Новость общества

Горнодобывающая отрасль испытывает сложности с оборудованием

Горнодобывающая отрасль испытывает сложности с оборудованием

Фото © «Московская газета»

10.02.2024 в 23:17:00
1866

Какой технической базой сейчас обеспечена добыча полезных ископаемых в России? Параллельный импорт горнодобывающего оборудования не является необходимым, проблема решается машиностроительными мощностями дружественных стран, сказал «Московской газете» руководитель по инжинирингу АО «Север Минералс» Александр Веркин. Остальные поставщики горного оборудования и запчастей к нему говорят о проблемах в отрасли

В 2024 рост рынка горно-шахтного оборудования в России может составить 5-10%, сказал «Московской газете» исполнительный директор Ассоциации горнопромышленников России Анатолий Никитин.

«Но расслабляться очень рано: рост, который появляется за счет техники из «дружественных» стран на самом деле крайне нестабилен и, что намного важнее, не обеспечивает технологические приоритеты в стране, — сказал Анатолий Никитин. — Нам жизненно необходимо развивать собственное производство. По оценкам 2023 года для создания в России производства горного оборудования требуются инвестиции порядка 25 трлн рублей. При этом инвестирование, в том числе государственное, должно быть заложено на уровне стратегии минерально-сырьевой отрасли, т.к. речь идет о развитии инфраструктуры, в том числе в отделенных районах Дальнего Востока и Арктической зоны РФ».

Государственная поддержка, научные исследования и разработки необходимы для стабильного развития и преодоления зависимости от импорта в этом направлении, считает исполнительный директор Ассоциации горнопромышленников России.

«Но кроме этого нужно четко оценивать запросы и текущие потребности горнодобывающих предприятий (пока с этим есть сложности, т.к. полноценная аналитика, к сожалению, чаще декларируется, чем реализуется), — отметил собеседник «Московской газеты». — Создание базы данных производителей оборудования с единой информацией и коммуникацией станет важным шагом, и мы над этим работаем, стараемся наладить взаимодействие с Минпромторгом. Без этих шагов преодоление импортозависимости считаю невозможным».

Ассоциацией горнопромышленников России была достигнута договоренность о развитии сетевого взаимодействия и создании индустриального научно-образовательного консорциума между ведущими вузами и НП «Горнопромышленники России», рассказал Анатолий Никитин:

«Это позволит в будущем решить еще одну немаловажную проблему: на заводах и в обслуживании, да и эксплуатации оборудования должны работать новые квалифицированные кадры. И науке, и органам власти нужно быть в диалоге с производителями, и мы как отраслевая ассоциация готовы помочь в этом всем сторонам. Ассоциация горнопромышленников России и Высший горный совет – важные участники системы взаимодействия государства, науки, образования и коммерческих компаний в отрасли. Разработка стратегии развития страны в области добычи и использования полезных ископаемых, обучения и подготовки специалистов, развития образовательных кластеров, решения общих задач российского горпрома, в числе основных тем, которые так или иначе фигурируют на всех заседаниях Высшего горного совета, организуемых ассоциацией».

Поставки горнодобывающего оборудования, запчастей, расходных материалов продолжают идти по параллельному импорту, рассказал «Московской газете» коммерческий директор АО «Горные машины» Дмитрий Зикиряев.

«Несмотря на то, что в России сейчас изготавливается часть импортного оборудования и запчастей (импортозамещение), спрос на импортную технику и комплектующие достаточно высок, — отметил Дмитрий Зикиряев. — Российские предприятия не могут закрыть потребность в оборудовании, комплектующих и буровом инструменте. Транзакционные схемы и логистика, конечно же, стали сложнее и дороже, как следствие произошел рост цен. С последним пакетом санкций часть схем поставок усложнилась, многие компании, в том числе и АО «Горные машины», имеют своих представителей в разных дружественных странах, которые помогают решать возникающие проблемы на местах».

