Спрос на лизинг транспорта смещается в сторону сегментов с быстрой окупаемостью

В ООО «Бизнес-Поддержка» рассказали, что ждёт рынок лизинга в ближайшем будущем
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подсчитало, что в 2024 году объём новых сделок на рынке лизинга в денежном эквиваленте снизился на 7% до 3,3 трлн рублей, а количество сделок упало на 6% с 484 до 453 тысяч. Падение наблюдалось во многих сегментах, включая сельскохозяйственную и строительную технику, а по общественному и железнодорожному транспорту был рост, но темпы его также снизились, хотя в этих секторах в основном заключаются сделки с госучастием. В текущем году аналитики ожидают продолжение падения рынка, которое может составить 15-25%. Росту спроса на лизинг препятствуют высокая ключевая ставка, удорожание транспорта и оборудования и сужение их ассортимента. Среди драйверов роста эксперты называют в том числе национальные проекты и модернизацию инфраструктуры с государственным финансированием. Однако лизинг остаётся удобным инструментом и для малого и среднего бизнеса.
О том, насколько МСП выгодно пользоваться этим механизмом в текущих реалиях и что ждёт рынок в ближайшем будущем, «Московской газете» рассказала коммерческий директор ООО «Бизнес-поддержка» Анастасия Лосева.
— Анастасия, как бы Вы оценили активность малого и среднего бизнеса в текущих экономических условиях?
— На мой взгляд, в условиях замедления экономического роста и высокой стоимости заёмных средств малый и средний бизнес стал гораздо более осторожным в вопросах финансирования. Однако я считаю, что лизинг по-прежнему остается одним из ключевых инструментов, ведь он позволяет бизнесу сохранять оборотные средства и оптимизировать налоговую нагрузку. Лично я наблюдаю, что спрос на лизинг транспорта, особенно коммерческого, и оборудования сохраняется, но, как мне кажется, смещается в сторону сегментов с быстрой окупаемостью, например, в логистику, сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность. При этом становится заметной тенденция к выбору подержанной техники и рефинансированию текущих договоров вместо заключения новых сделок.
— Каким будет влияние смягчения денежно-кредитной политики на рынок лизинга?
— Я убеждена, что снижение ключевой ставки действительно может дать мощный импульс рынку лизинга. Во-первых, стоимость фондирования для лизинговых компаний снизится, а значит клиенты получат более выгодные ставки. Во-вторых, доступность кредитных ресурсов улучшится, что особенно важно для малого и среднего бизнеса. Наконец, спрос на дорогостоящие активы может вырасти, потому что долгосрочные обязательства станут менее обременительными. Но важно понимать, что эффект не будет мгновенным. Лизинговым компаниям потребуется время на пересмотр программ, а бизнесу — на оценку новых условий.
— В каких сегментах лизингового рынка наблюдается наибольшая активность?
— Если говорить о структуре рынка, я бы выделила три ключевых направления: коммерческий транспорт — грузовики, автобусы, легковые авто для такси — по моим оценкам, на этот сегмент приходится до 40% рынка; сельхозтехника, особенно в регионах с развитым агропромом; промышленное оборудование —производственные линии, станки. Что касается легковых автомобилей для корпоративного сектора, я думаю, их доля остается значительной, но динамика замедляется из-за роста цен и ограниченного импорта.
— Влияет ли на рынок лизинга ужесточение требований со стороны банков?
— Усложнение доступа к кредитам оказывает двойственное влияние. С одной стороны, лизинг становится привлекательнее, потому что зачастую требует меньшего пакета документов и предлагает более гибкие условия. Однако лизинговые компании тоже вынуждены ужесточать подход к обслуживанию клиентов, поскольку многие из них зависят от банковского финансирования. На мой взгляд, в ближайшее время мы увидим такие изменения, как увеличение авансов до 20-30%, сокращение сроков договоров и более тщательные проверки платежеспособности клиентов. Тем не менее, несмотря на все вызовы, я уверена, что лизинг останется важным инструментом для бизнеса, особенно в условиях ограниченного доступа к кредитам. Смягчение денежно-кредитной политики, безусловно, может оживить рынок, но ключевым фактором все же будет общая экономическая стабильность и восстановление спроса со стороны малого и среднего бизнеса.
-
Предпринимателям рассказали, как обновить оборудование в условиях высокой ключевой ставки12.07.2025 в 15:32:004281
-
Как сообщил собеседник «Московской газеты», некоторые российские авиакомпании уже запустили механизм выкупа ...09.11.2023 в 11:20:002465
-
Геополитический кризис больно ударил по объёму нового бизнеса в авиационном лизинге. СМИ пишут, что в 2022 году он сокра...20.03.2023 в 15:51:003123
-
Российские авиакомпании не могут выполнять рейсы в Китай на воздушных судах, которые не исключены из бермудского реестра...22.02.2023 в 12:01:003578
-
Эксплуатируемые Россией стране самолеты потребовали вернуть иностранным лизингодателям. На это РФ ответила запуском в пр...14.04.2022 в 16:12:004350
-
Департамент транспорта Москвы намерен компенсировать столичным частным перевозчикам лизинг подвижного состава.13.10.2017 в 18:48:002375