Почему Россия не претендует на призовое место в космической гонке
15 сентября стало известно, что в России на стадии технического проектирования прекращены разработки ракеты космического назначения (РКН) сверхтяжелого класса «Енисей» для возможных полетов к Луне. Об этом сообщил генеральный директор самарского Ракетно-космического центра (РКЦ) «Прогресс» Дмитрий Баранов, подчеркнув, что работы могут быть возобновлены
В тот же день заявление топ-менеджера опроверг генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. Он заявил, что создание сверхтяжелой ракеты не останавливается — для носителя данного класса разрабатываются перспективные ракетные двигатели на метановом топливе, вместо традиционных конструкций, работающих на смесях кислорода и керосина или кислорода и водорода. По словам Рогозина, это также позволит сделать будущую ракетно-космическую систему многоразовой.
В условиях неизбежного исчерпания мировых запасов углеводородов переход на новые виды ракетного топлива (природный газ, водород) также выглядит неизбежной перспективой и необходимостью. Но эксперты затрудняются в ответе на вопрос, насколько это может быть актуально для сверхтяжелой лунной ракеты. По их мнению, это скорее умелый пиар-ход, следование модным трендам, чем насущная необходимость.
Скептически к идее Рогозина отнесся и бывший генеральный директор и генеральный конструктор НПО «Энергомаш» Борис Каторгин. Он отметил, что экономическая выгода от использования метановых двигателей будет незначительно выше аналогов на керосине, а тип топлива не влияет на то, будет ли конструкция одноразовой или многоразовой. Например, многоразовые ракеты семейства «Falcon» компании «SpaceX» Илона Маска, одна из которых в ночь на 16 сентября успешно отправила в космос первый коммерческий экипаж из четырех непрофессиональных туристов, работают на традиционной паре «кислород – керосин».
На фоне последнего исторического события текущая ситуация в российской космической отрасли продолжает вызывать вопросы. Ситуация с отказом от проектирования «Енисея» вновь продемонстрировала непоследовательный и бессистемный подход к реализации космических планов. Складывается впечатление, что по мере все большего исчерпания советского научно-технического наследия Россия с каждым годом теряет былое космическое величие. Проблема усугублялась старением опытных научных и инженерных кадров, износом производства, недостаточным финансированием и, следовательно, нежеланием молодых специалистов работать в отрасли.
С середины 2000-х годов российская космонавтика, прежде всего пилотируемая, существует благодаря программе Международной космической станции (МКС). После решения США закрыть программу кораблей «Спейс шаттл» Россия больше стала напоминать «космического извозчика» до МКС и обратно. Страна удерживала эту внешне лидерскую роль до 2020 года. Не исключено, что после ввода в эксплуатацию нового пилотируемого корабля «Crew Dragon» фирмы Илона Маска, а также благодаря новым кораблям, которые создаются силами частных компаний, а также после успешных суборбитальных полетов аппаратов Ричарда Брэнсона и Джеффа Безоса и объявлении одним из основателей «Apple» Стивом Возняком о создании своей космической компании «Privateer Space», США с высокой долей вероятности смогут занять рынок космического туризма.
Между тем, по мере закономерного технического устаревания МКС, а также постоянно меняющейся в сторону конфронтации международной обстановки, дальнейшее развитие мировой пилотируемой космонавтики все больше проявляет тенденции к новому противостоянию.
Первый толчок к этому дал социалистический Китай, успешно реализовавший собственную пилотируемую программу космических кораблей и орбитальных станций, и активно заявляющий претензии на лидерство в пилотируемом освоении Луны и дальнего космоса. Китайцы развивают собственную систему спутниковой навигации «BeiDou» (аналог американской GPS, российского «ГЛОНАСС» и европейского «Galileo») и первыми в истории посадили беспилотный аппарат «Чанъэ-4» на обратной стороне Луны. Китайский аппарат ««Чанъэ-5» также сделал КНР третьим государством, доставившим на Землю лунный грунт. Наконец, на момент написания данного материала, на Землю возвращается экипаж китайского корабля «Шэньчжоу-12». Трое тайкунавтов завершили трехмесячную экспедицию на станции «Тяньгун» – будущем китайском аналоге станции «Мир».
В этих условиях США также взяли курс по пути новой «космической гонки» еще до окончания эксплуатации МКС. Финишной точкой нового противостояния теперь уже между США и Китаем вновь называется Луна. Кооперация западных стран во главе с Америкой, вероятно без участия России, готовится к созданию пилотируемой станции на орбите Луны. Все более выраженные амбиции в пилотируемой космонавтике проявляют Индия и ОАЭ.
