Новость общества

Замена лифтов в России сталкивается с трудностями

Замена лифтов в России сталкивается с трудностями

Фото © «Московская газета»

07.08.2023 в 13:16:00
2943

В Генпрокуратуре выяснили, что в 59 регионах РФ более 47 тыс. лифтов не включены в программы обновления инфраструктуры ЖКХ. Чтобы обновить все старые лифты, придётся дать многим «отсрочку» и изменить для этого Технический регламент стран ЕАЭС?

В Генпрокуратуре выяснили, что в 59 регионах России более 47 тыс. лифтов не включены в программы обновления инфраструктуры ЖКХ, передаёт Lenta.ru. Самые высокие риски происшествий с лифтами зафиксировали в Удмуртии, Чувашии, на Алтае, в Мурманской, Нижегородской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Челябинской областях и Санкт-Петербурге, передаёт издание.

«Судя по электронным аукционам, которые проведены за первое полугодие 2023, мы видим только рост замены лифтов: 13400 лифтов на замену произведено в 2023 году, это больше, чем даже в 2021 году, — рассказал «Московской газете» исполнительный директор Национального лифтового союза Пётр Харламов. — Но, действительно, депутаты Госдумы объявили, что порядка 40 000 лифтов не включены в региональную программу обновления инфраструктуры ЖКХ (зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева говорила о 41 000 таких лифтов, – прим.авт.). Это тревожный показатель. Почему субъекты РФ, фонды капитального ремонта не включают лифты в региональные программы, мы не знаем. И нас это обстоятельство тревожит. Мы сообщаем во все инстанции, в том числе в Министерство строительства и ЖКХ, что надо уделить этому вопросу внимание и включить лифты в программу капремонта. Тем лифтам, у которых вышел срок работы в 25 лет, необходимо полное техническое освидетельствование с помощью экспертных организаций. Если в заключении экспертной лифтовой организации будет сказано, что лифт необходимо менять, то его будут менять. Если же экспертная организация по прошествии этих 25 лет даёт лифту ещё срок – год, два, три года службы, то он может отработать и этот срок. Более 3 лет срок службы обычно не продляют, потому что если на 26-27 году службы лифта случится аварийное происшествие, у прокуратуры возникнут вопросы не только к обслуживающей организации, но и к экспертной».

Как выяснил журналист «Московской газеты», в Санкт-Петербурге отрицают, что замена лифтов в городе производится в недостаточных объёмах.

«Работа по замене лифтов в Петербурге идёт давно и на плановой основе, у нас действует своя программа федерального уровня, которая начала работать при губернаторстве Валентины Матвиенко и продолжается до сих пор, — сообщил «Московской газете» региональный эксперт, политолог, депутат муниципального совета МО Гражданка Вадим Сафонов. — В домах 70-80-х годов постройки снимается всё лифтовое оборудование и ставится новое. Как правило, ставится оборудование белорусского производства, хотя в Петербурге до недавнего времени работал собственный лифтовой завод. Возможно, люди не всегда довольны новыми лифтами – они гораздо медленней и чисто эстетически не настолько хороши, насколько петербуржцам хотелось бы. Но сказать, что у нас плохо меняют лифты, нельзя. Иногда надзорное ведомство видит то, чего нет, и не видит того, что есть».

А вот в Саратовской области, Челябинской области и Удмуртии проблемы с заменой лифтов подтвердили. Как выяснилось, денег на это сейчас не хватает даже со всеми программами государственной поддержки.

«Лифтовое хозяйство в Саратовской области еще пару лет назад претерпевало большой кризис, — сказал «Московской газете» секретарь Саратовского областного комитета КПРФ Николай Бондаренко. — Сроки эксплуатации, которые контролирует Ростехнадзор, вышли у лифтов в домах 85-й серии, замене подлежало несколько тысяч лифтов. И сроки их эксплуатации увеличивали. Вопрос не решался, потому что средств на содержание лифтового хозяйства региональные власти не находили. Сейчас на это закрывают глаза. То тут, то там поступает информация об аварийности лифтов, но пока ситуация не меняется».

