Новость общества

Повышение ключевой ставки ЦБ повлияет на рынок автокредитования

Повышение ключевой ставки ЦБ повлияет на рынок автокредитования

Фото © «Московская газета»

02.06.2024 в 10:12:00
1604

Если будет повышена ставка ЦБ РФ (даже до 17%), это негативно повлияет на российский рынок автокредитования. В настоящее время все больше легковых автомобилей приобретают с использованием заемных средств (в основном не менее 20% от стоимости машины), поэтому рост ставки повлияет на повышение общей стоимости покупки с учетом увеличения ставки по кредитному договору. Об этом «Московской газете» сообщила доцент кафедры налогов и налогового администрирования факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при правительстве РФ Елена Смирнова

Как возможное повышение ставки ЦБ РФ отразится на автокредитовании — основном драйвере авторынка? Станут ли кредиты на покупку авто менее доступны и не приведет ли это к охлаждению спроса?

«В случае ужесточения денежно-кредитной политики, если даже будет взят потребительский кредит без залога автомобиля, его ставка возрастет минимум на 3% после роста ставки ЦБ РФ на 1%. Кроме того, для автопроизводителей рост ставки повлечет за собой повышение ставки по кредитным и заемным средствам, которые они получают на развитие производства. Следовательно, цены на готовые автомобили, производимые в Российской Федерации, начнут расти вверх. Для иностранных автомобилей, которые импортируются в нашу страну, повышение цен обусловлено ростом таможенных платежей и в целом усложнением таможенного оформления с учетом обеспечения сопоставимых условий на авторынке. Вполне возможно, что автозаводы, которые размещены на особых территориях, для которых применяются налоговые преференции (например, в особых экономических зонах), должны сдерживать рост цен на продукцию, но используемые цепочки продаж не способствуют стабилизации цен. Кроме того, акцизы на легковые автомобили ежегодно демонстрируют рост налоговых ставок, в розничной цене это существенно возрастает с увеличением мощности автомобиля», — рассказала Елена Смирнова.

По словам руководителя направления экспертной аналитики «Банки.ру» Инны Солдатенковой, обсуждаемое возможное повышение ключевой ставки не окажет существенного влияния на рынок автокредитования, поскольку ситуацию на нем пока еще определяет сохраняющийся дефицит автомобилей и продолжающийся рост цен на них.

«Это служит объяснением, почему при сохраняющихся высоких ставках население по-прежнему продолжает оформлять автокредиты. В то же время анонсированные ЦБ к введению с 1 июля макропруденциальные надбавки в автокредитовании замедлят темпы их выдач, поскольку игроки, не располагающие достаточным запасом свободного капитала для кредитования рискованных заемщиков, будут вынуждены отказывать им. Однако массового тренда на отказы мы не ожидаем: поскольку новация в автокредитовании касается только надбавок к капиталу банков, то здесь для каждого кредитора существует вариативность — продолжать выдавать кредиты рискованным заемщикам и брать повышенную нагрузку на капитал, одновременно повышая ставки для таких заемщиков, или же увеличить долю отказов такой категории. Поэтому у заемщиков есть возможность получить денежные средства на покупку автомобиля, пусть и по более высокой стоимости», — сказала эксперт.

В условиях жесткой денежно-кредитной политики регулятора возрастает роль льготного автокредитования.

«Высока вероятность того, что предстоящее решение ЦБ РФ о повышении ставки приведет к некоторому охлаждению спроса на автокредиты, которые в последнее время были основным драйвером роста продаж автомобилей. Рост стоимости заимствований для банков неизбежно транслируется в более высокие ставки по кредитам для конечных заемщиков. Учитывая, что значительная часть автомобилей сейчас приобретается в кредит, даже небольшое повышение ставок может ощутимо увеличить итоговую стоимость покупки для потребителей. Кроме того, более дорогие кредиты для самих автопроизводителей могут привести к некоторому росту цен на автомобили местного производства. Импортируемые иномарки также могут подорожать из-за увеличения таможенных платежей. Все это в совокупности будет сдерживать спрос. С другой стороны, текущая ситуация на авторынке характеризуется дефицитом предложения и продолжающимся ростом цен. Поэтому многие покупатели, опасаясь еще большего подорожания в будущем, могут предпочесть купить автомобиль в кредит даже по повышенным ставкам. Банки также продолжат кредитование, хотя и будут более избирательны в отношении рискованных заемщиков из-за вводимых ЦБ дополнительных требований к капиталу. В целом, хотя повышение ставки ЦБ РФ неизбежно окажет сдерживающее влияние на рынок автокредитования, масштаб этого эффекта не стоит переоценивать. Фундаментальные факторы спроса и предложения пока останутся ключевыми. Для поддержки рынка важно продолжение государственных программ льготного автокредитования, развитие конкуренции и усилия автопроизводителей по оптимизации производственных цепочек», — отметил в беседе с «Московской газетой» доктор делового администрирования (MBA/DBA) по юриспруденции и по экономике и управлению Роман Синицын.

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
автокредитование, льготы, авторынок, кредит
Поделиться
Похожие новости