Новость общества

Психолог Валерий Ивановский оценил ответы шестиклассников об отношении к школе

Психолог Валерий Ивановский оценил ответы шестиклассников об отношении к школе

Фото © «Московская газета»

27.11.2024 в 22:08:00
1049

Клинический психолог рассказал, что больше всего привлекло внимание в результатах исследования

Проблема нелюбви детей к школе по понятным причинам беспокоит их родителей. Однако данным вопросом интересуются и многие специалисты, поскольку негативное отношение к этому обязательному элементу жизни ребёнка может приводить в том числе к психологическим проблемам, а задача системы образования – меняться в лучшую сторону, чтобы факторов для нелюбви становилось меньше. В начале 2024 года социологическое исследование по данной теме провёл портал SuperJob. Правда, социологи опрашивали не самих школьников, а их родителей. Выяснилось, что 35% родителей уверены в позитивном отношении их детей к школе. Ещё 17% респондентов заявили, что их дети не любят или даже ненавидят школу, причём уровень таких ответов выше всего среди родителей учащихся 5-9 классов – в этой категории нелюбовь к школе проявляют 20% детей. Ключевыми факторами, формирующими негативное отношение к образовательному учреждению, назывались отношение учителей к школьникам, отсутствие интереса к учёбе, чрезмерная нагрузка или слишком строгая дисциплина, а также буллинг.

Своё небольшое исследование для «Московской газеты» провёл ученик 6-го класса столичной школы Макар, который опросил 25 одноклассников.

«Результат меня удивил. По моей статистике, 60% учеников довольны обучением, а 40% — нет. Те, кто относится к школе позитивно, обращают внимание на большое количество друзей, хороших учителей и интерес к учёбе в целом. Ребята, которые относятся к обучению в школе негативно, отмечали плохое к себе отношение и неудачные методы обучения, плохие отношение с одноклассниками, а также неудовлетворительное качество питания в школьной столовой», — рассказал Макар.

Результаты опроса прокомментировал клинический психолог Валерий Ивановский.

«Это очень интересное исследование, хотя его релевантность весьма приблизительная. Поскольку ученик общался со своими сверстниками, они были расслаблены и искренни в своих ответах, и благодаря этому получена очень интересная информация, которую можно использовать при решении различных вопросов, связанных с обучением детей», — отметил психолог.

По словам специалиста, тот факт, что большинство опрошенных ответили, что хотят ходить в школу и позитивно к ней относятся, внушает определённый оптимизм.

«Гораздо больше настораживают обоснования, которые ученики использовали в своих ответах. Многие говорили о наличии большого количества друзей или, наоборот, о плохих отношениях с одноклассниками как о ключевых факторах, формирующих отношение к школе. При этом практически не уделялось внимания основной цели посещения школы – собственно обучению. Нередко взрослые и дети, говоря о школе, размывают эту основную цель – обучение и получение тех знаний, которые позволят ребёнку быть результативным и счастливым в жизни. Результаты этого небольшого исследования свидетельствуют, что нужно уделять больше внимания вопросу о том, как донести до ребёнка мысль о главной цели обучения в школе, какими средствами это лучше всего делать», — отметил Валерий Ивановский.

Клинический психолог призвал брать за отправную точку чёткое понимание того, что такое обучение и воспитание и зачем они нужны, поскольку уже на этом этапе начинается расхождение во мнениях и может присутствовать недопонимание вопроса со стороны самих взрослых.

«Здесь очень важны теоретико-практические изыскания, позволяющие результативно отвечать на эти вопросы. Лично я активно делюсь полученными знаниями на всех доступных площадках, потому что сам являюсь не только профессиональным психологом, но и отцом», — резюмировал эксперт.

Ранее Валерий Ивановский перечислил две основных причины, по которым дети могут не любить школу. Во-первых, ребёнку может быть неинтересно учиться, поскольку он не понимает, зачем в жизни ему могут пригодиться знания из школьной программы. Во-вторых, у ребёнка могут отсутствовать навыки общения со сверстниками и педагогами, а также алгоритмы оптимальной самопрезентации в коллективе. Чтобы преодолеть это негативное отношение к школе, психолог призвал взрослых сначала ответить самим себе на вышеперечисленные вопросы, а затем постараться на понятном ребёнку языке объяснить, зачем ему нужно обучение и как оно поможет в будущей жизни, при этом избегая абстрактных и отвлечённых понятий и сосредотачиваясь на наглядных примерах.

ТеГИ
Психолог, школа, Валерий Ивановский, опрос
Поделиться
Похожие новости