Новость общества

Калининградский бизнес просит упростить процедуру контроля товаров

Калининградский бизнес просит упростить процедуру контроля товаров

Фото © «Московская газета»

03.03.2025 в 12:21:00
1035

«Московская газета» узнала, как развивается и с какими трудностями сталкивается бизнес в Калининградской области

Малый бизнес в Калининградской области развивается сам по себе, рассказала «Московской газете» редактор портала «Новый Калининград» Оксана Майтакова.

«Увеличивается число самозанятых. Развиваются туризм, рестораны, ремёсла. Но в целом малый бизнес предоставлен самому себе и выживает как может», — отметила собеседница издания.

Если говорить о среднем бизнесе в регионе, то, по словам Оксаны Майтаковой, главными проблемами для него являются логистика и энергоресурсы.

«Недавно я была на заседании Балтийского делового клуба, и его участники жалуются в основном на проблемы с сырьём и электроэнергией.

В последние годы у нас повышались тарифы на электроэнергию. Выяснилось, что газоугольную генерацию, которая обеспечила нас свободой от Литовского энергетического кольца, фактически оплатил наш бизнес, потому что взял на себя выросшие тарифы, но заложил эти траты в цены для населения. У мясопереработки большие проблемы возникают с сырьём. Свининой они себя обеспечивают, а остальное сырьё идёт из основной части России. Это сложная логистика, оформление грузов и т.д.

Я наблюдала за одним из заседаний нашей Торгово-промышленной палаты, это тоже в основном средний бизнес. Предприниматели говорят, что нам срочно нужно упрощать экономические взаимодействие с основной частью России. У нас есть свой закон об особой экономической зоне в Калининградской области, который должен был нивелировать логистические проблемы. Но они сильно усугубились после пандемии и событий 2022 года. С логистикой всё сложно, закон надо менять под современные реалии. Бизнес предлагает свои предложения по оформлению и досмотру грузов. Дело в том, что товары, которые производятся в Калининградской области, для выпуска на территорию РФ должны проходить массу проверок, чтобы получить подтверждение того, что они действительно российского производства. В прежние времена в режиме свободной таможенной зоны к нам ввозились комплектующие из-за рубежа без таможенных пошлин. Одно время Калининградскую область обвиняли, что якобы к нам из других стран поступают готовые телевизоры, на них клеятся этикетки, а потом эта техника отправляется в другие регионы РФ. Из-за чего лет 10 назад Белоруссия изымала на границе наши товары. Сейчас такого нет, но логистика сильно усложнилась. У граничащей с нами Литвы есть пополняющийся список санкционных товаров, которые страна не пускает по железной дороге и автотранспортом. Каким-то образом они перекочёвывают в порт, но всё равно все должны проходить контроль. Основная проблема, которую поднимает бизнес — упростить процедуру контроля товаров», — рассказала Оксана Майтакова.

Калининградские рыбопереработчики обеспечивают знаменитыми шпротами всю страну, отметила собеседница издания.

«Также мы поставляем в Россию алкогольную, молочную и цветочную продукцию. Есть производители бытовой техники, хотя после 2016 года они в основном ушли из региона. Есть кластер медицинского производства: «Инфамед» производит у нас «Мирамистин». Были предприятия, которые изготавливали на экспорт рыболовные сети и гаджеты для яхт. Сейчас они пытаются переориентироваться на внутренний рынок, но на нём эта продукция не всегда востребована. Другой пример переориентации на российский рынок — местное производство добавок к колбасам, которое изначально рассчитывало на рынок Европы. Но основные наполнители бюджета — это автосборочное предприятие «Автотор» и «Лукойл», который добывает нефть на шельфе Балтийского моря в районе Куршской косы, а также разрабатывает ещё одно месторождение в Балтийском море», — заключила редактор портала «Новый Калининград».

Малый бизнес тяжело чувствует себя в Калининградской области, рассказала «Московской газете» президент Ассоциации деловых женщин регионов Наталья Грязнова.

«Мы — заграничная территория, у нас дорогая логистика, дорогие лекарства. Всё очень дорого. Зарплаты до уровня цен не дотягивают. В основном здесь развивается микробизнес. Но его проблема не только в том, чтобы продать свою продукцию, а в том, чтобы её привезти. Сделать это можно только водным путём, а сложный график паромов постоянно сбивается. Раньше молоко от местного производителя стояло на прилавках во всех сетевых магазинах, а теперь невозможно наладить регулярные поставки, так как в паромном сообщении приоритет отдаётся другим грузам. Программы поддержки для микробизнеса, ИП, социальных предпринимателей заморожены. К тому же, в том, что касается энергоресурсов, у нас действуют федеральные поставщики электричества и газа, и региональные власти не могут на них повлиять. Тарифы на электричество повысили, газ проведён не везде. В сельской местности часто отапливаются электричеством, и если раньше люди платили за электричество 10 тыс. рублей, то сейчас будут отдавать в разы больше. При производстве той или иной продукции на нашей территории необходимо подтверждать, что это именно российское производство, но это не всегда возможно. Дело в том, что поставщики комплектующих могут не захотеть подтверждать, что эти комплектующие произведены в России. И нашим производителям часто приходится либо закрывать производство, либо везти комплектующие без сертификата. Многие законы, которые принимаются российскими чиновниками, не учитывают специфику нашего региона», — заключила Наталья Грязнова.

Ранее СМИ писали, что в Калининградской области разработали уникальные программы поддержки предпринимательства.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Калининград, бизнес, регион, логистика
Поделиться
Похожие новости