Новость общества

«Гаражный» рынок ТО оттесняет официальный: откуда везут запчасти и сколько стоит ремонт

«Гаражный» рынок ТО оттесняет официальный: откуда везут запчасти и сколько стоит ремонт

Фото © «Московская газета»

05.11.2023 в 12:22:00
2057

«Московская газета» поговорила с представителем отрасли технического обслуживания транспортных средств и узнала о ситуации со стоимостью услуг, запчастями, серым рынком ТО и степенью исправности автомобилей на российских дорогах

ТО подорожало где-то в полтора раза, основная причина – стоимость запчастей, которая растет буквально на глазах, рассказала автоэксперт, координатор движения «Синие ведёрки» Юлия Каблинова.

«К авто китайских марок, которые официально присутствуют в России, ряд запчастей пока ещё просто недоступен. Дилеры не успевают наполнять склады. Санкции затрудняют не только поставку ключевых деталей, но и обслуживание. Не знаю, насколько, учитывая цены, сейчас идет отток клиентов из дилерских СТО, но некоторые небольшие техцентры вынуждены расширять парковки для машин, ожидающих очереди, – так прибавилось клиентов. В неофициальных СТО стало больше желающих сделать капремонт двигателя, растет средний чек, и увеличились сроки сдачи машин», — рассказала Юлия Каблинова.

Также у неофициальных СТО есть прирост сильно возрастных авто, отметила автоэксперт.

«Очевидно в ближайшее время ситуация в лучшую сторону меняться не будет. Машины, запчасти и комплектующие продолжают дорожать, подорожает еще больше и ТО автомобиля», — добавила Юлия Каблинова.

У официальных СТО подорожали не услуги, а расходные материалы, сообщила в беседе с «Московской газетой» председатель РАСТО (Региональная ассоциация станций технического обслуживания) Ольга Селезнёва.

«Произошло перераспределение рынка. Многие предприятия переоформлены теперь на других собственников, юридических владельцев. 90% комплектующих, расходников – это всё иностранное. Даже скотч надо приобретать за границей, в Бельгии. Тот скотч, который делается в России, к сожалению, недолговечен, держится недолго. Расходные материалы, комплектующие, автокомпоненты подорожали где-то на 30%. Выросли в цене энергоресурсы: свет, газ, а также стоимость квалифицированных специалистов. Если человек давно занял нишу и знает, сколько стоит его труд, то выставляет такую цену, которую предприниматель подчас не в силах заплатить. Даже маляру иногда надо заплатить больше, чем мы зарабатываем с клиента. А альтернативы нет, работать некому. Сейчас мы работаем со студентами, но для того, чтобы они стали специалистами, потребуется не один год. В целом, что касается стоимости услуг, то сегодня рынок ломают нелегальные, серые станции сервиса, которые сами, вне всяких нормативов выставляют цену», — рассказала председатель РАСТО.

Серый рынок техобслуживания автомобилей начинает теснить официальные СТО, отметила Ольга Селезнёва.

«Мы сегодня вынуждены как официальный работодатель и предприниматель платить налоги и нести издержки, а люди просто получают доходы черным налом и не несут никакой ответственности, — говорит предприниматель. — Какую цену мастер захочет поставить, такую и поставит. А если у клиента случилась какая-то проблема и он вернётся к мастеру с претензиями? Чека нет и проблем нет».

Насколько развит сейчас рынок «фальшивого» техосмотра, когда человек может за полчаса заказать и оформить себе соответствующую «справку» в интернете?

«Вы знаете, техосмотр в России, к сожалению, «убит», профессиональный стандарт не удалось наладить. Как член Совета про профессиональной квалификации в автомобилестроении могу сказать, что как следует контролируемого государством техосмотра у нас нет. ТО ушёл в коммерческие структуры. Сначала, если помните, он был под МВД, потом под Российским союзом страховщиков, теперь его отдали Федеральной службе по аккредитации, которая вообще изначально никакого отношения к этой сфере не имела», — посетовала председатель РАСТО.

