Новость общества

Почему аттракционы в России «слетают с орбиты»

Почему аттракционы в России «слетают с орбиты»

Фото © «Московская газета»

09.09.2023 в 17:30:00
3375

Правительство поддержит законопроект о контроле за деятельностью и состоянием аттракционов всех видов, разработанный Законодательным собранием Санкт-Петербурга. В 2022-2023 гг. в России несколько раз случались происшествия на аттракционах, некоторые закончились трагически. «Московская газета» узнала, в чём могут быть недостатки нового закона об аттракционах, а также о причинах, по которым старые аттракционы в России выпадают из сферы безопасного использования

Правительство поддержит законопроект о контроле за деятельностью и состоянием аттракционов всех видов, разработанный Законодательным собранием Санкт-Петербурга, сообщили «Известия». Летом 2023 г. в Орехово-Зуево рухнул аттракцион «Весёлая Волна», пострадали две девочки, весной в Оренбурге 20 человек пострадали при обрушении аттракциона «Цепочка», а осенью 2022-го в Анапе россияне около часа провисели на сломанном аттракционе «Кондор». Летом 2022 г. в Орле девушка погибла, выпав из кресла на аттракционе «Орбита», причиной трагедии могло стать его техническое состояние.

«В настоящее время аттракционы регулируются различными ГОСТами, подзаконными актами, соглашениями Таможенного союза, но какого-то прочного законодательного каркаса в этой сфере нет», – сказал «Московской газете» эксперт «Народного фронта» Павел Склянчук.

«С точки зрения общественных интересов, аттракционы сейчас – это важная составляющая массовой культуры, досуга семей с детьми, – отметил общественник. – При этом само аттракционное оборудование в регионах довольно устаревшее, а стоимость билетов на аттракционы довольно высокая. Когда родители отдают детей кататься на карусели или колесе обозрения, они действуют на свой страх и риск. СМИ и надзорные органы после очередного происшествия говорят, что нужно наказать очередного подрядчика или директора аттракциона, но родителям ребенка, получившего травму на аттракционе, от этого легче не станет».

Каким образом контролируется деятельность аттракционов сейчас?

«На федеральном уровне есть контроль за производством аттракционов или их завозом: если это оборудование китайского производства, его проверяют на таможне. Затем Ростехнадзор контролирует эксплуатационные характеристики аттракционов, износ материалов, их прочность. Роспотребназдор и ФАС следят, чтобы в конкретных парках, местах отдых семей с детьми был определенный контроль за этими объектами, вовремя проводились профилактические мероприятия. В целом, должна действовать комплексная система, отправной точкой для которой должен быть профильный федеральный закон», – отметил эксперт «Народного фронта».

По мнению собеседника «Московской газеты», стоимость аттракционов должна быть сопряжена с амортизацией конкретного оборудования.

«Не поверю, что карусель для младшего школьного возраста – «ракушечки», которые должны пару минут покрутиться, – должны стоить по 300 рублей на одного ребёнка и ещё 300, если в сопровождении взрослого. Это сверхприбыли для такого бизнеса. Плюс, дирекция парка может заключить договор аренды с арендатором, а тот найдёт субподрядчика, который найдёт оборудование… здесь есть чем заняться в плане прозрачности процесса. В этой сфере должен сохраняться общественный контроль», — подчеркнул Павел Склянчук.

Раньше происшествий на аттракционах в России было не меньше, просто только сейчас о них начали активно и публично говорить, сказали «Московской газете» в компании «МАРСТАР» (Санкт-Петербург), занимающейся оценкой соответствия аттракционов в России.

«До вступления в силу в 2018 году технического регламента (ТР ЕАЭС 038/2016) эксплуатирующие организации вообще не были обязаны инициировать проведение ежегодного технического освидетельствования большинства своих аттракционов, и поскольку со стороны государства надзора над этой сферой не было вплоть до апреля 2020 года, то делали это в добровольном порядке только наиболее ответственные эксплуатанты. В настоящее время сфера развлечений находится под контролем органов Гостехнадзора.

При этом регулирование деятельности аттракционов оказалось жертвой определённого законодательного хаоса, который возник из-за отсутствия единого подхода у специалистов Гостехнадзора в разных регионах РФ, что и пытаются урегулировать принятием федерального законопроекта депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга, сказали в «МАРСТАР».

