сергей Кочеров.

Слово пастыря

Выступая в парламенте, патриарх Кирилл сказал, что в России не может быть единой идеологии, но при этом всем нам надо стремиться к поиску национальной идеи.

«Многонациональное государство не может существовать без общей национальной идеи, — заявил епископ Русской православной церкви. — Поэтому, если слово «идеология» мы заменим на словосочетание «национальная идея», то у нас всё будет в порядке. А для того, чтобы её выработать, мы вместе должны трудиться и быть в диалоге».

Патриарх Кирилл уверен, что это более безопасный путь развития.

«Так мы обретём духовный и интеллектуальный фундамент для нашей совместной деятельности, — считает он. — Поэтому я предложил бы согласиться с тем, что не может быть единой идеологии, но при этом надо стремиться к поиску национальной идеи. Для этого важно посмотреть в прошлое, настоящее и попытаться прозревать наше будущее».

«Удержать идентичность»

Кандидат философских наук, специалист в области истории русской философии Борис Межуев согласен с патриархом Кириллом.

«Когда задают такой вопрос, то обычно имеют в виду приоритеты развития страны, — говорит эксперт. — Конечно, нам нужно удержать ту идентичность, которая у нас есть. Её можно назвать евразийской или славянской. Безусловно, Россия — это особый центр цивилизационного развития. Весь мир сейчас бросил нам серьёзный вызов».

Борис Межуев уверен, что РФ должна развиваться в собственном направлении. По его словам, оно не должно совпадать ни с авторитарной моделью Китая, ни с либеральной европейской моделью.

«У России собственный путь, — считает философ. — Я называю это консервативной демократией. Видимо, нам надо двигаться в том же направлении, что идёт Индия, Израиль, Турция или пыталась идти Венгрия. В условиях внешнего давления, поиска приоритетов собственного развития важно удержать движение в эту сторону. Можно сказать, что Россия — это остров, ставший прибежищем консервативных ценностей. Однако это будет не совсем справедливо, поскольку мы говорим об отчуждении от Европы. Другой мир пока не собирается принимать либеральные ценности, он становится более плюралистический».

Собеседник «Московской газеты» даёт такой прогноз: по его мнению, в ближайшие 10 лет, а может, и больше, Россия точно не сольётся с Европой.

«Главное сейчас не потеряться в мире этого «не Запада», не оказаться страной «чуть больше Казахстана», или колонией Китая, или каким-то вариантом Ирана, — продолжает философ Межуев. — Наша задача остаться собой, остаться христианской страной, сохраняющей европейское культурное наследие и ценности просвещения, но в условиях евразийского пространства. Это и есть на сегодняшний день российская национальная идея».

«Идею нужно пропустить через себя»

Доктор философских наук Сергей Кочеров считает, что патриарх Кирилл говорил об идее общей платформы нашего мировоззрения, которая содержит вопросы: кто мы? За что выступаем? Куда идём? В чём цель и смысл нашего движения?

«Эти вопросы общего характера, которые в рамках идеологии консерватизма, либерализма, социал-демократизма, или коммунизма могут решаться по-разному, — объясняет свою точку зрения Кочеров. — То есть на них могут быть разные ответы. Но важно, чтобы мы признавали их значимость и действовали в рамках этой модели».

Философ Кочеров говорит, что национальная идея — это парадигма, определяющая цель и смысл существования социума: «Речь может идти о конкретном обществе или о цивилизации. Именно в этом я вижу различия между национальной идеей и идеологией».

По словам собеседника «Московской газеты», впервые образ национальной идеи был представлен в середине XI века, в речи «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского и всея Руси Илариона.

«В ней он очень приблизительно сформулировал задачу для тогдашней столицы Руси — Киева — стать в будущем новым Иерусалимом, — рассказывает Сергей Кочеров. — Впоследствии из этого выросла версия русской идеи (некий образ, а не разработанная доктрина, — прим. Кочеров) — святая Русь. Чуть позже старец Филофей Псковский формулирует учение о Москве — «Третьем Риме». В XIX веке, во многом благодаря усилиям славянофилов и пост славянофилов, выдвигается версия о панславянской русской идее. То есть Россия воспринимается в качестве лидера славянского мира, которая несёт освобождение тем странам, которые находились под оккупацией Турции (в большей степени) и отчасти Австро-Венгрии. Ну, а в XX веке русская идея во многом коррелировалась с идеей коммунизма. При этом она была наполнена чертами и характеристиками, присущими нашему мировоззрению и менталитету. Кстати, именно по этой причине на известный период времени она оказалась очень популярной».

Собеседник «Московской газеты» считает, что сейчас сформулировать русскую идею трудно.

«Никто, кроме уж слишком уверенных в себе господ это сделать не отважится, — считает философ Кочеров. — Дело в том, что идею невозможно выдумать, её надо пережить, пропустить через себя и предложить нечто такое, что окажется созвучно настроениям самых разных слоёв общества — объединит социум. Поэтому идеи производят не философы, не учёные, не историки, а люди способные в настоящем видеть будущее. Я не придаю этому выражению какой-то мистический смысл, поскольку автором замысла может быть и вполне рациональный человек, который, благодаря озарению, находит новую версию национальной идеи».

Каким должен быть этот замысел? Кочеров считает, что национальная идея должна отражать наши ментальные особенности, быть близкой к мировоззрению российского общества. А ещё содержать «некую великую цель».

«Философ Николай Бердяев говорил, что патриотизм великого народа должен быть верой в великую миссию этого народа, — говорит Кочеров. — Иначе этот патриотизм вырождается в национализм. Замкнутый и провинциальный. Это слова Бердяева. И здесь я с ним согласен».

Ранее эксперты «Московской газеты» рассказали, возможно ли обеспечить полноценное развитие малых городов России?

Автор: Виталий Папилкин
ТеГИ
филосовы, россия, национальная идея
Поделиться
Похожие новости