Новость общества

Новый главный президентский правозащитник заявил о «несоразмерности обвинений» по «московскому делу»: «Где же здесь насилие?»

14.11.2019 в 16:48:00
3876

Новый председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев прервал молчание и, вопреки опасениям либеральных кругов, продемонстрировал критическое отношение к действиям силовиков на летних акциях протеста

Совет при президенте по развитию гражданского общества и правам человека спустя месяц после ротации состава высказался по самой резонансной на сегодня истории в этой сфере. Вчера, как говорится на официальном сайте структуры, в ходе заседания постоянной комиссии по гражданским свободам и гражданской активности обсуждали «проблемы реализации прав граждан на свободу собраний».

«Мы обменялись мнениями по текущей ситуации с делом о массовых беспорядках, обсудили все материалы и договорились об их дальнейшей аналитической проработке. На наш взгляд, есть несоразмерность некоторых выдвинутых обвинений содеянному. Например, дело Раджабова. На видеозаписи видно, что он бросил в сторону полицейского пустую пластиковую бутылку, даже не попал. Обвиняется по ч.1 ст. 318 УК РФ о применении насилия в отношении представителя власти. Но где же здесь насилие? Между тем, Раджабов арестован до 27 декабря. Или Фомин. Степень его участия именно в организации беспорядков — отдельный вопрос, и мы будем рассчитывать на объективность следствия. Также много вопросов к делу Егора Жукова, которого обвиняют в призывах к экстремистской деятельности. СПЧ всегда внимательно относился к трактовке понятия «экстремистская деятельность», отслеживал правоприменительную практику. Наши эксперты считают, что здесь тоже нужно тщательно проанализировать ситуацию. Кроме того, это молодой человек, студент, и ему нужно заниматься учебой, думаю, в его отношении нужно руководствоваться гуманными соображениями», — сказал глава совета Валерий Фадеев.

Члены совета «высказали много замечаний к тому, как организуется работа Росгвардии и полиции во время несогласованных митингов, и предоставили целый ряд конструктивных предложений относительно того, как уменьшить число претензий со стороны общества к этой работе. Фадеев предложил в ближайшее время организовать рабочую встречу с руководством ГУ МВД России по Москве и Росгвардии, чтобы обсудить предложения правозащитников», сообщается на сайте организации.

До сих пор Фадеев не оглашал позицию, вызывая подозрение, что, в отличие от своего предшественника на этом посту, он не будет относиться к делам по массовым акциям протеста в столице критически. Накануне заседания Фадеев только сказал СМИ, что намерен «направить в Генпрокуратуру и СКР обращения с просьбой обратить внимание на дела Егора Жукова, Самариддина Раджабова и Сергея Фомина». Эти дела глава СПЧ «берет под личный контроль».

Руководству МВД и Росгвардии он хочет «озвучить предложения по коррекции работы правоохранительных органов на несогласованных акциях протеста в России, где мои коллеги по СПЧ были наблюдателями», — рассказал «Коммерсанту» Фадеев.

Еще месяц назад позиции у Фадеева по этому поводу не было. Про «московское дело» он говорил так: «Я особо этим не интересовался тогда — сейчас бы я интересовался этим глубже. Но ведь там, насколько я понимаю, были реальные нарушения при сборе подписей?»

Член СПЧ Николай Сванидзе так сейчас охарактеризовал позицию совета. «Нам не нравятся двойные стандарты в подходах к наказаниям тех, кто выходит на несогласованные митинги, и тех, кто, обеспечивая охрану правопорядка на этих митингах, превышает свои полномочия, совершает должностные преступления», — уточнил господин Сванидзе.

Другой член СПЧ Анита Соболева говорит, что примеры несоразмерности наказаний силовикам и участникам протестов планируется «включить в таблицу, которую планируется использовать как аргумент в диалоге с представителями ведомств».

«У нас можно получить два года за домашнее насилие, за пытки в полиции — условный срок, а за участие в мирном, но несогласованном протесте — пять лет», — посетовала она.

Члены совета возмутились и «отсутствием механизмов исправления ошибок, когда полиция и СКР идут до конца, задержав кого-то: если одно дело разваливается, ищут второе. Это происходит сейчас с делом Егора Жукова».

Студент ВШЭ Жуков сначала обвинялся в участии в массовых беспорядках, но после того как защита доказала обратное, дело было переквалифицировано на «призывы к экстремистской деятельности».

Любопытно, что по большому счету необходимости в выражении недовольства работой силовиков не было, поскольку СПЧ уже высказывался по «московскому делу»

В августе и сентябре члены совета направляли обращения в силовые ведомства и делали заявления. 12 августа Совет по правам человека при президенте РФ направил в Генпрокуратуру обращение с просьбой провести проверку обоснованности возбуждения уголовного дела о массовых беспорядках в Москве 27 июля. Однако по состоянию на 6 ноября ответ получен не был, неизвестно, будет ли реакция сейчас.

Бывший член совета эксперт Илья Шаблинский говорит, что «обращать внимание на три дела бессмысленно, так как нужно напомнить об уже сформированной позиции СПЧ». «Оценка событиям 27 июля в Москве уже была дана, и новые письма вполне могут быть имитацией деятельности. В частности СПЧ заявлял, что никаких массовых беспорядков 27 июля в Москве не было»…

В любом случае лучше выступить лишний раз, чем промолчать. Маслом кашу не испортишь. Даже если это каша солдатская, силовая.

Автор: Борис Куркин
ТеГИ
СПЧ, Валерий Фадеев, действия силовиков, московское дело
Поделиться
Похожие новости