Новость общества

Психологи объяснили, как преодолеть негативное отношение ребёнка к школе

Психологи объяснили, как преодолеть негативное отношение ребёнка к школе

Фото © «Московская газета»

10.11.2024 в 14:59:00
1417

Исследовательский центр портала Superjob.ru провел опрос среди граждан из всех округов России на тему отношения к школе. На вопрос, почему некоторые ребята не любят школу, 26% россиян ответили, что ученики прежде всего страдают из-за конфликтов со сверстниками. 15% причиной плохого отношения считают программу. 14% винят педагогов, которые отказываются видеть в ученике личность. 13% — родителей, которые в погоне за высокими оценками превращают жизнь детей в ад. Еще 10% опрошенных уверены, что школу не любят только лентяи.

Каждый четвертый взрослый назвал главной причиной нелюбви к школе плохие отношения со сверстниками. Бороться с буллингом нужно – и можно делать это вполне успешно. Необходимо на государственном уровне менять ценности общества: внушать детям, что главная ценность – это жизнь и безопасность человека, что недопустимо проявлять себя через унижение другого, что решать конфликты можно не кулаками, а более гуманными способами, прокомментировала результаты опроса практикующий психолог Лариса Окулик:

«Есть важная причина, по которой буллинга, например, в СССР было меньше – дети умели коммуницировать друг с другом, даже в самых сложных ситуациях договаривались. Да и упор в те времена делался не только на обучении детей, но и на их воспитании. Взрослые плотно занимались молодежью, а значит могли вовремя пресечь конфликтные ситуация, которые в итоге не успевали перерасти в серьезные «войны». Поэтому основной причиной нежелания ходить в школу был страх получить двойку или невыученный урок. Список страхов взрослых сегодня возглавил буллинг, потому что дети перестали играть во дворах, а сидят в Интернете, соответственно они не умеют дружить и избегать конфликтов. К тому же буллинг в среде подростков вдруг стал чем-то классным и даже героическим: можно выложить жестокое видео в соцсети и завтра проснуться знаменитым. Буллинг никуда не уходит, потому что мало наказуем».

Если смотреть на статистику из разных источников, то пик конфликтов со сверстниками приходится на 6-9 классы, когда детям 12-16 лет – это начало подросткового периода и перестройки всего тела ребёнка, отметила психолог, психоаналитик Алёна Углова:

«В младших классах буллинг имеет более мягкую форму, и он непродолжительный. Но при этом, если не пресечь попытки создать конфликт, то у детей сформируется такое поведение как норма. У нас нет утвержденной программы эмоционального интеллекта, которая была бы обязательным уроком в каждой школе и воздействовала бы не только на учеников, но и на их родителей. Да, есть очень хорошие разработанные программы, но они вводятся либо в частных школах, либо как дополнительные и необязательные».

Согласно исследованиям Superjob.ru, по сравнению с результатами опроса 2012 года россияне стали реже считать отношение педагогов основной причиной нелюбви детей к школе и чаще винить в этом программу.

По словам Ларисы Окулик, причина изменения статистики кроется в том, что новое поколение совершенно непохоже на предыдущие:

«Зуммеры, в силу изменившихся подходов в воспитании, сложившихся трендов в обществе, – очень особенные: они внутренне свободны, им претят рамки и условности. А что такое современная школа? Благодаря формату ЕГЭ дети не могут выразить в полной мере свою личность, продемонстрировать точку зрения, им не дают возможности отстоять свои позиции. Когда человеку не дают свободы, он теряет интерес».

В два раза больше респондентов по сравнению с 2012 годом назвали причиной не любить школу потерю времени, ведь там учат тому, что никогда не пригодится в жизни.

«Мнение о том, что в школе дети теряют время, сформировалось в обществе благодаря селебрити и блогерам. На протяжении последних 15 лет из каждого «утюга» дети слышат, что на дворе времена великих возможностей – не нужно учиться, деньги можно заработать легко и просто, то есть без особых знаний. И в 13-14 лет действительно убеждаются в этом. Сейчас бизнес с удовольствием берет на подработку детей. Подростки, заработав первые деньги, ошибочно полагают, что в школу можно больше не ходить. Но мое мнение однозначно – учиться необходимо, и желательно пройти все 11 классов. Ни один предмет нельзя назвать ненужным – все крайне важны для полноценного развития личности», — добавила Окулик.

