Новость общества

Названы способы ассимиляции детей мигрантов в российских школах

Названы способы ассимиляции детей мигрантов в российских школах

Фото © «Московская газета»/ Алёна Черепкова

08.04.2021 в 00:19:00
4348

Всё большее количество приезжих из стран ближнего зарубежья не только помогает сохранению и развитию экономики, но иногда и создаёт определённые неудобства. Не секрет, что в школах появляется всё больше детей, по-русски не понимающих и не говорящих

Европа давно уже вступила на этот путь. И, поскольку выходцы из других стран принесли свои нормы поведения, религию и многое другое, коренное население их особо не принимает. Стало обычной практикой наличие национальных кварталов во многих крупных городах (арабские кварталы Парижа, турецкие и русские районы Берлина, иммигрантские районы Лондона и т.д.). 

Ждёт ли Россию то же самое? В 2016 году вызвала резонанс среди родительского сообщества и всего населения России публикация списка учащихся первого класса, где почти фамилии – иностранные. То есть проблемы не нова.

Понятно, что нашей стране нужны рабочие руки и население. И таких приезжих со временем меньше не станет. А значит, возможно, детей в школах придётся учить русскому языку по каким-то новым методикам. Проблемой озабочен и президент России Владимир Путин. 30 марта высказался на эту тему:

«В некоторых европейских странах, да и в Штатах тоже, когда количество детей мигрантов в школах достигает определённого уровня, местные жители своих детей оттуда забирают. И появляются школы, которые на сто процентов укомплектованы детьми мигрантов. И это большая проблема. Нам нужно иметь в виду эту практику и ни в коем случае не допустить в России развития событий подобного рода. Мы должны иметь в виду это обстоятельство».

Президент признался, что у него пока нет готового решения проблемы. Значит, нужно думать всем. В прессе уже появились размышления на эту тему.

Клинический психолог, основатель академии психологии Trietta Валерий Ивановский отметил, что самый главный период для адаптации человека – возраст до 15 лет. Во всех других случаях проблема решается долго и не очень результативно. 

«В этом вопросе есть два принципиальных момента. Первый: все культурные коды, мировоззрение и многое другое закладываются при помощи речи. Потому что в значении слов как раз и зашифрована вся информация о том, как носители языка воспринимают окружающий мир, то есть то, что называется культурными кодами. Поэтому крайне важно, чтобы дети мигрантов в совершенстве знали русский язык. И чтобы изучение языка произошло именно во время взросления, в сензитивный период, который по разным оценкам составляет от одного года до 15 лет. Тогда человек в совокупности научается, социализируется. Причём из этих 15 лет наиболее чувствительный период приходится на первые семь-восемь. И уже после того, как дети мигрантов хорошо выучат язык, можно предполагать, что все усилия, направленные на их ассимиляцию, принесут результаты, — рассказал психолог «Московской газете».

Ситуация с родителями, по мнению специалиста, ещё сложнее, потому что в Россию они попадают в достаточно взрослом возрасте. И к этому моменту у них всё мировоззрение, все культурные коды уже прописаны и сформированы. 

«Эти люди являются готовыми социальными продуктами. Чтобы что-то изменить, нужно потратить сверхколоссальные усилия, но даже в этом случае мы получим посредственный результат ассимиляции. Всё это необходимо учитывать при разработке и осуществлении программ ассимиляции и адаптации людей других культур в России. И это особенно важно в свете того, что говорил Президент Владимир Путин», — подчеркнул Валерий Ивановский.

Член СПЧ при президенте РФ Александр Брод считает, что проблема адаптации мигрантов у нас должным образом не решается, а время идёт.

«Раньше этой темой занималась Федеральная миграционная служба, но потом она была ликвидирована. Создавались специализированные центры, но в некоторых регионах и они прекратили свою работу, — говорит правозащитник. — Сейчас проблемами адаптации мигрантов занимается Федеральное агентство по делам национальностей, но оно не имеет бюджета, подразделений на местах. Законопроект об адаптации мигрантов лежит в недрах Госдумы уже несколько лет. В странах, откуда они приехали, работа по обучению не налажена».

По мнению Александра Брода, создавать отдельные школы для детей мигрантов было бы неправильно. И не должно быть никаких процентных норм для этой категории в школах. 

«Нужно готовить учителей для работы с детьми, прибывшими к нам из других стран: проводить семинары, создавать специальные программы, центры адаптации, воскресные школы на базе национально-культурных автономий. Возможно, использовать базу профильных НКО, вузов», — считает правозащитник. 

Итак, ассимиляция будет постепенной и начнётся с освоения русского языка. В свете сложившейся ситуации понятно, что изучение этого предмета должно проходить на каком-то новом уровне. Например, можно обратиться к методикам обучения русскому языку, которые уже применялись в республиках Средней Азии. Одна из авторов методики — почетный работник общего образования РФ, кандидат психологических наук Наталья Дутко – начинала работать учителем русского языка в республике Бурятии, где жители разговаривают на двух языках. 

«Обучать русскому языку можно любого ребенка, один из родителей у которого – русский или русскоязычный. Особая роль в этом процессе отводится подбору образовательного контента, который мотивировал бы детей на изучение языка: сохранение русского языка как средства общения в русскоязычной семье или в семьях «смешанных» браков, где представлен «диалогический билингвизм»; расширение речевой компетенции детей, выход за пределы «семейного» языка до уровня русского литературного языка, русской литературы и культуры в их актуальном и историческом многообразии; преподавание особенностей в восприятии российской действительности, ее истории», — специалист.

Такая работа будет результативной, если вспомнить китайскую мудрость: «Учителя открывают дверь, но зайти вы должны сами». Наверное, здесь можно уточнить: важно, чтобы дверь была нужная и открывалась правильно. 

Автор: Софья Кладова
ТеГИ
мигранты, дети, школы, Россия, русский язык
Поделиться
Похожие новости