Новость общества

Компьютер и телевизор для ребёнка: зло или настоятельная необходимость?

Компьютер и телевизор для ребёнка: зло или настоятельная необходимость?

Фото © «Московская газета»

07.07.2022 в 22:52:00
2062

Ещё недавно учёные считали, что конфигурация нервных сетей головного мозга, регулирующих мышление, эмоции и действия, запрограммирована генетически. Но теперь наука знает, что в мозге ребёнка прочно закрепляются лишь те нейронные связи, которые регулярно активируются в реальных ситуациях. Для этого детям нужен опыт телесных переживаний

Упущенное время

Примерно треть наших подростков почти не вылезают из интернета, а около 90 процентов детей регулярно смотрят телевизор. Однако некоторые учёные и врачи не рискуют рекомендовать родителям какие-нибудь полезные детские телепередачи или компьютерные игры. Детский психиатр Диана Муратова утверждает, что таковых вообще не существует. По её мнению, телевизор и компьютер лишают малышей «телесного опыта», и это отрицательно сказывается на их здоровье всю оставшуюся жизнь.

«Правильное ощущение собственного тела – это основа развития познавательных способностей, — говорит Диана Муратова. — Исследования показывают, что ученики, которым легко даётся математика, отличаются хорошей координацией движений. Основы абстрактного и пространственного мышления, которые необходимы для изучения математики, формируются у ребёнка по мере того, как он учится держать своё тело в равновесии. Но как только малыш садится перед телевизором, у него притупляется телесное самоощущение. Он уже не ползает, не бегает, не лазит по деревьям. Ему не нужно координировать движения и поддерживать равновесие. Сидя перед телевизором, дитя навсегда упускает время, данное ему на овладение собственным телом. Разумеется, детям нужно как можно больше двигаться. Но есть и другие способы телесного самопознания – к примеру, пение. Когда ребёнок поёт, его мозг должен чётко управлять вибрацией голосовых связок, чтобы точно воспроизводить звуки. И вообще пение – сложная комбинационная работа: нужно держать в голове одновременно мелодию и слова, чтобы воспроизводить их в правильной последовательности. А при хоровом пении ребёнок учится действовать в унисон с другими. Это предпосылка для развития его социальных навыков. При этом он делает поразительное открытие: оказывается, когда человек поёт, он не испытывает страха. Дело в том, что во время пения мозг не способен активизировать центр страха. Поэтому люди испокон веков напевают в сложных и опасных ситуациях».

Указание для зайки

«Полученный опыт сохраняется в самом сложном отделе мозга – в предлобной коре, — продолжает Диана Муратова. — Там формируется наше самовосприятие, а вместе с ним ориентация во внешнем мире, стремление просчитывать свои действия, умение справляться с неприятными эмоциями. Все эти способности должны развиться в раннем детстве, до шести лет. Но ответственные за них нейронные сети могут сформироваться только в том случае, если ребёнок испытывает всё это на собственном опыте. Значит, он должен заниматься тем, что может понимать и контролировать. К сожалению, сегодня сложно найти такие занятия. Если раньше ребёнок мог разобрать будильник, изучить все шестерёнки и догадаться, как он работает, то сейчас, в век электроники, понять принцип действия любого аппарата вообще нереально. В то же время наш мозг всегда приспосабливается к тому, что мы делаем с увлечением. Например, в прошлом веке люди увлекались машинами и даже отождествляли себя с ними, сравнивая сердце с насосом, а суставы с шарнирами. И всё казалось понятным. Но вот наступила новая эпоха. Современному ребёнку трудно понять, почему курсор на экране компьютера перемещается при движении мышки. Не понимая причинно-следственных связей, малыш вскоре перестаёт задаваться вопросом «почему?» И если в самом начале «подсаживания на телевидение» дитя активно общается с персонажами на экране и пытается влиять на ситуацию (скажем, указывает зайке, где притаилась лиса), то через месяц обычно смиряется со своим бессилием и теряет инициативу. Ребёнок попросту начинает терять уверенность в своей способности эффективно действовать. А ведь эта уверенность – важный компонент его развития.