Участие России в этих соревнованиях представляется все менее реальным и целесообразным. Недавно стало известно, что США прекратили закупку у России двигателей РД-180. К слову, эти двигатели являются «эволюционными потомками» двигателей «РД-170», создававшихся для советской сверхтяжелой ракеты «Энергия». Двигатели этого же класса теоретически планируется использовать и при проектировании «Енисея».
Но все эти планы, похоже, пока остаются на бумаге. Их воплощение в реальность вряд ли представляется возможным в обозримом будущем, тем более с учетом сегодняшней геополитической и социально-экономической ситуации.
Печальным памятником нынешнего состояния отрасли стали также затянувшееся из-за коррупции строительство дальневосточного космодрома «Восточный» и само его предназначение, остающееся не до конца ясным. Аналогичным примером до июля 2021 года был российский научный модуль «Наука», ждавший запуска к МКС четырнадцать лет.
С 2014 года по российской космонавтике ощутимо ударили и иностранные санкции. Из-за них резко сократились поставки зарубежных комплектующих для космической техники. Одновременно было урезано финансирование. Посадка на «голодный паек» нанесла очередной и закономерный удар по отрасли, выразившийся в сокращении научно-исследовательских программ и росте статистики аварийности. Апогеем кризиса стал неудачный старт пилотируемого корабля «Союз МС-10» в октябре 2018 года. И все эти события совпали с резким усилением космических позиций не только США, но и того же Китая. По количеству космических запусков Поднебесная давно конкурирует только с NASA.
В этих условиях попытки России «сохранить лицо» выглядят все более тщетными. Из-за технической отсталости и потери кадрового потенциала тормозится создание нового пилотируемого корабля «Орел» (ранее «Федерация»), который должен стать аналогом «Crew Dragon» и использоваться для полетов на Луну. Лунные амбиции ограничиваются автоматической станцией «Луна-25», которую не могут отправить на южный полюс Луны с 2014 года. По-прежнему не развернуто серийное производство ракет-носителей семейства «Ангара», которые должны прийти на смену вполне надежным тяжелым ракетам «Протон», и у которых уже есть успешный коммерческий конкурент – «МАСКовская» ракета «Falcon-9», имеющая возвращаемую первую ступень, а также более дешевая в производстве и эксплуатации. Доверие к этим ракетам со стороны коммерческих заказчиков растет. В этой ситуации непонятным выглядит стремление «Роскосмоса» создать серию ракет легкого класса на базе «Ангары» и среднего класса – «Союз-5» (он же «Феникс»). Их востребованность на рынке коммерческих пусковых услуг выглядит достаточно сомнительной.
Можно сказать, что желание поскорее заменить «Протон» на «Ангару» уже фактически обернулось смертным приговором для ГКНПЦ имени Хруничева, где производятся «Протоны». Предполагается, что его производственные площади в Москве будут ликвидированы, что в перспективе означает для России потерю единственной ракеты тяжелого класса. Производство «Ангары» планируется развернуть на заводе «Полет» в Омске. Однако этот процесс может занять продолжительное время. Равно как и последующие наработки опыта эксплуатации данной ракеты с «Восточного», а также положительной статистики для потенциальных заказчиков пусковых услуг. Проблемы с «Ангарой» привели к тому, что даже раздались голоса за закрытие проекта ракеты в пользу «Союза-5», а это может означать напрасную трату десятков лет разработок и колоссальных средств.
На этом фоне внутреннего всестороннего кризиса и успехов иностранных государств в освоении космоса, Россия окончательно превращается из лидера прогресса в его наблюдателя, чья космическая гордость теперь полностью зиждется лишь на исторических достижениях СССР.
Для оздоровления космической отрасли России крайне необходима коренная перестройка всей её структуры. Под максимальным контролем государства и надзорных органов должны быть развернуты беспощадная борьба с коррупцией, ликвидирована прослойка неэффективных менеджеров, многократно повышена оплата труда рабочих и специалистов, стабильное финансирование и возвращение к советским стандартам контроля и качества. Без принятия этих и других соответствующих мер Россия никогда не вернет себе лидирующие позиции в мировой космонавтике.
-
«Спутник «Метеор», запущенный с космодрома «Восточный» в Амурской области, отсутствует на ...28.11.2017 в 15:30:003598
-
В планах госкорпорации «Роскосмос» – создать орбитальную космическую станцию для подзарядки спутников....30.10.2017 в 18:31:003061
-
Она будет использоваться для высадки на Луну и дальних космических полетов.02.10.2017 в 13:10:002805
-
Роскосмос подарит музею фотографии Москвы из архивов космонавтов.13.09.2017 в 14:57:003105
-
Новая разработка позволяет рассчитать оптимальные погодные условия для пуска ракет.04.07.2017 в 12:42:003561
-
В ночь с четверга на пятницу с космодрома Байконур был произведен успешный пуск ракеты-носителя «Союз-ФГ» с ...18.11.2016 в 12:13:002962