Новость общества

Названа причина изменения цен на препараты от подагры и другие лекарства

Названа причина изменения цен на препараты от подагры и другие лекарства

Фото © «Московская газета»

19.01.2025 в 11:40:00
255

Как сообщили читатели «Московской газеты», в российских аптеках дорожают лекарства от подагры, с их доступностью иногда замечают сложности. Во Всероссийском союзе пациентов рост стоимости лекарств объясняют коммерческой деятельностью аптек. А представители аптечной отрасли рассказали о любопытной ценовой политике дистрибьюторов лекарств

Подагра — это известное хроническое заболевание суставов; на европейском континенте подагрой болеют около 2% населения, рассказал «Московской газете» сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов.

«На американском континенте ей подвержены до 4% населения. Болеют в основном мужчины в возрасте от 50 лет. Причина заболевания — нарушение обмена пуриновых оснований в организме, то есть накопление мочевой кислоты в тканях организма, в основном в суставах (также подагра может быть связана с нарушениями в работе почек и может быть вызвана сидячим образом жизни и употреблением алкоголя, — прим. авт.). Подагра характеризуется сильными болевыми симптомами. Лечат это заболевание ревматологи, они же выписывают рецепты на препараты от подагры».

Данные препараты реализуются аптечным способом, отметил Ян Власов.

«Это означает, что над ними не осуществляется контроль стоимости. То есть, цену на них регулирует сам рынок. На стоимости таких препаратов отражаются стоимость логистики, повышение тарифов на бензин, а также так называемые маркетинговые договоры. Аптечные точки позиционируют себя как торговые, а не медицинские объекты, и прописывают в маркетинговом договоре наценку на лекарственные препараты. Маркетинговый договор — это фактически «цена полки» в аптеке, которая может достигать до 500% от стоимости самого препарата. В цену медикамента также закладывается наценка на торговую позицию, но она более скромная. В маркетинговом договоре аптека обязуется давать покупателю разъяснения о конкретном препарате или предлагать покупателю именно этот препарат в первую очередь. Также договор предполагает обучение сотрудников аптеки, размещение рекламы, дополнительных информационных листов и т.д. Такие договоры могут стоить по 3-5 миллионов рублей. Естественно, всё это отражается на конечной цене препаратов. Если производитель не готов подписывать маркетинговый договор, аптеки могут отказать ему в реализации препарата. Союз пациентов уже несколько лет просит Госдуму ввести закон о контроле за маркетинговыми договорами и ограничении их максимальной стоимости. Впрочем, в Союз пациентов не поступало обращений по поводу труднодоступности конкретно препаратов от подагры», — рассказал Ян Власов.

По группе препаратов для лечения подагры (группа М04 по EphMRA) в январе-ноябре 2024 г. было продано порядка 11 млн упаковок лекарственных препаратов на сумму 3,5 млрд рублей (в ценах дистрибьюторов), сообщил «Московской газете» директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов:

«Натуральный объём вырос относительно января-ноября 2023 г. на 41%, денежный — на 54%. В последние годы эта группа препаратов очень активно развивается. Основные игроки на этом рынке следующие: абсолютный лидер как в денежном так и в натуральном выражении компания «Эгис» (препарат Милурит — на неё приходится 47,8% в натуральном выражении и порядка 23,8% в денежном, второе место в упаковках у предприятия «Органика» (22,5% в упаковках и 9,9% в деньгах), третья строчка у «Авексима» (11,5% в упаковках и 4,6% в деньгах) — обе они поставляют в основном Аллопуринол (это прямые аналоги Милурита).

Если рассматривать рейтинг в денежном выражении, то второе место после «Эгис» у «Московской фармфабрики» (12% в деньгах и 1,4% в упаковках) с препаратом Колхицин, на третьем месте «Менарини» (11,9% в рублях и 1,1% в упаковках) с препаратом Аденурик. В целом, всё это сравнительно дешевые препараты, в рознице они стоят порядка 350 рублей».

Маркетинговые договоры всегда работали как ретро-бонусы, то есть позволяли аптекам занижать налог на прибыль, рассказал «Московской газете» член экспертного совета Комитета Госдумы по защите конкуренции Дмитрий Тортев:

«По понятным причинам экономического плана, если раньше на эти практики смотрели «сквозь пальцы», то теперь потребности налогового администрирования выходят на первый план. Как побочный эффект – сети разных масштабов будут увереннее себя чувствовать в конкурентной среде, если не будет так, что одни аптеки накачиваются маркетинговым бюджетом, а другие нет».

