Психолог Валерий Ивановский оценил ответы шестиклассников об отношении к школе
Клинический психолог рассказал, что больше всего привлекло внимание в результатах исследования
Проблема нелюбви детей к школе по понятным причинам беспокоит их родителей. Однако данным вопросом интересуются и многие специалисты, поскольку негативное отношение к этому обязательному элементу жизни ребёнка может приводить в том числе к психологическим проблемам, а задача системы образования – меняться в лучшую сторону, чтобы факторов для нелюбви становилось меньше. В начале 2024 года социологическое исследование по данной теме провёл портал SuperJob. Правда, социологи опрашивали не самих школьников, а их родителей. Выяснилось, что 35% родителей уверены в позитивном отношении их детей к школе. Ещё 17% респондентов заявили, что их дети не любят или даже ненавидят школу, причём уровень таких ответов выше всего среди родителей учащихся 5-9 классов – в этой категории нелюбовь к школе проявляют 20% детей. Ключевыми факторами, формирующими негативное отношение к образовательному учреждению, назывались отношение учителей к школьникам, отсутствие интереса к учёбе, чрезмерная нагрузка или слишком строгая дисциплина, а также буллинг.
Своё небольшое исследование для «Московской газеты» провёл ученик 6-го класса столичной школы Макар, который опросил 25 одноклассников.
«Результат меня удивил. По моей статистике, 60% учеников довольны обучением, а 40% — нет. Те, кто относится к школе позитивно, обращают внимание на большое количество друзей, хороших учителей и интерес к учёбе в целом. Ребята, которые относятся к обучению в школе негативно, отмечали плохое к себе отношение и неудачные методы обучения, плохие отношение с одноклассниками, а также неудовлетворительное качество питания в школьной столовой», — рассказал Макар.
Результаты опроса прокомментировал клинический психолог Валерий Ивановский.
«Это очень интересное исследование, хотя его релевантность весьма приблизительная. Поскольку ученик общался со своими сверстниками, они были расслаблены и искренни в своих ответах, и благодаря этому получена очень интересная информация, которую можно использовать при решении различных вопросов, связанных с обучением детей», — отметил психолог.
По словам специалиста, тот факт, что большинство опрошенных ответили, что хотят ходить в школу и позитивно к ней относятся, внушает определённый оптимизм.
«Гораздо больше настораживают обоснования, которые ученики использовали в своих ответах. Многие говорили о наличии большого количества друзей или, наоборот, о плохих отношениях с одноклассниками как о ключевых факторах, формирующих отношение к школе. При этом практически не уделялось внимания основной цели посещения школы – собственно обучению. Нередко взрослые и дети, говоря о школе, размывают эту основную цель – обучение и получение тех знаний, которые позволят ребёнку быть результативным и счастливым в жизни. Результаты этого небольшого исследования свидетельствуют, что нужно уделять больше внимания вопросу о том, как донести до ребёнка мысль о главной цели обучения в школе, какими средствами это лучше всего делать», — отметил Валерий Ивановский.
Клинический психолог призвал брать за отправную точку чёткое понимание того, что такое обучение и воспитание и зачем они нужны, поскольку уже на этом этапе начинается расхождение во мнениях и может присутствовать недопонимание вопроса со стороны самих взрослых.
«Здесь очень важны теоретико-практические изыскания, позволяющие результативно отвечать на эти вопросы. Лично я активно делюсь полученными знаниями на всех доступных площадках, потому что сам являюсь не только профессиональным психологом, но и отцом», — резюмировал эксперт.
Ранее Валерий Ивановский перечислил две основных причины, по которым дети могут не любить школу. Во-первых, ребёнку может быть неинтересно учиться, поскольку он не понимает, зачем в жизни ему могут пригодиться знания из школьной программы. Во-вторых, у ребёнка могут отсутствовать навыки общения со сверстниками и педагогами, а также алгоритмы оптимальной самопрезентации в коллективе. Чтобы преодолеть это негативное отношение к школе, психолог призвал взрослых сначала ответить самим себе на вышеперечисленные вопросы, а затем постараться на понятном ребёнку языке объяснить, зачем ему нужно обучение и как оно поможет в будущей жизни, при этом избегая абстрактных и отвлечённых понятий и сосредотачиваясь на наглядных примерах.
-
Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник», проведенный в период с 29 июня по 1 июля 2017 года среди 1...01.08.2017 в 13:57:003792
-
По данным опроса ФОМ, большинство жителей страны – 78 процентов – считают себя патриотами Родины.12.06.2017 в 17:07:003173
-
23 мая в МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция в формате видеомоста Москва-Симферополь, с участ...23.05.2017 в 18:48:003932
-
Специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) узнали, какие новости российские граждане считаю...03.05.2017 в 12:45:003688
-
Каждый пятый россиянин считает, что за пределами бывшего СССР условия жизни лучше, а экономика стабильнее....19.07.2016 в 20:13:003329
-
Большинство российских работодателей оценивают качество подготовки выпускников вузов как среднее (55%) или н...13.07.2016 в 18:15:004320