Новость общества

Почему «Почта России» при своих уникальных условиях сталкивается с недовольством работников

Почему «Почта России» при своих уникальных условиях сталкивается с недовольством работников

Фото © «Московская газета»

21.07.2023 в 18:40:00
4244

На этой неделе появились сообщения о выступлениях в Ивановской области сотрудников «Почты России», связанных с низкой оплатой труда

Там идею справедливой оплаты труда поддержали кинешемские коммунисты. Одиночные пикеты прошли у Главпочтамта города Иваново. Прохожим предлагалось подписать петицию с требованием повысить зарплату сотрудникам «Почты России». На транспарантах протестующих значились лозунги: «Нет «оптимизации» Почты», «Требуем повышения заработной платы работникам почты!», «Нет почты без государства так же, как государства без почты!»

Затраченные на работу время и силы несоизмеримы

Проблема недовольства работников «Почты России» существует давно и характерна для многих регионов страны. Можно вспомнить, как в 2021 году несколько отделений связи Саратовской области объявили «итальянскую забастовку» (работу в строгом соответствии с инструкцией) и приостановили обслуживание клиентов. Обычно причиной недовольства сотрудников становится оплата труда на грани прожиточного минимума.

«Я работал водителем, — рассказывает Сергей Троилин, бывший сотрудник «Почты России» из города Ставрополь, — у меня остались самые добрые воспоминания о коллегах по почте, но сказать того же о заработной плате в этой организации я не могу. Размер оплаты труда и затраченные на работу время и силы были несоизмеримы. Это меня удивило. До того, как устроиться на почту я знал, что это монополия. У компании большие возможности. Но на практике получилось так, что я просто не успевал высыпаться. Нужно было снова везти почту в отдалённые районы края. Количество смен увеличивалось. И я, естественно, не один, кто принял решение покинуть организацию. Для сравнения могу сказать, что сейчас я устроился водителем в Ставропольский краевой клинический перинатальный центр №1. Работа ответственная и тоже не для любителей прохлаждаться, но здесь такого несоответствия между оплатой труда и затраченными на него ресурсами я не наблюдаю».

Менеджеры акционерного общества смогли договориться с кредиторами

В 2021 году правительство РФ одобрило выделение 5 млрд рублей для того, чтобы помочь «Почте России» разрешить свои финансовые проблемы. В основном эти средства пошли на модернизацию 632 отделений в небольших и труднодоступных населённых пунктах.

В 2022 г. компания инвестировала 14 млрд руб. в повышение зарплат как основного персонала (операторов, почтальонов и сортировщиков), так и сотрудников ИТ-подразделений. Но, несмотря на все меры, 2022 год принёс «Почте России» убыток свыше 30 млрд руб., а общая накопленная задолженность составила 133 млрд руб. Об этом сообщил на заседании комитета по экономической политике Совфеда генеральный директор компании «Почта России» Михаил Волков.

При этом, по словам Михаила Волкова, «Почте России» всё же удалось избежать дефолта по внешним обязательствам, который пророчили компании в последнее время. Вот только произошло это не благодаря внезапно увеличившейся прибыли, а потому, что менеджеры акционерного общества смогли договориться с кредиторами и даже сократили долг на 3 млрд.

В каком-то смысле менеджменту АО «Почта России» можно посочувствовать. Вопреки реалиям, ему приходится демонстрировать оптимизм, рассказывать о реформировании, о запуске программ финансового оздоровления, которые непременно спасут положение.

Комментарий ведущего эксперта Центра социальных исследований и технологий РГСУ, экс-главы муниципального округа Тверской в Москве Якова Якубовича:

«В 2016-2017 годах я возглавлял службу внутреннего аудита в «Почте России». Могу сказать, что «Почта России» — и тогда, и сегодня сталкивается с трудностями. Однако решали их всегда по-разному.

В 2013 году, когда в неё пришла новая команда управленцев из коммерческого сектора, почта переживала кризис <…> После прихода новой команды был проведен ряд преобразований, которые затронули все ключевые процессы. Почта стала разделена на несколько направлений деятельности: собственно почтовое (здесь тоже можно поделить на почтовую связь, которая приносит доход (заказные, ценные письма) и простые письма, которые всегда были убыточными), посылочное, переводы и пенсии. Тогда же возникла идея, которая была позднее реализована, создать на базе ОПС (отделений почтовой связи) некое подобие ритейла. Магазина «У дома».

В результате проведённых реформ почту удалось вывести на точку безубыточности. Вместе с реинжинирингом бизнес-процессов изменилась и общая культура обслуживания. Было проведено переобучение сотрудников, пересмотрена тарифная сетка заработной платы, создана макрорегиональная структура, внедрено новое программное обеспечение для операторов почты. К слову, фонд оплаты труда в почте составляет главную статью расходов. По моей памяти, она достигала 75-80 % от общих расходов предприятия.