Маркетинговые контракты не предполагают наценок в 500% или в сопоставимых масштабах, сообщила изданию коммерческий директор Ассоциации новых независимых аптек (АННА) Виктория Лесникова:

«Если на рынок выходит новый препарат, для скорейшего коммерческого ввода товара есть два пути. Первый — бесплатный: производитель своими силами и средствами доводит товар для покупателя. Второй путь — когда продвижением препарата занимается аптека. За первую упаковку производитель платит аптеке двойную цену, и фармацевты активно предлагают её покупателю. Это двойной бонус идёт на зарплату фармацевтам и нивелирует риски того, что препарат не продастся. А на вторую упаковку медикамента производитель уже не даст такого бюджета. Маркетинговые контракты на лекарственные средства, особенно «биг-фарму», очень маленькие, там идёт наценка не более 5%. По БАД — больше, в районе 20-30%. Но о наценке 100-200% речи не идёт. Возможно, крупные аптечные сети иногда ведут себя несколько агрессивно в плане стоимости маркетингового контракта, но так или иначе у фармпроизводителей нет огромных маркетинговых бюджетов. Сейчас, когда идёт период переконтрактации между аптеками и фармпроизводителями, я вижу, что производители вообще сократили бюджеты. Для более крупных аптечных сетей — оставили прежние контракты, а на более мелкие, повторюсь, им уже не хватает бюджетов.

В случае ограничения максимальной стоимости маркетингового контракта крупные сети всё равно найдут способ, как договориться с производителем лекарств о взаимовыгодных условиях. А небольшие аптеки пострадают больше всего, потому что производитель, ограничивший маркетинговые бюджеты, не пойдёт в малую, неструктурированную аптечную розницу, а пойдёт к крупным сетям. Рынок консолидируется, и останутся только крупные аптеки. Законопроект об ограничении максимальной стоимости маркетингового контракта «придушит» частный, мелкий аптечный бизнес».

По мнению коммерческого директора АННА, препараты становятся дорогими и труднодоступными не из-за маркетинговых контрактов.

«В 2022 году был всплеск продаж лекарств, люди стали закупать в аптеках больше товаров, чем им нужно. В частности, от подагры, хронических сердечно-сосудистых заболеваний и т.д. Люди покупали сразу по 5 пачек, возник ажиотаж А логистические цепочки поставки препаратов нарушились. Потом пошёл спад продаж всё выровнялось. Товары с рынка не ушли, кроме единичных позиций. Но до сих пор существуют перебои, вызванные задержками на таможне. Поэтому снова возникает ажиотаж — купить сразу несколько упаковок. Цены на препараты из группы ЖНВЛП регулируются государством, поднять их нельзя. А на то, что не относится к ЖНВЛП официальный дистрибьютор повышает цены, чтобы товар меньше брали.

Поясню: если у сотрудника дистрибьюторской фирмы, который вбивает товары в матрицу, возникнет дефицит товара, «матричная яма», это отразится на его зарплате. Товар застрял на таможне, и дистрибьютор поднимает цену, чтобы сохранить запасы товара и избежать дефицита. И то, что стоило, например, 700 рублей, начинает стоить 900 рублей. В свою очередь, аптека берёт у дистрибьютора меньшее количество подорожавших препаратов, либо вовсе отказывается их брать. А у конечного покупателя начинается паника от того, что в аптеке нет нужного лекарства. Хотя оно может появиться там через неделю-две. К тому же, сейчас много заменителей, много аналоговых препаратов. Можно посмотреть в электронных базах данных аптек, есть ли товар или его заменитель в других аптеках и по меньшей цене», — заключила Виктория Лесникова.

По данным DSM Group, в Москве с 2021 г. по 11 месяцев 2024 г. продажи противоподагрических препаратов выросли с 719 479 до 992 056 упаковок. В Санкт-Петербурге — с 205 930 до 386 949 упаковок. В Новосибирске — с 54 145 до 100 375 упаковок. В Перми — с 31 348 до 61 574 упаковок. В Краснодаре — с 30 945 до 62 396 упаковок. На сайте аптек Санкт-Петербурга стоимость препарата Подагрель находится в диапазоне от 638 до 1060 руб. На сайте аптек Новосибирска — от 740 до 3053 руб.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Лекарства, подагра, аптеки, препараты
Поделиться
Похожие новости