Новость общества

Производителям цветов в РФ не хватает ресурса, а мастерским в Москве — флористов

Производителям цветов в РФ не хватает ресурса, а мастерским в Москве — флористов

Фото © «Московская газета»

19.01.2024 в 16:09:00
1442

К 2024 цветочные мастерские стали обращать больше внимания на отечественную продукцию. Однако производителю не хватает государственной поддержки, чтобы покрыть потребности рынка, которому задают планку дешёвые цветы из стран с благоприятным климатом

Цветочный бизнес в России к началу 2024 года не претерпел больших изменений, ни появилось ни глобальных проблем, ни, к сожалению, позитивных историй, сообщила «Московской газете» управляющая делами Национальной ассоциации цветоводов Виктория Крылова.

«С семенным материалом у российских производителей проблем нет, мы уже давно пытаемся справляться своими силами, многие крупные комбинаты уже начали собственную селекцию, плюс, между комбинатами происходит обмен посадочным материалом, — рассказала Виктория Крылова. — Однако выросли цены на энергоносители — электричество для теплиц, из чего ясно, что подорожала себестоимость производства цветов. Оптовые цены поднялись где-то на 10-15%. По рознице сказать сложно, каждый продавец может устанавливать свою наценку».

При этом в России порядка 73% цветов в продаже – ввозные, российское производство может обеспечить рынок только на 17%, сказала Виктория Крылова.

«Причина – тепличным комплексам не хватает ресурса для развития. Льготное кредитование для сельхозпроизводителей нам не совсем подходит: в цветочной отрасли возврат капитала происходит медленней, срока льготного кредитования, утверждённого законодательством, для этого не хватает, поэтому производители не обращаются к данным программам и не наращивают объём производства. Мер поддержки государства в адрес именно производителей цветов сейчас нет», — посетовала собеседница издания.

Несколько лет назад российские производители цветов обратились в органы государственной власти с просьбой увеличить ввозные пошлины на импортный цветок, рассказала Виктория Крылова.

«Это приостановило бы поток дешевого цветка в Россию и создало бы более конкурентные условия для отечественного производства. Возможность на небольшой процент увеличить стоимость оптовой продажи позволила бы производителям развивать свой бизнес, и необходимость в льготном кредитовании, может, отпала бы. Но сейчас цветок растаможивается по ставке 5%, а тарифные преференции для некоторых стран могут снижать её до 3%. На цветочном рынке основные игроки – Кения и Эквадор. Себестоимость производства цветка там в разы ниже, чем в России: тёплый климат, солнце, дешёвая рабочая сила. Местные комбинаты самостоятельно выкапывают для себя скважины, и даже вода для предприятий становится бесплатной. Оптовая продажа эквадорских и кенийских цветов российским розничным и полурозничным предприятиям задаёт рынку планку, которой приходится придерживаться, поэтому доходность российского производства цветов низкая», — заключила управляющая делами Национальной ассоциации цветоводов.

Произошла переориентация в закупках на российские питомники, рассказала «Московской газете» руководитель, совладелец семейной флористической студии «Городской букет» (Москва) Ольга Опенок.

«Многие крупные базы, которые раньше возили цветы из Голландии, сейчас переориентировались на краснодарские и другие южные плантации, — рассказала предприниматель. — Мы обратили внимание на подмосковные питомники. Под Орлом тоже есть хороший питомник, покупаем и там. В зависимости от сезона. Мы работаем с сезонными цветами: грубо говоря, летом, в жару, не привозим тюльпаны, а зимой не работаем, например, с пионами. Мы придерживаемся естественной сезонности, когда цветок максимально доступен и максимально крепок. Сейчас у нас идёт большая закупка тюльпанов на 8 Марта из питомника «Чеховский сад» в Тульской области».

Однако полностью перейти на российские цветы не удалось, произошло только частичное замещение, отметила Ольга Опенок.

«Импорт сейчас катастрофически дорогой, но, к сожалению, не все российские цветы могут соответствовать качеству, необходимому для флористики: стойкость, выносливость, крепкость стеблей и т.д., — отметила предприниматель. — Пока не все российские питомники научились выращивать качественные цветы, для этого, я думаю, нужно много времени. Но в первую очередь для растений важен климат. Голландия – крупнейший мировой производитель цветов, который за столетия наладил качественное выращивание благодаря мягкому климату и плодородным почвам. В России климат не такой мягкий: зимы холодные, лето жаркое, сильные перепады температур; для цветов это не очень хорошо. Розы также приходят из Африки и Латинской Америки: Кения, Эквадор. С поставками из Эквадора сейчас сложно, в стране происходят то волнения, то природные бедствия».

