Новость общества

На какой срок хватит запаса импортных комплектующих для российского лифтового хозяйства

На какой срок хватит запаса импортных комплектующих для российского лифтового хозяйства

Фото © «Московская газета»

19.04.2022 в 17:36:00
3841

Иностранные производители лифтов уходят с российского рынка, писал в марте «Ъ». При этом в отечественных лифтах есть ряд сугубо импортных комплектующих, например, подъёмные лебёдки и электроника: чипы для станций управления лифтов. Если с лебёдками проблема решаема, то с чипами сложнее, сообщает «MSK1.ru»

«Московская газета» обсудила ситуацию с экспертами и застройщиками.

«Да, комплектующие действительно импортные, мы зависим от этих поставок, — рассказал «Московской газете» директор Национального лифтового союза Пётр Харламов. — Сейчас поставки усложнились. Производители станций управления лифтов в сегодняшних условиях вынуждены самостоятельно искать поставщиков. В том числе через третьи страны. Возможно, это будут страны Евразийского Союза. Пока поставки идут, нет отказов, платежи проходят — но задерживаются сроки поставок. У некоторых производителей станций управления лифтов ещё есть запас комплектующих на ближайший квартал-полгода. Что будет дальше, мы не знаем. Возможны затруднения. Опасаемся того, что санкции сыграют своё дело: поставки будут ограничены из-за давления США (несмотря на то, что чипы для станций управления производятся в Китае, сами технологии — американские). Мы не можем гарантировать, что Соединенные Штаты не надавят на Китай. Производство лифтов зависит от изготовления чипов для станций управления. Через полгода проблема может стать более серьёзной».

Будут ли в ближайшем будущем «вставать» лифты в российских домах, зависит от уровня профессионализма обслуживающих организаций, сказал в беседе с журналистом издания первый вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров.

«Если мы говорим о капитальном ремонте, то это замена лифта, когда полностью ставится новое оборудование. Это вопрос к производителям, насколько они запаслись компонентной базой, чтобы производить определённое количество электронных плат. Что касается текущего ремонта, профессиональные организации имеют у себя определённый запас часто используемых компонентов. «На всю жизнь» их, конечно, не наберёшь. Второй месяц идут затруднения с поставками, но критических задержек нет, лифты не останавливаются, они продолжают работать. А там, где заказчики пользовались услугами не профессионалов, а фирм-однодневок, которые старались как можно меньше опустить цену и у которых в запасе практически ничего нет, — там ситуация становится серьёзней. Возможно, в этих случаях будут варианты сокращения количества лифтов, остановок, использования запчастей с одного лифта для другого. Но пока до этого не доходит. Сложно сказать, на какой срок профессиональным организациям хватит комплектующих, тут всё индивидуально», — отметил эксперт.

Что надо будет предпринять, когда запас комплектующих закончится?

«Я думаю, уже сейчас стало понятно, что в ближайшее время легче не будет, — заявил первый вице-президент НЛС. — Насколько я знаю от коллег и партнёров, все ищут возможные варианты замены поставок. Источники мы сейчас точно назвать не можем. Но поставщиков ищут и в том же Китае, там есть поставщики разного уровня. Есть и другие страны, которые не прекратили с нами дружественные отношения: Турция, Южная Корея».

Новые маршруты поставок обойдутся в копеечку?

«То, что это приведёт к росту цен, можно не сомневаться: логистическая цепочка становится длиннее, и все постараются извлечь из этого прибыль. Не только иностранные поставщики, но и у нас есть товарищи, которые не хотят отказываться от сиюминутной выгоды», — подчеркнул эксперт.

Выходит, производство, обслуживание и ремонт лифтов сильно подорожают?

«Всё уже подорожало. На последнем совещании говорилось, что по сравнению с прошлым годом на 1 апреля всё подорожало на 30%. Возможно, будет и дальнейшее подорожание», — сказал Алексей Захаров.

Как задержки поставок иностранных компонентов отражаются на производстве лифтов и сроках их установки в новостройках, на строительной отрасли в целом?

«Большинство иностранных компаний отказались поставлять новое оборудование. Рынок заполняется отечественными поставщиками. Большинство лифтов, кроме высокоскоростных, производится у нас. Насколько я знаю, все мировые гиганты не сняли с себя ответственность за гарантийное обслуживание, которое уже стоит», — сообщил собеседник издания.

«Московская газета» опросила ряд крупных застройщиков на тему того, как проблемы с комплектующими для лифтов влияют на строительство. Ответили «Московской» только в ГК «ПИК».

«Мы переходим на отечественное оборудование. У нас есть свой лифтовый завод в Москве. Зарубежного оборудования у нас только 5%, никаких проблем с поставками нет», — сказали в ГК «ПИК».

«Но ведь чипы для станций управления, какой бы процент оборудования они не составляли, исключительно импортные, и без них лифты работать не будут?», – заметил корреспондент «Московской».

«Может быть, все чипы управления действительно импортные, но, в любом случае, у нас нет проблем с поставками. Задержек пока нет», — ответили в ГК.

Как в таком случае будет развиваться ситуация?

«У нас главный прогноз — чтобы не было импорта в лифтах. Мы собираемся полностью перейти на отечественное производство. Кстати, можете узнать, какой-то российский производитель решил заняться производством чипов. С каким именно производителем чипов намерены сотрудничать в ГК «ПИК», пока сказать не можем», — ответили в пресс-службе компании.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
лифт, управление, лебедки, производители
Поделиться
Похожие новости