Продукты брожения

За уверенность в себе отвечает очень сложная нейронная сеть, которая формируется только на основе личного опыта.

«Чтобы ребёнок мог чему-то научиться, его мозг должен увязывать новую информацию с уже имеющимся набором представлений, который сложился под влиянием предшествующего опыта, — поясняет психиатр. — Малыш «ворошит память» в поисках того, что соответствует новому впечатлению, в его уме начинается творческое брожение. И вдруг он обнаруживает это смысловое соответствие! Возникает чувство озарения, в мозге активизируется центр удовольствия, нервные клетки выделяют «гормоны счастья». Но при просмотре фильма ребёнку сложно найти соответствия новым впечатлениям. Поэтому я говорю всем родителям, что дети дошкольного возраста вообще не должны смотреть телевизор и сидеть перед компьютером.

Однако с чтением дело обстоит иначе, его нельзя назвать пассивным процессом. Когда ребёнок читает, его мозг совершает множество операций: складывает буквы в слова, затем слова и фразы трансформирует в образы и представления. Всё прочитанное оживает в воображении ребёнка. И это тоже творческое брожение, результат неимоверной работы мозга. Фильм, снятый по книге, ничто по сравнению с самой книгой. Кадры на экране сменяют друг друга так быстро, что ребёнок не успевает подключить свою фантазию. А развитию малыша способствует лишь то, до чего он доходит своим умом. Ребёнку полезно решать разнообразные задачи, экспериментировать, искать приключения. В этом смысле родители могут дать ему драгоценный опыт, взяв его в поход, на рыбалку или просто на дачу. Реальные задачи и испытания увеличивают потенциал мозга, и это уже доказали нейробиологи. Но о виртуальной среде такого сказать нельзя».

Призрачное счастье

Даже если к шести годам у ребёнка сформировались основные нейронные связи, он ещё не защищён от погружения в виртуальные миры и потери связи с реальностью. Опасность возникает при использовании компьютера для удовлетворения двух базовых потребностей: во-первых, человек хочет быть причастным к какому-нибудь общему делу, во-вторых, он хочет чего-либо достичь. Но сегодня даже родители не знают, какие занятия помогли бы личностному росту их детей. Поэтому ребёнку приходится искать себе дело самому. А оно должно быть сложным, чтобы в конце появилась возможность испытать счастье победителя. В итоге таким делом становятся компьютерные игры, в которых дети стараются достичь совершенства. Однако эти достижения не помогают им найти своё место в реальной жизни.

«Рискуют прежде всего мальчики, — считает Диана Муратова. — Они стремятся играть в «стрелялки», чтобы, убивая монстров, компенсировать ощущение собственной беспомощности. Эффект от виртуальных достижений таков же, как от приобретения реального опыта, но этот опыт применим только в виртуальном мире. В результате ребёнок «приучает» свой мозг действовать только в ситуациях, которые встречаются на мониторе компьютера. Что касается девочек, то они общаются в чатах, потому что потребность в межличностных отношениях у девочек сильнее, чем у мальчиков. Когда в этой сфере что-то не ладится, они компенсируют недостаток реальных отношений за счёт виртуального общения.

Спасение утопающих

Возникает вопрос: как защитить ребёнка от виртуального омута?

«Запреты тут не помогут, — полагает психиатр. — Нужно убедить малыша в том, что реальный мир интереснее компьютерного. Умные родители записывают своих чад в клубы единоборств и кружки по интересам, ходят с ними в походы, учат их заботиться о младших братьях и сёстрах. Когда у детей есть живой круг общения, их реже затягивает пучина виртуального мира, и из таких детей обычно вырастают сильные личности. Уверенные в себе, общительные, жизнерадостные, творчески мыслящие дети воспринимают компьютер лишь как подспорье для работы, а интернет – как гигантскую копилку знаний о реальной жизни.

