Новость общества

Лифты пора разбирать на запчасти? С чем столкнулась программа капремонта в России

Лифты пора разбирать на запчасти? С чем столкнулась программа капремонта в России

Фото © «Московская газета»

29.01.2024 в 09:21:00
1813

«Московская газета» продолжает тему состояния лифтового хозяйства в России. Замена всех лифтов, у которых заканчивается 25-летний срок эксплуатации, к 2025 году, как того требует Технический регламент стран ЕАЭС, очевидно, невозможна. Что делать? Собеседники издания предлагают ряд мер – от введения механизма рассрочки платы за замену подъёмника до лифтового «каннибализма». Глава общественной организации «Народный жилищный инспектор» Сергей Креков отмечает, что в капитальном ремонте нуждаются все элементы инженерной системы в многоквартирных домах России, и поэтому подход к сфере ЖКХ нужно менять на системном уровне

Сейчас в России нужно заменить около 100 тысяч лифтов, рассказал «Московской газете» директор Национального лифтового союза Пётр Харламов.

«Технический регламент ЕАЭС требует сделать это до 15 февраля 2025 года. Мы ставили эту проблему перед правительством ещё несколько лет назад, потому что в этом вопросе необходимо софинансирование, лифтовое хозяйство невозможно обновить за счёт одних фондов капремонта. Но потом началась пандемия, а сейчас в России тоже непростая экономическая ситуация. В 2021 году в стране было заменено около 25 тысяч лифтов. Сейчас мы вышли на уровень того года и можем менять около 25 тысяч лифтов в год. Но надо понимать, что их количество на замену растет ежегодно. Из 100 тысяч нуждающихся в замене подъёмников около 45 тысяч находятся в домах на спецсчетах. С 2014 года, когда были введены спецсчета, и жители многоквартирных домов стали откладывать на них средства на капитальный ремонт, сумма на замену лифтов в этих домах ещё не накопилась», — рассказал Пётр Харламов.

Лифтовое профессиональное сообщество разработало программу ускоренной замены лифтов с применением инструмента рассрочки оплаты, но российские банки не хотят в неё включаться, рассказал президент Национального лифтового союза.

«Ставка рефинансирования сейчас высокая — 16%. Банки не берутся кредитовать замену лифтов. Поэтому рассрочку здесь берут на себя жители многоквартирных домов, а также заводы-изготовители и лифтовые специализированные организации, осуществляющие монтаж или обслуживание лифтов. Подъемник заменяется, а потом жители дома в течение 3-7 лет погашают рассрочку ежемесячными платежами на капремонт. Если государственное софинансирование на данный момент невозможно, есть такой вариант», — отметил собеседник «Московской газеты».

Экспертные организации, которые проводят освидетельствование лифтов, отслуживших 25 лет, могут продлить срок их эксплуатации на 1-2 года, сказал Пётр Харламов.

«Однако, если впоследствии происходит аварийное происшествие, ответственность ложится на экспертную организацию. А Ростехнадзор, согласно своему регламенту, должен приостановить работу лифтов старше 25 лет. Но это социально взрывная тема: как можно оставить жителей дома, особенно пенсионеров, без лифта? Запчасти для лифтов с 2021 года выросли в цене в 1,5 раза из-за подорожания металла. Замена лифта теперь стоит от 4 млн рублей. Чтобы уменьшить затраты, мы предлагаем снизить до нуля НДС в этой сфере. Но в текущей экономической ситуации нашу идею практически невозможно провести», — рассказал президент Национального лифтового союза.

«В 2022 году мы подсчитали, что для замены лифтов на средства, собранные на спецсчетах многоквартирных домов, нужно копить их 13 лет», — отметил в беседе с «Московской газетой» президент Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН), Никита Чулочников:

«В 2022 мы обращались по этому поводу к правительству. Есть «котловой» способ накопления средств на замену лифта – через Фонд капремонта, – и примерно 45 000 лифтов в России должны заменить на средства, накопленные таким способом. И примерно такое же количество лифтов находится на спецсчетах, куда жители дома откладывают средства под управлением ТСЖ или УК. У многих домов не хватает средств: как я уже сказал, при стандартном размере взноса копить на замену лифта надо 13 лет. Сейчас замена подъемников подорожала по сравнению с 2021 годом в 1,5-2 раза из-за курсовой разницы и из-за того, что с российского рынка ушли зарубежные компании, составлявшие примерно ¼ рынка. При этом 12% зарубежных компаний были из Белоруссии. Остался производитель лифтов Otis, который был американско-российской компанией, а теперь стал полностью российской. Из-за ухода других производителей на рынке образовалась дыра. Раньше в РФ в среднем заменяли 40-45 тысяч лифтов в год, а сейчас наблюдается резкий спад. Если с помощью спецсчёта граждане в своё время могли заключить договор напрямую с производителем лифта, то через «котёл капремонта» выходит дороже, а выбор производителя – меньше. В 2021 году государство выделило на субсидии для замены лифтов около 750 миллионов рублей, а потом прекратило», — рассказал Никита Чулочников.

Лифтовики вместе с Минстроем предлагают программу для ряда регионов, позволяющую ТСЖ при наличии 50% необходимой суммы на спецсчёте выбрать механизм рассрочки оплаты, пользуясь определённой поддержкой региона, выступающего гарантом оплаты, отметил президент АКОН.

