Новость общества

Молодых батюшек и имамов в России «перекуют»?

Молодых батюшек и имамов в России «перекуют»?

Фото © «Московская газета»

30.10.2021 в 16:47:00
53028

Религиозные деятели традиционных конфессий разъяснили, как будут исполнять новые требования закона «О свободе совести»

В России вступили в силу поправки в федеральный закон № 68-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Они обязывают священнослужителей, получивших образование за рубежом, доучиться еще и в России, а также пройти здесь дополнительную аттестацию. Правовые нововведения направлены, прежде всего, на пресечение экстремизма в религиозной сфере. «Московская газета» спросила у представителей традиционных конфессий России, как они собираются «перековывать» молодые кадры.

Напомним, поправки в этот закон были приняты Госдумой еще весной этого года, а вступили в силу только в октябре. Пройти дополнительное обучение новоиспеченным священнослужителям предлагается в федеральных вузах, перечень которых утвердит Минобрнауки России. Уже работающим в России священнослужителям, так же получившим духовное образование за рубежом, переучиваться и проходить переаттестацию не потребуется.

«Доля священнослужителей РПЦ, получивших духовное образование за рубежом и приступающих к служению, стремится к сотым долям процента от общего количества новопоставляемых», – сообщил «Московской газете» руководитель административного секретариата Учебного комитета Русской православной церкви Николай Свокс. – 

Некоторое число получивших образование в учебных заведениях Украинской православной церкви Московского патриархата клириков может приехать для служения в Россию. В данном случае в рамках принятых поправок для них будут организованы соответствующие образовательные программы на базе ведущих аккредитованных духовных школ РПЦ. Учебный комитет в содействии с другими ответственными синодальными учреждениями РПЦ по получению информации о вступлении в силу поправок в федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» оперативно подготовил соответствующую образовательную программу, которая позволяет исполнить требования законодательства». 

По словам Николая Свокса, «документы находятся на утверждении Священноначалия».

Он отметил, что в Русской православной церкви случаи религиозно-экстремистского характера крайне редки и не связаны с лицами, получившими образование за рубежом. А стратегический прогноз и детальный анализ по ситуации с религиозным экстремизмом и действенностью новых норм федерального закона смогут дать соответствующие государственные службы.

«В настоящее время мы преимущественно берем на работу в общины кадры, которые являются выпускниками Московского исламского института и других религиозных учебных заведений, относящихся к структуре нашего управления», проинформировали нас в Духовном управлении мусульман (ДУМ) РФ.

В столице в ведении ДУМ находятся три мечети – это Соборная, Мемориальная и Историческая. При этом религиозная, воспитательная и просветительская деятельность в Москве этого управления не ограничивается только этими мечетями. В различных районах столицы создан ряд местных религиозных организаций, действуют учебные заведения, культурный центр «Дар». Поэтому, если говорить про Москву, то к Духовному управлению мусульман РФ относится несколько десятков представителей мусульманского духовенства.

«Кафедра Московской Соборной мечети, всех других мечетей в составе нашего Духовного управления являются трибунами проповеди мира, добра, срединности, просвещенного взгляда. Это принципиальная позиция нашего лидера, муфтия шейха Равиля Гайнутдина, – сообщили в Духовном управлении мусульман на запрос «Московской газеты». – Поэтому нельзя сказать, что с вступлением в силу поправок в федеральное законодательство, деятельность ДУМ РФ претерпит те или иные значительные изменения. Все последние годы штат наших организаций практически на 100% формируется из выпускников российских учебных заведений – как духовных, так и светских. Это стало возможно благодаря программе подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама». 

В 2013 году Владимир Путин заявил о воссоздании отечественной богословской исламской школы как о стратегической цели российского мусульманства, а затем подтвердил свою позицию в 2015 году во время церемонии открытия обновленного комплекса Московской Соборной мечети. 