Насколько подорожали запчасти?

«Оригинальные запчасти сейчас в принципе отсутствуют, а если кто-то везёт их параллельным импортом, то ценник вырос в два раза, — говорит Ольга Селезнёва. — Запчасти от поставщиков второго уровня подорожали где-то на 50%. Если говорить о китайских поставщиках, то в Китае многоуровневая система. Крупный опт – это по большей части крупнейшие поставщики- производители, которые плюс-минус выдерживают стандарты качества. Их продукция подорожала процентов на 30. И есть также мелкие производства-«ноунеймы», которые пытаются занять свою нишу и посредством которых на самом деле растущая китайская промышленность тестирует свои технологии на наших автовладельцах. И вот оттуда, с этих мелких производств, сейчас многие везут в Россию запчасти небольшими партиями. Дёшево, иногда подозрительно дёшево. Мы раз в неделю получаем предложения: «Давайте мы вам завезем масляные фильтры или давайте мы вам завезем воздушные фильтры». Мы спрашиваем, что за бренд у этой продукции. Нам отвечают, что взяли какой-то бренд, скопировали и пытаются работать. Но о том, что существует, например, система испытания фильтрации воздушного фильтра, речь вообще не заходит, понимаете? Ни гарантии у этих запчастей, ни какой-либо информации по поводу их установки, никаких инструкций. То есть, мы даже не знаем, откуда эти запчасти. Китайцы очень хорошо копируют и сделают тебе абсолютно любую упаковку и маркировку, если ты попросишь. Но мы же понимаем, что нанести маркировку это одно, а нести ответственность перед потребителем, которую несет автосервис в рамках защиты прав потребителей это совсем другое. Мы просто не берёмся за эту продукцию, потому что не можем оказывать клиенту разовую услугу, мы потом понесём ответственность за то, что ему продали. Сейчас мы думаем о том, чтобы создать свой реестр сертифицированных поставщиков, так как на российский рынок в огромном количестве выбрасываются совершенно неизвестные китайские бренды. Мы не рискуем принимать такие запчасти. Но многие на это соглашаются, чтобы получить сегодня какой-то заработок».

Насколько часто сейчас люди обращаются в CТО с поломками своих автомобилей?

«Практически каждый день, — отметила эксперт. — Раньше мы могли ссылаться на официального дилера, на регламент завода-изготовителя. А сегодня ушли все бренды, отключены программные обеспечения, нет авторитета в отрасли. Свои стандарты техобслуживания, которые были в советские годы, мы потеряли и не сформировали новые. Недавно к нам приехал клиент на Toyota Corolla. Раньше, покупая оригинальные запчасти, соблюдая регламент завода-изготовителя, я как легальный независимый сертифицированный автосервис могла поставить такому клиенту печать своей компании. А сейчас я этого не могу сделать. Представительства нет, официальных дилеров нет – с кем мы будем эти вопросы решать? Они только решаются дальнейшими инстанциями. То есть в плохом случае я в суде буду как конечная организация, которая оказывает услуги потребителю, нести за все последствия, которые получились в результате этого ремонта. Не могу сказать, что это правильно».

В силу всех перечисленных реалий, какое количество в той или иной степени неисправных транспортных средств сейчас может находиться на российских дорогах?

«Около 70%. Если каждый автомобиль на ЦКАД остановить и проверить, то, наверно, выяснится, что 60-70% автомобилей требуют ремонта. Просто автовладельцы перешли в режим жесткой экономии: люди по большей части меняют масло, в крайнем случае, задние колодки, и всё. Где-то 30% автовладельцев сейчас ездит на «лысой» резине. Просто не хотят менять. Говорят: «Я так ездил 2-3 года и ещё проезжу». Мы отвечаем человеку, что в дальнейшем эксплуатация его транспортного средства в таком состоянии будет запрещена, а человек все равно поворачивается и уезжает», — заключила Ольга Селезнёва.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
ТО, СТО, техобслуживание, автомобиль
Поделиться
Похожие новости