«Но эта программа довольно узкая, в неё входят не все регионы: у многих нет в бюджете денег, чтобы софинансировать замену лифтов, либо дать гарантии оплаты. Регионы, где мало ТСЖ, не знают, что делать. Особенно если речь идёт о домах массовой застройки, эконом-класса, в которых люди не могут дополнительно «скинуться» на замену лифтов. Дома побогаче, бизнес-класса, увеличивают размер взноса, им проще войти в эту программу, потому что производитель лифтов видит, что у этих домов больше шансов оплатить рассрочку. Жилому зданию очень сложно получить кредитные ресурсы, так как нечего оставить в залог: общедомовое имущество в залог не берут. Банки очень плохо кредитуют замену лифтов», — пояснил Никита Чулочников.

Для решения проблем, по мнению эксперта, нужно зафиксировать цену на лифтовое оборудование и договориться о рассрочке платежа на длительный период, желательно на льготных основаниях, беспроцентно, либо с учётом инфляции:

«В докризисное время стоимость замены лифта составляла от 3 млн рублей, сейчас цена в 1,5-2 раза выше. Основные заводы по производству лифтов – Могилёвский (в Белоруссии), Щербинский и Карачаровский. Есть ещё завод «Метеор», это бывший завод Otis. На сегодняшний день он обслуживает около 44 000 подъёмных механизмов, активно работая в сегменте домов бизнес-класса. Иностранные лифты – сложноремонтопригодны. Чтобы запустить замену лифта, либо продлить срок его службы при условии дальнейшего ремонта, необходимо освидетельствование подъёмника с помощью специальной организации, а это тоже стоит денег. Из запчастей самое дорогое – лебёдки и электроника. Запчасти теперь идут из Азии, это сложная логистика. Для высотных домов требуются скоростные лифты, преодолевающие 12 метров в секунду, обладающие плавным ходом, низким уровнем шума — такие подъемники в России только начинают производить. Впрочем, замена лифтов в массовом сегменте тоже стала проблематичной. В целом, чтобы продлить срок службы лифтов в РФ необходимо проводить их освидетельствование и ремонтные работы. Искать подходящие детали. Самый крайний вариант – так называемый «каннибализм»: например, если в подъезде два лифта, снимать запчасти с одного и ставить на другой. Ответственность за его работу и продление срока эксплуатации несут УК и ТСЖ, а также экспертная организация».

На протяжении последних 5 лет о замене лифтов говорили везде, но конкретных действий для решения проблемы никем предпринято не было, сказал «Московской газете» глава общественного движения «Народный жилищный инспектор» Сергей Креков:

«Очевидная проблема состоит в том, что объем средств, собираемых на капремонт, катастрофически мал, и за их счет невозможно произвести замену лифтов. Такая проблема сложилась во многом благодаря бездумному расходованию денежных средств, поступающих в виде целевых взносов от граждан на капремонт своих многоквартирных домов. Вместо капитального ремонта лифтов и другой сложной инженерии региональные операторы фондов капитального ремонта занялись массовой покраской подъездов и фасадов многоквартирных домов, чтобы создать видимость капитального ремонта, оставляя разваливающуюся инженерную инфраструктуру на потом. По моим данным, более 80% произведенных работ по капремонту – это кровля, фасад, входные группы и ремонты подъездов».

Одним из итогов программы капитального ремонта многоквартирных домов стали около 100 тысяч лифтов, срок замены которых, согласно Техрегламенту ЕАЭС, выходит в 2025 году, отметил глава «Народного жилищного инспектора».

По мнению Сергея Крекова, власти начнут массового продлять сроки эксплуатации лифтов, исходя из их технического состояния, а потом, поскольку для решения проблемы нет средств в бюджете, ее решение ляжет на плечи граждан.

«Продление сроков эксплуатации — это усугубление проблемы, которая может увеличиться до угрожающих размеров. Если государство не пересмотрит свой подход в сфере ЖКХ на системном уровне, решить проблему замены лифтового оборудования будет невозможно. На старте программы капитального ремонта я предложил изменить базовый принцип программы на «Сначала капремонт – потом оплата!», но моё предложение не было услышано. Система постоплаты позволила бы осуществлять ремонт с обязательным его согласование с собственниками, а также создать механизмы финансирования таких работ и возврата заемных средств на их проведение. В таком же состоянии, как лифтовое оборудование, находятся и другие инженерные системы многоквартирных домов. Поэтому необходимо решать проблемы капитального ремонта всех инженерных систем», — подчеркнул глава «Народного жилищного инспектора».

В сложившихся обстоятельствах необходим ряд мер, считает эксперт:

1. Изменить механизм финансирования работ по капитальному ремонту на постоплатный.

2. Создать механизм финансирования работ по капитальному ремонту за счет заемных средств под гарантии государственных фондов, что позволит привлекать средства по льготной ставке.

3. Остатки на счетах фондов капитального ремонта составляют 100 миллиардов рублей, собранных с граждан в виде взносов на капремонт и неизрасходованных. Их следует использовать для софинансирования работ по капитальному ремонту на возвратном принципе.

4. С использованием ГИС ЖКХ создать условия для выработки легитимных решений на общем собрании собственников. Это позволит утверждать программу капитального ремонта индивидуально к каждому дому и с учетом финансовых возможностей его жителей.

5. При наличии финансирования на проведение работ по капитальному ремонту возлагать обязанность по их проведению на УК или ТСЖ/ЖСК. Все эти меры позволят решить сложившиеся проблемы капремонта наших домов, а также лифтового оборудования как его неотъемлемой части».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Лифты, Россия, замена лифтов, запчасти, капитальный ремонт, ЖКХ
Поделиться
Похожие новости