«Наша задача сделать отечественные вузы конкурентоспособными и притягательными для мусульманской молодежи, чтобы в них воспитывалась интеллектуальная элита и научные кадры, – отметили в пресс-службе Духовного управления мусульман РФ. – Поэтому сейчас нет оснований говорить о том, что в структуре ДУМ массово инкорпорируется выпускники зарубежных религиозных учреждений, которых необходимо аттестовать. Хотя мы никогда не ставили знак равенства между человеком, который окончил религиозное учебное заведение в той или иной исламской стране и экстремистом. Это некорректно и не соответствует истине. В большинстве случаев, люди, к которым возникают вопросу у правоохранительных органов, – это не дипломированные выпускники зарубежных образовательных центров, а, наоборот, те, кто не получил системного образования, заменив его посещением частных лекций и собраний».

Ректор Российского исламского университета (г.Казань), председатель Совета по исламскому образованию РФ Рафик Мухаметшин объяснил суть новых поправок в закон о «О свободе совести и о религиозных объединениях». По его словам, действительно в таких крупных университетах, как Аль-Азхар в Египте или Аль-Карауин в Марокко, где молодые люди, в том числе и из России получают исламского образование, учат по тем образовательным программам, которые приняты в этих странах: «Поэтому, возвращаясь домой, вопрос их переподготовки естественно возникает, поскольку на те глубокие исламские знания, которые они получили за рубежом, необходимо нанизывать российские особенности, чтобы эти выпускники более полноценно могли использовать свои знания с учетом правовых и богословских реалий современной России, – считает профессор. – Это касается знаний национального законодательства, а также богословской мысли отечественных мусульман, которая имеет тысячелетнюю историю».

Рафик Мухаметшин отметил, что преподаватель, который работает в российских вузах должен знать когда в нашей стране начали печатать Коран, как его переводили на национальные языки, какие тафсиры (толкования — прим.ред.) у татар популярны. 

«Без знаний этих фактов и содержания трудов отечественных богословов довольно сложно профессионально служить и преподавать, – подчеркнул он.

– В Духовном управлении мусульман РФ наши имамы каждые три года проходят курсы повышения квалификации, независимо оттого, где они учились. Мы пытаемся, чтобы наши преподаватели были в курсе всех изменений в законодательстве и знали богословское наследие и традиционные ценности российских мусульман». 

В свою очередь, старший администратор Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Йонтен Гелонг сообщил «Московской газете», что в этом году три буддистских священнослужителя, получившие духовное образование за рубежом, приступят в России к религиозной деятельности. Они учились в университете Дрепунг Гоманг (Индии), в котором традиционно на протяжении многих веков получают образование все калмыцкие священнослужители. 

«Наш храм – Центральный хурул направляет их туда на 10 лет для прохождения целого курса, – пояснил он – Связано это с тем, что до сих пор учебных заведений, где получали бы такого качества образование, в России нет, да и собственно нигде в мире нет, кроме Индии. Сейчас у нас служат около 25 священнослужителей в почти 30 храмов республики. Конечно, мы будем выполнять закон, но, честно говоря, до сих пор нам не понятен порядок его действий. Нам никто не разъяснил – где и каким образом будут получать дополнительное образование конкретно наши священнослужители». 

Йонтен Гелонг (Сергей Киришов в миру, – прим.ред.) является вице-президентом Объединения буддистов Калмыкии, а также членом Общественной палаты РФ. На его взгляд, действия нынешних поправок в закон о свободе совести малоэффективны. 

«Таким образом закон подразумевает, что все, кто получил образование за рубежом – какие-то экстремисты, – так получается? Это же далеко не так. До принятия этих поправок, в принципе у нас были все необходимые законы, запрещающие экстремистскую деятельность и пропаганду экстремизма. Достаточно было бы просто следить за тем, чтобы они всегда работали. Сами религиозные организации должны отвечать за своих священнослужителей, их поведение, что мы и делаем», — подчеркнул собеседник издания.

ТеГИ
закон «О свободе совести», священнослужители, экстремизм
Поделиться
Похожие новости