«Замена лифтов в Удмуртии идёт, но не так быстро, чтобы к 2025 году поменять весь тот объём, который у нас в республике есть, — рассказала «Московской газете» директор ООО «Ижевсклифтмонтаж» Марина Бабинцева. — Мы как раз занимаемся тем, что меняем лифты. Главные проблемы — в домах, у которых фонд капитального ремонта сформирован на спецсчетах. У нас есть региональная программа, которая дает поддержку жителям в размере около 80 процентов от стоимости работ по замене лифтового оборудования, но этих денег тоже не хватает для тех объёмов, которые требуют замены. Сейчас прорабатывается программа по кредитованию через Промсвязьбанк. Если она начнёт действовать, это будет большой шаг, чтобы разом заменить большое количество лифтов. В Удмуртии замене подлежит около 1000 лифтов. В региональном бюджете денег на это не хватает. Что касается продления срока эксплуатации старых лифтов, у нас идут проверки прокураторы и Ростехнадзора. Возможно, будет определена какая-то градация и каким-то лифтам будет разрешено продлить эксплуатацию, но это пока только домыслы, официальных данных у нас нет. Все лифты в республике тщательно обслуживаются, проходят ремонт и все необходимые проверки, но многие из них действительно изношены, технике зачастую по 30-40 лет. На старые лифты производства Самаркандского завода запчастей нет, приходится подбирать аналоги или оригинальные запчасти с б/у лифтов. По новым лифтам есть проблема с импортозамещением запчастей. Мы работаем в этом направлении с Карачаровским лифтовым заводом. Если раньше на лифты ставили итальянские лебёдки «Монтанария» или «Сикор», то сейчас всё переходит на местный бренд – Сарапульский электрогенераторный завод — или на турецкие и китайские лебёдки».

Источник в Челябинской области сказал журналисту «Московской», что лифты в городе практически перестали менять. Эту информацию не подтвердили в местных лифтовых службах. Однако, в челябинском ООО «Лифт» рассказали, что проблемы в этом отношении у Челябинской области такие же, как и у остальных российских регионов.

В ООО «Лифт» корреспонденту «Московской газеты» пояснили, что денег на замену лифтов зачастую не хватает. Дело в том, что взносы на капремонт, которые уплачивают жители МКД, аккумулируются в так называемом «общем котле», и региональный оператор распределяет их по наиболее нуждающимся домам. Регоператор уже выделил средства на замену самых старых лифтов, которым по 35-40 лет. Но во многих домах, нуждающихся в замене лифтов, деньги от взносов на капремонт собираются на спецсчетах, которые используются для нужд конкретного дома. И при данной схеме денег на установку новых лифтов не хватает в 95% случаев. Государство, по словам собеседника издания, разрабатывает специальные программы для исправления ситуации, но на данный момент проблема сохраняется. Из 1600 лифтов, которые нуждаются в замене по всему Челябинску, до конца года планируется заменить лишь 200.

Проблема заключается в том числе в подорожании лифтового оборудования, которое вызвано нестабильной экономической ситуацией. Если раньше предельная цена лифта составляла 2,3 млн рублей, то сейчас стоимость может доходить и до 4 млн. Впрочем, в законодательстве предусмотрен крайний срок замены устаревших лифтов, который придётся как-то соблюсти. Согласно техрегламенту стран ЕАЭС 011 2010, лифты, у которых закончился 25-летний срок службы, должны быть заменены на новые не позднее 15 февраля 2025 года. В ООО «Лифт» уточнили, что в Челябинске все лифты на замену -  российского производства и выпускаются тремя предприятиями: «НижегородЛифтмашем», Щербинским лифтовым заводом и предприятием «Метеор-лифт». Эти же заводы производят и лифты для нового строительства,  незначительную часть которых также выпускает Челябинский лифтостроительный завод.

«С лифтовым хозяйством в России та же беда, что и с ЖКХ — не хватает денег на модернизацию, — сказал «Московской газете» региональный эксперт, главный редактор аналитического издания «Акценты» Антон Чаблин. — В некоторых домах эксплуатируются лифты еще советского образца, которые, конечно, выработали парковый ресурс. Но разве не то же самое в мусорной отрасли? В электроэнергетике, водном хозяйстве, теплосетях? В некоторых регионах до 60-80% воды теряется из-за устаревших коммуникаций. Есть мусорные полигоны, которые переполнены — им искусственно продлевают сроки эксплуатации. В отдельных регионах коммунальные проблемы удалось решить с помощью концессий (форма государственно-частного партнёрства, — прим.авт.) Коммунальный бизнес — с низкой маржой, и бизнес-планы тут должны быть на десятилетия. А российский бизнес привык зарабатывать быстро. Причем в некоторых отраслях, например, лифтовой, вообще ни о какой маржинальности думать не приходится. Нужны гигантские деньги на модернизацию всего российского ЖКХ и контроль за расходованием этих денег. А полноценный контроль возможен лишь за счёт бенефициаров реформы, жителей России. Не только надзорных органов, а и самих россиян».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
лифт, генпрокуратура, трудности, россия
Поделиться
Похожие новости