В среднем оптовые цены на цветы за последние 1,5 года поднялись от 20 до 30%, рассказала Ольга Опенок:

«Например, год назад эквадорская роза у нас могла стоить 280 рублей за цветок, а сейчас — 380 рублей за один цветок. Цены на букеты поднялись на 20% точно. У всех цветочных мастерских в Москве случилось ещё две беды: первая – резкое подорожание услуг курьерской службы. Например, на сегодняшний день доставка одного букета может стоить до 2000 рублей. В сфере доставки естественный монополист – Яндекс. У нас с ними долгое время был заключен договор по достаточно комфортной фиксированной цене. И где-то полгода назад буквально в один день у Яндекса поменялась тарификация, и ушла фиксированная цена за доставку. Когда-то она составляла 600 рублей внутри МКАД. А сейчас она зависит от загруженности дорог, загруженности водителей… Ты можешь заказать доставку букета внутри Третьего транспортного и заплатить 2000 рублей. Штатные курьеры не идут работать в мастерские, потому что им выгоднее брать доставки. Поскольку Москва переполнена, и цветы лучше завозить на машине, сейчас курьерские заказы перехватывают таксисты, в частности Яндекс-такси, а у них действуют эти новые тарифы. Поэтому мы изменили условия доставки на сайте для наших клиентов. Если у нас заказали доставку, мы говорим: «Мы прямо сейчас узнаём стоимость такси, ту цену, которую нам скажут, мы передадим вам, и вы просто её оплатите». Это сейчас, единственный вариант, чтобы не уйти в минус. Если букет стоит 3 тысячи, а доставка – 2 тысячи…это же безумие. И вторая беда: очень сильно сократился выбор флористов. Многие флористы из Москвы уехали обратно в свои родные города, чтобы не снимать квартиру, не бороться за жизнь в столице, где поднялись цены, а работать в более стабильных и комфортных условиях где-нибудь в Воронеже, Рязани, в Сибири. Ещё образовался большой разрыв между флористами. Старая сильная школа флористов, хорошие мастера обзавелись форматом самозанятости. Все мы сегодня немножко предприниматели, и все более-менее сообразительные, талантливые флористы, которые уверены в себе, которым не нужна какая-то мастерская, наёмная работа, ушли на фриланс и самозанятость. А новая волна молоденьких флористов, которые еще не способны вставать за прилавок и собирать классные букеты быстро и качественно, хотят себе очень высокую зарплату. Мы с руководителями разных мастерских периодически созваниваемся, спрашиваем: «Ну как ты? Нашёл флориста?» Говорят: «Нет, я не знаю, где они». Хороших флористов на рынке почти нет. Я занимаюсь цветочным бизнесом больше 10 лет, и сейчас впервые наступил такой необычный год, когда поменялись правила игры».

Чтобы привлечь и удержать флористов, пришлось к тем ценностям, которые может дать обычная мастерская: стабильный график, стабильная зарплата, добавить сверхценности, сказала собеседница «Московской газеты».

«У меня художественное образование, я сама художник и занимаюсь дополнительным образованием флористов, — отметила Ольга Опенок. — И мы стабильно держим зарплату флористов на конкурентном уровне, даже в плохие для бизнеса месяцы. Например, январь у нас практически не выходит в точку окупаемости. Мы покрываем это какими-то другими месяцами, например, декабрем. Хорошо поработали в декабре, потом ушли в минус. И, несмотря на такие разные неприятности, у наших флористов «железобетонная» зарплата».

Средняя стоимость авторского букета из сезонных цветов в «Городском букете» составляет 5-8 тысяч.

«Никогда не уходит из моды роза, — заметила предприниматель. — Кажется, это цветок, который не уйдет из моды никогда. К тому же, каждый год появляются её новые сорта, цвета, палитры. Последние 5 лет в моде свободные, раскидистые букеты с какими-то необычными ветками, зеленью в лесном или полевом стиле».

Раннее «Московская газета» писала о том, откуда в Москву и Санкт-Петербург везут цветы.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
цветы, производители, ресурс
Поделиться
Похожие новости