После авиаинцидента в Белоруссии Запад упрекает в воздушном пиратстве Минск, а Москва — Запад
Обсуждение темы может уменьшить привлекательность авиаперевозок как таковых
Если суммировать всю разнообразную реакцию на происшедшее вчера в небе над Белоруссией событие, то вывод напрашивается один: гражданские авиаперевозки вовсе не так безопасны и приятны, как рассказывают авиакомпании. Авиационные эксперты уже заявили, что инцидент может вызвать споры по поводу устойчивости системы сотрудничества, работавшей несколько десятилетий. Судя по комментариям представителей разных стран, чьи власти относятся совершенно по-разному к официальному Минску, для современных государств, воздушное пиратство, оказывается, якобы нормальная практика.
Речь идет о загадочной посадке в белорусской столице при сопровождении республиканских ВВС следовавшего транзитом через страну гражданского самолета авиакомпании Ryanair, на котором как бы случайно оказался оппозиционный блогер Роман Протасевич, которого в Минске, видимо, давно хотели заполучить. Следуя из Афин, лайнер должен был сесть в Вильнюсе, но, по данным белорусских властей, поступил сигнал о минировании борта, и самолет принудили к посадке в Минске. Очень «кстати» выяснилось, что среди пассажиров находится основатель оппозиционного ресурса «Nexta» Протасевич, которого сразу же и задержали.
Любопытно, что и критики, и защитники действий белорусского президента Александра Лукашенко, который и отдал команду вернуть лайнер, уже почти пересекший территорию республики и подлетавший к литовской границе, говорят о «безопасности пассажиров». Действительно получается, что все настолько сильно заботятся о пассажирах, что именно им-то в этой ситуации в первую очередь не позавидуешь. Как говорится, пошла такая борьба за мир, что камня на камне не осталось.
Власти западных стран и другие оппоненты белорусских властей считают случай «захватом» самолета, утверждая, что власти устроили инцидент, чтобы задержать оппозиционного журналиста.
На сайте МИД Литвы (страны, куда направлялся самолет), говорится, что республика обратилась к партнерам по Евросоюзу с призывом «избегать воздушного пространства Беларуси в будущем (...). Литва также попросила партнеров по ЕС вызвать белорусских послов во всех столицах ЕС, выразив решительный протест против действий белорусского режима и использования военной авиации, что создает угрозу безопасности пассажиров и гражданской авиации. По данным МИД, хотя самолет уже находился ближе к Вильнюсу, якобы из соображений безопасности он был вынужден изменить направление и приземлиться в Минске вместе со 171 пассажиром, в том числе гражданами 12 стран ЕС. Самолет захватили и сопровождали два (так в тексте, — прим. ред.) белорусских военных самолета».
Международная организация гражданской авиации заявила в Facebook: «ICAO сильно обеспокоена очевидно вынужденной посадкой самолета авиакомпании Ryanair и его пассажиров, что может противоречить Чикагской конвенции. Мы ожидаем дополнительной информации, официально подтвержденной затронутыми странами и операторами». Однако закрыть воздушное пространство Белоруссии ИКАО, по ее признанию, не может.
Официальный представитель МИД России Мария Захарова в комментарии в Facebook сегодня написала, что ее «шокирует то, что Запад называет случай в воздушном пространстве Белоруссии «шокирующим».
«Либо должно шокировать всё: от принудительных посадок в Австрии самолёта Президента Боливии по запросу США и на Украине после 11 минут взлёта белорусского борта с активистом Антимайдана. Либо не должно шокировать аналогичное поведение других. Использование информационно-политических кампаний для формирования через СМИ соответствующего восприятия уже должного эффекта не приносят — Сеть помнит все случаи насильственных похищений, принудительных посадок и незаконных арестов, произведённые «блюстителями порядка и хранителями морали», — написала Захарова.
Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин выступил еще жестче. Он вспомнил в Twitter, как в 2014 году спецборт с ним на борту власти Румынии и Болгарии пытались принудить сесть на их аэродромы, чтобы «арестовать санкционного политика». Потом в 2017 году «пассажирский самолет компании S7, на борту которого летела наша делегация в Кишинев с очередным рабочим визитом, причем, по приглашению президента Молдавии Додона, не был пропущен через воздушное пространство румын и поляков. На остатках горючего пассажирский борт сел в Минске», — рассказал чиновник.
«Польша и Румыния давно занимаются воздушным пиратством. Иначе такие опасные и незаконные действия не назовешь (…) Но вот когда сцапали их агента, то весь курятник младонатовцев раскудахтался», — оценил сегодняшнюю ситуацию Рогозин.
Государственное агентство «БЕЛТА» под заголовком «Команду принять в Минске «заминированный» самолет Ryanair дал лично Лукашенко» цитирует на своем сайте близкий к республиканскому президенту Telegram-канал «Пул Первого», в котором заметка о происшедшем называется уже так: «Беларусь защитила Европу». Описывая ситуацию, при которой уже почти вылетевший за пределы Белоруссии лайнер вернули в республику, ресурс, видимо, иронически подражая западным СМИ, называет Лукашенко «диктатором».
«До Вильнюса лететь было однозначно ближе, но обратились именно к Минску. «Так выходит, и диктатор пригодился! Какой бы ни была политическая ситуация, Беларусь точно не из тех, кто откажет в трудной ситуации (чего не скажешь о соседях с Запада)».
Представитель белорусского МИД, со своей стороны, признав, что «конечно, чисто по-человечески понятно и печально, что пассажиры указанного рейса столкнулись с определенными неудобствами», заявил, что действия республиканских властей соответствовали международным правилам.
«Действия экипажа самолета, отвечающего за жизни своих пассажиров, представляются полностью оправданными. Вот с этой точки зрения, с точки зрения безопасности, которая была полностью обеспечена совместными усилиями, и нужно, прежде всего, смотреть на этот инцидент. Нет никаких сомнений, что действия наших компетентных властей также полностью соответствовали установленным международным правилам (…). Более того, уверен, что в данном вопросе мы в состоянии гарантировать полную транспарентность, в случае необходимости принять экспертов и продемонстрировать все материалы, чтобы исключить инсинуации. На этом фоне, конечно, поражает поспешность откровенно воинственных заявлений со стороны ряда стран и европейских структур. Ситуация прямо и явно нагнетается. Происходит ее намеренная политизация, звучат ничем не подтвержденные обвинения, клеятся ярлыки. При этом нет никакого видимого желания в ней объективно разобраться», — говорится на сайте ведомства.
Какой вывод после все этого массива информации может сделать обычный житель Земли, иногда летающий пассажирскими самолетами? Возможно такой: когда страны выясняют отношения с помощью гражданской авиации, спекулируя на теме безопасности, комфортнее передвигаться по земле.
-
Эксперты рассказали, какие реформы необходимы стран19.08.2020 в 13:49:003206
-
В Сети появилось обращение российских политконсультантов с требованием освободить коллегу06.08.2020 в 03:22:003416
-
19 июня в Белоруссии закончился этап сбора подписей для кандидатов в президенты республики. Теперь народные избранники з...23.06.2020 в 18:33:0032103
-
Однако Александр Лукашенко не намерен «растворяться» и терять суверенитет28.01.2020 в 12:02:004249
-
Эксперты полагают, что Москва боится повторения «украинского сценария» в соседнем государстве17.01.2020 в 09:33:004170
-
В ходе переговоров с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым президент США Дональд Трамп предложил перенести из М...19.01.2018 в 16:44:003205