Необходимости в параллельном импорте горнодобывающего оборудования и запчастей пока не видно, сообщил «Московской газете» руководитель по инжинирингу АО «Север Минералс» Александр Веркин:

«В нашей компании мы сами проводим сборку оборудования для дробильно-сортировочных и горно-обогатительных фабрик и не привязаны к конкретным заводам-изготовителям из США и Европы. И мы можем внутри наших установок использовать детали производства дружественных стран, где развито машиностроение в горной отрасли: ЮАР, Турции, Китая, Мексики и т.д. Там, где у нас в контракте указаны элементы из Америки и Европы, наши инженеры без проблем находят аналоги. Поэтому мы не нарушаем сроки по контрактам и выполняем свои обязательства. Замену элементной базы из Европы и США, особенно в том, что касается систем управления технологическим процессом, управления оборудованием, мы согласовываем с заказчиком. Если поставки осуществляет именно инжиниринговая компания, которая даёт гарантии на всю технологическую линию, то можно говорить о том, что детали из дружественных стран не уступают по качеству западным. Это как с айфонами, в которых есть детали производства разных стран. Так и в горной отрасли: не важно, где производится гидроциклон, дробилка, насос – главное, что наши инженеры доводят оборудование до норм российского законодательства и дают гарантию на работу всей установки, а не конкретной детали. Срок службы и надёжность у этих деталей такая же, как и у западных. Просто многие наши заказчики привыкли работать с чертежами и исходными данными от европейских и американских компаний, а мы давно работаем с чертежами и документацией других стран. Заказчикам же трудно перестроиться поэтому и нужны услуги инжиниринговой компании. Компания-поставщик – просто магазин, и все риски лежат на заказчике, который покупает не технологическое решение, а железо, и сам берёт на себя инжиниринг установок. Это чисто российская особенность, когда заказчики в желании сэкономить берут на себя роль инжиниринговой компании, пытаются закупить болты, гайки, элементы насосов и т.д. и заниматься инжинирингом установок. Для того, чтобы выстроить с заводами-изготовителями общие процессы, проверку качества и работу с чертежами, нужен не один год. Заказчик обычно не обладает такими компетенциями».

Стоимость логистики поставок запчастей меняется каждый день, отметил Александр Веркин.

«В нашей компании работает огромный логистический департамент. Стоимость поставок зависит от оборудования и страны. Если логистика дорогая, мы ищем завод-изготовитель так, откуда удобно везти запчасти. Что-то подорожало, что-то совсем нет. Возможно, параллельный импорт горного оборудования и запчастей необходим для каких-то больших компаний, для госзаказчиков. С нашей точки зрения, необходимости в нём пока не видно», — заключил руководитель по инжинирингу АО «Север Минералс».

Ситуация с обслуживанием горнодобывающего оборудования крайне тяжёлая, сказал «Московской газете» коммерческий директор ООО «Колыма Минералз» Алексей Богачёв.

«Западные производители больше не работают, по крайней мере напрямую, с российским рынком. И мы ищем варианты: где-то находим, где-то нет. Возим оборудование и комплектующие из тех стран, на которые сейчас оказывают давление США: Центральная Азия и Китай. Весь горный мир оттуда и возит. Если в цепочке поставок начинает участвовать больше компаний, каждый хочет заработать, поэтому поставка становится и дольше, и дороже. Сложно сказать, на сколько подорожало оборудование. Инфляция росла не только в России, но и в странах Евросоюза. Ещё до 2022 года наши европейские партнёры говорили, что, хотя власти ЕС и заявляют, что инфляции нет, цены постоянно растут на 5-10%. В них закладываются различные параметры: и транспорт, и пошлины, и таможня, и личные интересы. Раньше груз из Германии мы привозили прямой машиной за 10 дней, сейчас сроки увеличились в разы. Для клиентов, которые используют европейское оборудование, сроки поставок выросли катастрофически. Многие эксплуатанты горно-шахтного оборудования переходят на китайское оборудование. Есть китайские производители, которые используют в производстве мировые бренды, и тут сроки поставки тоже большие, потому что региональные запчасти изготавливаются очень долго. Мы беседовали с одной европейской компанией, у них срок поставки – 1 год. А есть производители «а-ля бренд», у которых иногда даже есть готовые запчасти на складе. Но сколько они будут работать, никто не знает. Наши клиенты, несомненно, жалуются на то, что горное оборудование ломается, что запчасти приходится часто менять. Что касается тяжёлой карьерной техники, в 2022 году европейцы сразу отрезали контракты с Россией, а американцы спокойно выполняли контракты, удовлетворяясь даже 10%-ной предоплатой. Но сейчас это уже вряд ли так. Приходит китайская техника, качество которой нестабильно. Хорошее дешёвым не бывает. Если компания может себе позволить купить вместо одной качественной дорогой единицы европейского оборудования одну китайскую, которая гораздо дешевле, то, конечно, компания потеряет в производительности труда. Если компания смотрит немного глубже, то покупает не одну, а 2-3 единицы китайского оборудования», — рассказал Алексей Богачёв.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Горнодобывающая отрасль, Россия, оборудование
Поделиться
Похожие новости