Существенными барьерами для развития оставались несколько факторов. Во-первых, это наличие обязательства осуществлять почтовую связь по утвержденным ФСТ (ФАС) тарифам, заведомо экономически необоснованным. Представьте себе, что за 32 рубля (тариф на середину 10-х годов) почта должна была условно доставить письмо из Калининграда на Чукотку, использовав для этого несколько вертолетов, час лёта которого стоит десятки тысяч рублей. Во-вторых, организационно-правовая форма. ФГУП — это федеральное государственное унитарное предприятие. По факту — это коммерческое предприятие, которое создано для управления государственным имуществом. То есть все имущество почты является собственностью государства. И делать с ним без согласования Росимущества и Минкомсвязи (сейчас Минцифры) ничего нельзя. Имущественный комплекс почты представлял собой порядка 31 тысячи отделений почтовой связи (еще 10 тысяч были в аренде), десятки логистических центров и транспортный комплекс (автомобили, фуры, вагоны и составы, вертолеты и самолёты). Когда я работал, имущественный комплекс был недооценен. Валюта баланса составляла менее 300 миллиардов рублей. А многие активы были полностью амортизированы и их стоимость практически равнялась нулю. Мы, внутренние аудиторы, делали замечание по этому поводу. Правда переоценка привела бы к резкому образованию убытка за счет взрывного роста амортизационных отчислений. Кроме того, выросли бы налоговые отчисления по налогу на имущество. Поэтому руководство и не спешило делать переоценку имущественного комплекса. Не знаю, сделана ли она сейчас, но судя по финансовым показателям, вряд ли. Третье — социальная и государственная функция. Почтовая связь входит в систему юридически значимого документооборота. Это означает, что повестки, претензии, иски, договоры и другие юридически значимые документы могут переправляться «Почтой России». Это накладывает обязательства на почту иметь по нормативам численности населения и территории свои отделения почтовой связи. Даже в тундре, тайге и других труднодоступных районах. Причем иметь с ними регулярное и стабильное сообщение даже чтобы доставить одно письмо за 32 рубля. Сейчас это примерно 78 рублей, что не меняет сути.

В итоге тот имущественный комплекс, который ранее упоминался, являлся еще и балластом. Ведь его надо обслуживать, эксплуатировать, содержать».

Стратегическая стагнация

Почему коммерческое предприятие с уникальными условиями для ведения бизнеса не в состоянии преодолеть кризис на протяжении многих лет — вопрос неоднозначный. Казалось бы, если ты монополист, то на одном быстрорастущем рынке электронной коммерции у тебя открываются невероятные возможности. В чём же проблема?

С одной стороны, на финансовых результатах «Почты России» отразились внешнеэкономические изменения. Увеличились операционные затраты, расходы на логистику, стоимость обслуживания техники. С другой, многие эксперты полагают, что список проблем почтового оператора не ограничивается только финансовыми вопросами. «Почта России» имеет большие социальные обязательства, которые необходимо выполнять, и в то же время ей нужно развиваться в качестве коммерческой структуры. Имея контроль со стороны государства, в нынешней ситуации не так просто привлекать к себе частный капитал, у которого могут быть свои представления по поводу операционной эффективности и оптимизационной работы внутри компании.

Пока можно сказать следующее: коренным образом проблемы «Почты России» не решены. Забастовки сотрудников лишь следствие стратегической стагнации. В такой ситуации очевидно, что не у всех сотрудников почтового оператора найдётся мотивация для качественной работы. Претензии россиян к срокам и качеству доставки писем и посылок в ближайшее время, скорее всего, никуда не исчезнут. Ну а сотрудники «Почты России» могут снова выйти на забастовку.

В феврале 2023 года появилась информация о том, что АО «Почта России» представит новую стратегию развития компании. Соответствующее поручение нынешнему генеральному директору компании Михаилу Волкову дал глава Минцифры Максут Шадаев. Почтовому оператору поручено подготовить предложения по оптимизации затрат и поиску дополнительных источников доходов.

В свою очередь генеральный директор «Почты России» Михаил Волков в ходе выступления в Совете Федерации подтвердил, что компания нуждается в масштабных инвестициях, необходимых для обновления объектов по всей стране. «Сделали аудит — в принципе достаточно большое количество объектов, которые находятся в неудовлетворительном состоянии. По нашим оценкам, потребуется порядка 140 млрд рублей, чтобы их отремонтировать, модернизировать», — уточнил Михаил Волков.

«Московская газета» готовит редакционный запрос руководству «Почты России».

Автор: Евгений Савин
ТеГИ
почта россии, протест, работники, условия
Поделиться
Похожие новости