Новость общества

Москва глазами парижанина: автомобильная культура двух столиц

Москва глазами парижанина: автомобильная культура двух столиц

Коллаж © «Московская газета»

13.11.2018 в 11:01:00
3229

«Московская газета» продолжает публикации из цикла статей «Москва глазами парижанина». В этом материале француз Николя Доло рассказывает о различиях в автомобильной культуре двух столиц. Если для москвича автомобиль — это роскошь, то для парижанина — средство передвижения.

«Из всего того, что мне всегда казалось в Москве странным — это автомобильная культура, которая вероятно, занимает первое место. Когда я говорю об автомобильной культуре, я даже готов назвать это явление «автомобильной религией», если представить, насколько иррационально, агрессивно и враждебно могут начать вести себя москвичи, если вы подойдете близко, или (что еще хуже) поцарапаете их любимого «четырехколесного друга».

Когда около десяти лет назад я начал регулярно посещать Москву, то был поражен несоответствием финансовых возможностей людей и их автомобилей. Парковки в окрестностях, где явно проживали люди среднего достатка, выглядели, словно это была Французская Ривьера, где состоятельные представители всего европейского континента и Ближнего Востока устраивали ярмарку автомобильного тщеславия. Разумеется, погодные условия вынуждают людей больше, чем обычно инвестировать в покупку внедорожников, однако и в этом сегменте царит жесткая конкуренция: чем больше и чернее твоя машина – тем лучше. Судя по всему, для этих людей автомобиль – отражение их финансового благосостояния, так что это в особенности важно даже для тех, кто, в действительности, не может позволить себе такую покупку, так что люди часто попадают в кредитную кабалу.

Я думаю, что москвичи были бы поражены, увидев то, как парижане относятся к своим машинам, и это с учетом того, что не каждый житель французской столицы вообще является владельцем автомобиля. Французы могут слегка использовать бампер, втискивая свою машину на едва освободившееся место, пусть и слегка растолкав рядом стоящие авто. В Москве это привело бы к драке, однако во Франции люди едва ли обращают внимание на такие мелочи. Я знаком с несколькими русскими, часть года проводящими в Париже. Обычно они ездят вдвоем, так что один всегда оставался рядом с автомобилем и пристально следил за тем, чтобы никто не трогал его машину. На самом деле у большинства машин, скутеров и велосипедов в Париже можно заметить следы ударов или царапины, поскольку никто особо не обращает внимания на то, что воспринимается, как транспортное средство, а не отражение социального статуса владельца. Многие бизнесмены и вовсе перемещаются по городу на крохотных автомобилях, таких как «Smart» или даже на мотоциклах и скутерах, что позволяет не тратить слишком много времени на поездку или парковку. Подобное явление стало встречаться еще чаще после введения мэрией Парижа «зеленой политики», реализовавшейся в закрытии или сокращении движения по основным автомобильным магистралям, чтобы отучить людей путешествовать на авто по центру города, где и возникают, в основном, пробки. Сам я предпочитаю избегать ездить по Парижу на автомобиле, совершая поездки только в крайнем случае, к тому же являюсь счастливым обладателем скутера модели 125 СС, благодаря которому вовремя добираюсь на совещания. Моя жена поменяла свой московский Лексус на парижский велосипед, совершая поездки на нем даже зимой. Появляются и новые формы «мобильности», как, например, электроскутеры, правда еще предстоит выяснить, являются ли они данью краткосрочной моде или же становятся настоящим трендом в мире транспорта. Что же касается автомобильного или велосипедного проката, замечательную идею которого защищала мэрия, мэр города Анн Идальго не смогла реализовать эти планы на практике к великому сожалению парижан. 

Тем же, кто живет за пределами города, повезло меньше, чем жителям столицы. Для них, чтобы добраться на работу или отправиться за покупками, надо либо проводить долгие часы за рулем автомобиля, или же ездить на общественном пригородном транспорте. Надо отдать должное, эта инфраструктура работает довольно неплохо, за исключением случаев, когда на очень старой линии на ежедневной основе случаются происшествия, как, например, на линии, ведущей в Версаль. Иногда бывают и долгосрочные забастовки железнодорожников, как было в этом году с апреля по июнь. Сложности возникают, порой, когда в транспорте находят подозрительный пакет или какой-то дурак лезет в драку с машинистом. В обоих случаях контролеры закрывают движение на линии. Некоторые из таких пригородных линий чрезвычайно перегружены, а в часы пик перемещение в поезде напоминает ад на земле. Политическое соперничество между крупными партиями стимулируют развитие и финансирование транспортных проектов «Большого Парижа», однако они чрезвычайно сложны и ориентированы на долгую перспективу. Продление линий метро в пригороды занимает целую вечность, а открытие (чрезвычайно полезного) скоростного поезда «Eole», первоначально запланированное на 2020 год, как стало известно, уже переносится на 2024. Такое отсутствие стратегического мышления приводит к одному единственному результату – люди битком ездят в транспорте каждое утро и вечер.

Как я уже говорил ранее, Москва чрезвычайно перегруженный город – на самом деле, в час-пик ситуация одна из наихудших, что мне известна. Я практически не езжу в Москве на автомобиле и в большинстве случаев избегаю такси. Хотя мне нечего сказать о пригородных поездах, потому что я ими никогда не пользовался, должен отметить, что по ряду вопросов в области общественного транспорта произошли улучшения. Московское метро было для меня чрезвычайно значимым, по меньшей мере, по трем причинам: монументальные станции, чистые коридоры и общественная безопасность. За пределами центра города расстояние между станциями становится столь внушительным, что метро теряет свою практическую ценность. Для того, чтобы добраться до станции подземки, вам, скорее всего, придется воспользоваться одной из небольших маршруток или же, в лучшем случае, сесть на автобус. В некоторых районах, насколько я знаю, на севере города, открылись новые станции метро, что позволяет немалому количеству людей получить доступ к общественному транспорту. Обновили и автобусные остановки, а автобусы и трамваи стали значительно более современными, чем были раньше – то же самое можно сказать и о некоторых линиях метро. Были построены или строятся в настоящий момент новые дороги, подземные переходы и мосты, что, как хотелось бы надеяться, окажет реальное влияние на снижение интенсивности движения. Как и в Париже, в Москве я тоже стал свидетелем появления новых видов транспорта.

В отличие от Парижа, в Москве широкий масштаб приобрел каршэринг, так что мне остается лишь удивляться, глядя на многообразие моделей авто и их состояние. Прокат велосипедов ВТБ можно почти везде встретить весной и летом в центре города, я и сам пользуюсь этой услугой. Прошлым летом на улицах стали появляться даже получившие быструю популярность электрические самокаты, которые также можно взять в прокат. До определенной степени москвичи находятся на рубеже понимания бесперспективности дальнейшего использования автомобилей и перехода к прокату. Если позволить и велосипедам и электрическим скутерам ездить по тротуару, то это может оказаться потенциально опасным для пешеходов, что, несомненно, является дальнейшей задачей градостроительной политики мэрии Москвы. Велосипедные дорожки слишком узкие, а их количество невелико. Надо быть совсем выжившим из ума, чтобы перемещаться на этом транспорте, объезжая автомобильные пробки…».

Читайте также

«Москва глазами парижанина»: еда и рестораны двух столиц — мифы и реальность

Москва глазами парижанина: француз рассказал, какая из двух столиц лучше приспособлена для жизни с детьми

Автор: Николя Доло (Nicolas Dolo) - эксперт в области международных инвестиций
ТеГИ
Москва, Париж, транспорт, автомобили
Поделиться
Похожие новости