Новость общества

Психолог Ивановский объяснил связь современных праздников с мистикой

Психолог Ивановский объяснил связь современных праздников с мистикой

Фото © «Московская газета»

30.10.2023 в 15:36:00
1699

Накануне депутат Госдумы от ЛДПР Ярослав Нилов предложил отказаться от празднования Хэллоуина и заменить его на новый российский праздник – День жутких сказок и историй. Таким образом парламентарий рассчитывает перейти от западных традиций к отечественным. Клинический психолог, основатель академии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановский рассказал в своем аккаунте ВК о том, почему в современном обществе так устойчивы праздники с мистической составляющей и есть ли сущностная разница между российскими и зарубежными праздниками

Специалист напомнил, что любой праздник нельзя отделить от понятия культуры в целом. «Культура, которая сейчас понимается как вся совокупность человеческой деятельности, изначально была связана только с земледелием. Культура с латыни переводится как возделывание земли. И все праздники также были связаны с теми силами природы, которые могли позволить взрасти сельскохозяйственным культурам, после чего человек собирал обильный урожай, плоды своих тяжёлых трудов, а могли и лишить человека плодов его работы, обречь на голод. Этимология слова праздник восходит ко времени праздности, то есть когда человек свободен от работы, бездельничает. К примеру, после окончания периода весенних полевых работ, когда зерно посеяно, человеку оставалось надеяться только на высшие силы, которые издревле персонифицировались в лице богов. Праздники этого времени направлены на то, чтобы умилостивить богов и получить в будущем обильные всходы. А осенние праздники – это благодарность богам за хороший урожай и зачин на следующий год в расчёте на то, что боги вновь будут в хорошем настроении и позволят людям увидеть плоды своих трудов», — рассказывает психолог.

Как отметил Валерий Ивановский, несмотря на то, что корни многих праздников и их связь с земледелием давно утеряны, сами праздники дают человеку ощущение краткого мига общения с некими высшими, мистическими силами. Благодаря этому, на фоне всей непредсказуемости и противоречивости жизни, порой жестокой судьбы человек на мгновение как бы обретает возможность общения с высшими силами и, может быть, даже склонения их милости на свою сторону. «Такие праздники становятся вершиной одухотворения человека, позволяют ему на какое-то время как бы вознестись до высших сил, встать с ними на один уровень. Любые праздники, которые мы празднуем сегодня, можно назвать эхом минувших эпох, они обладают таким мистическим оттенком, позволяют человеку воспарить над обыденностью повседневной жизни, её противоречивостью, почувствовать себя творцом своей судьбы, дать высшим силам частичку своего добра, своей человечности, и попытаться сделать нашу жизнь более упорядоченной, более счастливой, ориентированной на добро», — рассуждает психолог.

Валерий Ивановский подчеркнул, что эту суть содержат в себе и российские, и зарубежные праздники. Празднование любых из них – это попытка повлиять на высшие силы, привлечь на свою сторону их благосклонность. «Я думаю, что пока будет существовать культура, пока будут существовать праздники, они будут нести в себе радость, веселье, позволяя воспарить над обыденностью, перестроить её в соответствии с идеальными представлениями человека о жизни. Недаром в праздники мы наряжаемся в наши лучшие одежды, украшаем всё вокруг, накрываем обильные столы и говорим друг другу приятные вещи. Так выражаются нереализованные мечты человека о насыщенной счастливой жизни. Ведь все мы хотим вкусно и разнообразно питаться, хорошо одеваться, быть нужными в этой жизни. Мы хотим, чтобы окружающие нас любили, относились к нам с уважением, высоко оценивали наш вклад в какую-то деятельность», — заключил Валерий Ивановский, добавив, что в свете вышесказанного неудивительно, что праздники и мистика неотделимы друг от друга.

Ранее Валерий Ивановский рассказывал о том, почему нам порой хочется праздника. «Я думаю, что на начальных этапах становления социального общежития понятие праздника шло в одном ключе с некими религиозными попытками объяснить мироустройство. Жизнь наших далеких предков была нелегка: пищу приходилось добывать тяжёлым и опасным трудом, а ещё нужно было строить жилища, защищать своих близких от врагов. Обратите внимание: подавляющее большинство известных религий обещают человеку после смерти в качестве награды изобильную и счастливую жизнь в некоем раю, то есть постоянный праздник. Однако, как говорят в народе, оттуда еще пока никто не возвращался, и доподлинно подтвердить наличие райской жизни за гробом никто не может. Поэтому, как мне кажется, и возникла традиция праздников как неких дней, когда можно позволить себе то, что не позволяется в повседневности: побездельничать, посытнее поесть, приобрести что-то действительно дорогое: это своего рода демо-версия той самой райской жизни, которая нас всех ждет потом. И демонстрация того, что рай может быть доступен уже здесь, в этой жизни. Также мы помним, что власть на протяжении всей летописной истории стремилась периодически организовать для плебса праздники и увеселения (вспоминаем Древний Рим с формулой «хлеба и зрелищ»). С одной стороны, это дает людям отдых и разрядку от тяжелого труда, с другой — снижает социальную напряженность», — говорил психолог. Ивановский добавлял, что человек давно стал не биологическим, а социальным существом, чьё существование зависит от труда и жизни в обществе, а не от инстинктов. Однако заставить людей трудиться непросто, и энергия для этого берётся в том числе за счёт периодических праздников, играющих роль «демонстрации достижимости рая».

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
праздник, мистика, психолог, ивановский
Поделиться
Похожие новости