Клинический психолог Валерий Ивановский, комментируя проблему отрицательного отношения детей к школе, отметил, что в ней есть два отдельных аспекта:

«Во-первых, дети не любят школу, потому что им там неинтересно. Причём понятие «интересно» достаточно глубокое и ёмкое, предполагающее не пассивное наблюдение за какими-то яркими зрелищами, а формирование мотивации к какой-то деятельности, обусловленной конкретной потребностью. Если ребёнок не понимает, зачем ему нужны эти знания и как они помогут ему в повседневной жизни, то не возникает и интереса.

Вторая часть проблемы – отсутствие у детей навыков общения и налаживания контактов в коллективе, которое вызывает стресс и моральные страдания. Дети не знают, как, зачем, при помощи каких алгоритмов общаться, как себя позиционировать и как воспринимать других детей и учителей. И такая ситуация порождает нежелание ходить в школу. Порой эти две проблемы комбинируются, и формируется двойной негативный посыл».

По мнению клинического психолога, для преодоления этого негативного отношения к школе, во-первых, нужно на понятном ребёнку языке объяснить, зачем ему нужны предлагаемые знания, как они помогут ему не только окончить школу и получить аттестат, но и во всей дальнейшей жизни, помогут сделать её более результативной и счастливой. Во-вторых, нужно привить ребёнку навыки и алгоритмы общения, которые помогут начать получать удовольствие от коммуникации с другими людьми.

«Несмотря на то, что существует большое количество подходов и специалистов, которые занимаются этой темой, мало кто может ёмко и кратко ответить на вопросы о том, зачем нужна школа, зачем нужно воспитание и обучение. Я бы предложил воспринимать воспитание и обучение как комплекс мероприятий, позволяющих ребёнку приобрести навыки результативной жизни. Если рассматривать эти навыки в широком контексте, к ним относятся целеполагание, то есть ответ на вопрос, зачем человек живёт, зачем ему ставить и достигать те или иные цели, и алгоритмы действий, куда относятся и морально-нравственные нормы, и навыки результативного социального поведения. Пока мы не будем учитывать все эти факторы, а будем ограничиваться обвинениями ребёнка в невежестве, лени, чрезмерной увлечённости гаджетами, мы не сможем действительно изменить отношение ребёнка к школе», — подчеркнул Валерий Ивановский.

Также, как отметил специалист, важно, что родители зачастую ошибочно воспринимают ребёнка, как маленького взрослого. Хотя ещё Руссо говорил, что ребёнок – это не уменьшенный взрослый, а человек формирующийся. Он находится в начальной стадии социализации. Его мышление ещё предметно-действенное, он мыслит наглядными ситуациями и ему ещё недоступны обобщения.

«За такими понятиями, как уважение, карьера, результативность, не стоит понятных образов. Поэтому, когда мы говорим ребёнку, что ему нужно учиться, чтобы быть уважаемым членом общества, он не поймёт в этом ровным счётом ничего. Ведь мы и сами порой не можем себе чётко ответить на вопрос о том, что такое обучение или уважение. Так что с ребёнком нужно говорить на понятном ему языке. Не нужно использовать глубокие, отвлечённые понятия. И главное – мы не сможем ответить ребёнку на вопрос, почему он должен любить школу, пока мы не ответим на этот вопрос сами себе. А если действовать методами принуждения, а не убеждения, если заставлять ребёнка ходить в школу и выполнять задания, то он будет делать это под давлением, но внутренних установок, внутреннего позитивного отношения в таких условиях никогда не сформируется», — резюмировал Валерий Ивановский.

Автор: Ольга Ермак
ТеГИ
школа, буллинг, ребёнок, психология, Валерий Ивановский
Поделиться
Похожие новости