Детям нужны верные ориентиры, чтобы избежать сомнительных увлечений. Пока родители не поймут, что у их чад есть запросы, не удовлетворяемые в реальном мире, компьютер и телевизор будут всё активнее вторгаться в детскую жизнь. Поэтому нам всем стоит задуматься о перспективах общества, в котором дети отстраняются от реальной жизни, а их мозг превращается в инструмент, приспособленный только к виртуальной реальности».

Телевизор и компьютер — орудия для быстрого анализа и синтеза информационных потоков

Клинический психолог Валерий Ивановский не согласен с тем, что телевизор и компьютер могут навредить ребенку.

«Обсуждая вопросы влияния телевизора и компьютера на нашу жизнь, необходимо помнить о том, что их появление жёстко детерминировано всем процессом социальной эволюции человека, которая, заместив биологическую, стала основным фактором нашего развития и определила особенности нашего существования, — говорит клинический психолог. — Переход с биологических рельсов приспособления к окружающей среде на социальные полностью изменил судьбу человека. Если всё живое приспосабливается к жизни, изменяя количественный и качественный состав своих органов рецепции и жизнеобеспечения, то человек пошёл по принципиально иному пути. В процессе приспособления к окружающей среде он меняет не своё тело, а созданные им орудия, при помощи которых он воздействует на реальность. Так из палки-копалки появился трактор, из телеги – автомобиль, из камня – космический корабль.

Одновременно с этим произошла деформация витального смысла существования человеческого тела как объекта бытия. Если на стадии биологической эволюции все органы, их функциональная организация и морфологическое строение служили эффективному обмену организма энергией и веществом с окружающим миром, и организм практически всё время находился в поиске пищи, то с переходом к эволюции социальной вопрос добывания пищи начал занимать минимум времени. Ведь чтобы насытиться, достаточно дойти до ближайшего магазина, не тратя месяцы на охоту или обработку земли».

По словам Валерия Ивановского, основой социального бытия становится процесс порождения, переработки и распространения информации, который сопровождается появлением орудий для быстрого анализа и синтеза информационных потоков, к коим относятся телевизор, компьютер и смартфон. Поэтому дискутировать о вреде этих приспособлений всё равно, что пытаться обсуждать вред зрения или слуха для функционирования организма. Это абсурд. Значит, можно утверждать, что детские телепередачи, как и игры, дают познавательный, развивающий, а значит положительный эффект.

«В реальности не происходит никакого замещения «телесного опыта», так как он важен только в доречевой стадии развития. Когда ребёнок наущается оперировать словами, его опыт обогащается знаковым взаимодействием. Важнейшей знаковой системой является речь, которая в жизни человека играет не только коммуникационную роль, но и является способом перехода от чувственного, ситуативного опыта к отвлечённому, абстрактно-категориальному. Это позволяет человеку создавать дубликат мира, зашифрованного в понятиях, и, осуществляя мыслительные операции, обогащать свой опыт взаимодействия с миром до бесконечности. В этом плане возможности компьютера бесконечно разнообразнее по сравнению с любым телесным опытом. Поэтому взаимодействие с компьютером и телевизором – это процесс самопознания, развития сознания и актуального знания о социальном и физическом мире. В то же время телевизор и компьютер – это усовершенствованная сенсорная система, помогающая мозгу наиболее результативно изучать действительность и приспосабливаться к ней. Я считаю, что все переживания и ограничения просмотра телевизора и компьютера не только антинаучны, но и контррезультативны. Они напоминают попытки насильственно затыкать уши или завязывать глаза в уверенности, что таким образом мы спасаем мозг и тело от ненужного и вредного влияния среды. На практике это ведёт к неоправданному ограничению познавательной деятельности, дискретности мировосприятия, возникновению ошибок в оценке реальности и программировании целенаправленного поведения человека», — подчеркнул Валерий Ивановский.

Автор: Владимир Мельник
ТеГИ
компьютер, телевизор, психолог, дети
Поделиться
Похожие новости