В компании пояснили: «Стандарты, составляющие нормативно-техническую базу данной отрасли по большей части уже устарели и не отражают требований к аттракционам нового поколения, что в ряде случаев, приводит к конфликту архаичных требований с новыми видами конструкций. Это одна из самых злободневных проблем отрасли, т.к. стандарты отстают от продукции, на которую они распространяются. Кроме того, для осуществления контрольно-надзорной деятельности за аттракционами были приняты два постановления правительства РФ, в одном из которых основные требования к аттракционам были заимствованы из стандартов, но, к сожалению, при их изложении в некоторых положениях были допущены ошибки, которые создают препятствия для эксплуатирующих организаций уже на стадии ведения государственного контроля за аттракционами. Кроме того, из-за отсутствия комплексного системного подхода во всей нормативно-законодательной базе, возник перекос применимости требований к аттракционам, изготовленным в разные временные отрезки, а именно к выпущенным, начиная с 2018 года, в соответствии с ТР ЕАЭС 038/2016 и к аттракционам, находившимися в эксплуатации до вступления в силу данного технического регламента – это явление противоречит принципам, заложенным федеральным законом «О техническом регулировании», который не допускает наличия двойных требований к одному и тому же виду продукции», но пока ситуация так и остается биполярной.

То есть получается, что старое аттракционное оборудование, которое наиболее нуждается в оценке его технического состояния и качественном обслуживании, не попадает под действие Технического регламента?

«Да, именно так. Конечно, в отношении старой техники применяется отдельное постановление, содержащее основные требования к его техническому состоянию, но как говорилось ранее, по сути, это те же переписанные старые ГОСТы, регламентирующие аттракционы в рамках устаревших требований, что тоже неправильно. С другой стороны, если подгонять всё под новые требования, можно «похоронить» много аттракционов в регионах, где в основном работает старая техника. Если её качественно обслуживать и своевременно ремонтировать, она ещё послужит. Но вот такие элементы безопасности, как устройства фиксации и удержания, у этой техники или отсутствуют, или не соответствуют современным требованиям. Поэтому такое оборудование надо модернизировать, а если это невозможно, то нужно списывать, чтобы взамен приобрести новые современные модели. Но в силу отсутствия средств ни один муниципальный парк аттракционов на это не пойдёт. Особенно, учитывая, что во многих российских регионах сезон эксплуатации аттракционов довольно короткий, поэтому владельцам особенно сложно найти деньги на модернизацию оборудования. Тут нужны субсидии от государства», — считают в «МАРСТАР».

В России в сфере развлечения эксплуатируются аттракционы российского, китайского и европейского производства, рассказали в компании.

«Очень много «китайцев», в основном сомнительного качества, но встречается и достойная продукция, правда она стоит уже других денег и потому не так популярна у эксплуатантов, как того бы хотелось. Есть аттракционы российского производства, но они в меньшинстве, т.к. нашим изготовителям трудно конкурировать на рынке с дешевой китайской продукцией. В строю находятся также аттракционы, выпущенные еще в советское время, в частности одним из самых крупных в тот момент Ейским заводом и заводами Чехословакии, при чем есть такие модели, которые китайские производители копируют до сих пор, изменив лишь внешний облик на более современный. Хоть и в меньшинстве, но все же имеются аттракционы, произведенные в Италии и в Германии. С ремонтом западного оборудования сейчас существуют проблемы, с китайским оборудованием таких сложностей нет. Также владельцы аттракционов испытывают трудности с запасными частями для советских аттракционов, так как заводы, когда-то их выпускающие, давно прекратили свою деятельность, поэтому специалисты технических служб вынуждены подбирать другие аналоги, а это не всегда удается. В регионах в основном эксплуатируются аттракционы еще советского производства и это большая доля рынка. Плохо то, что на них не распространяется процедура продления срока эксплуатации (оценка остаточного ресурса), в том виде, как это предусмотрено требованиями технического регламента, что приводит к разному пониманию и исполнению данного процесса», — рассказали в «МАРСТАР».

Член экспертного совета Госдумы по защите конкуренции Дмитрий Тортев в беседе с «Московской газетой» прокомментировал предлагаемый депутатами заксобрания Санкт-Петербурга законопроект.

«На сегодняшний день контроль за деятельностью аттракционов — предмет совместного ведения Федерации и субъектов. При этом с 2018 года установку и эксплуатацию этих сооружений должны контролировать местные отделения Гостехнадзора. Поэтому сейчас говорится о введении единых стандартов техники безопасности и унифицированных правилах эксплуатации аттракционов. При этом остается открытым вопрос, как сделать единые правила для надувной горки и «американской» горки. Авторы проекта считают, что неисправный аттракцион просто не сможет быть допущен к эксплуатации. Но это не мешает аттракциону сломаться в ходе использования, в том числе из-за использования низкокачественных деталей и комплектующих. Поэтому, полагаю, создание очередного «реестра разрешенных аттракционов» никакую проблему комплексно не решит. Вопрос лежит в плоскости переделки всей системы сертификации и разрешительной работы, выдачи документов соответствия при производстве или импорте этого вида товара. Но для этого нужно другое качество законопроектной работы. А вот пронумеровать карусели для безопасности — это смелая идея, но к безопасности она не имеет отношения», — подчеркнул Дмитрий Тортев.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
аттракционы, россия, законопроект, контроль
Поделиться
Похожие новости