Новость общества

Психологи рассказали о последствиях агрессии педагогов по отношению к ученикам

Психологи рассказали о последствиях агрессии педагогов по отношению к ученикам

Фото © «Московская газета»

11.01.2022 в 10:17:00
3972

В российском образовании снова встает вопрос о профессионализме педагогического состава

В соцсетях распространяется видеоролик, на котором учитель требует у ученика отдать ей наушники. Разговор происходит на повышенных тонах. Педагог кричит: «Ты кто вообще такой на меня орать? Ты кто такой?» По данным Telegram-канала «РЕН ТВ Новости», действие предположительно происходит в городе Ленинск-Кузнецкий (Кемеровская область).

«Случай конечно, крайне неприятный. К сожалению, в наше время конфликты в системе «ученик-учитель» не редкость, и пострадавшей стороной чаще всего являются дети. Они либо получают травмы еще в семье (и приходят в школу агрессивно настроенными), либо уже в учебном заведении подвергаются травле, — отмечает психолог Юлия Терехина. — Здесь нужно понимать, что перед нами взрослый человек с сформированной психикой и школьник, который, судя по мимике, разговору, напряженному лбу, нервной улыбке и некоторым другим признакам, может иметь некоторые признаки нарушений ментального здоровья. К таким ученикам нужен особый подход, но ни в коем случае не крики. В последнее время даже сформировался отдельный термин «педагогическое насилие», когда преподаватель сознательно нарушает личные границы ребенка, применяет по отношению к нему психологическое или даже физическое насилие. Причем многие педагоги даже не осознают, какой вред наносят детям, столь жесткими мерами они пытаются повысить успеваемость или добиться дисциплины».

По мнению Юлии Терехиной, ситуация позволяет говорить о низком уровне не только профессионализма, но и эмпатии преподавателя: «Зная, что перед тобой ребенок с возможными проблемами со здоровьем, непозволительно так кричать на него. Помимо прочего, конфликт, как я понимаю, случился из-за наушников, но педагог задает вопрос, который напрямую касается личности ребенка, чем подавляет его. Меня удивила и реакция других учеников на крики учителя — они снимают происходящее на камеру, обсуждают поведение одноклассника. По всей видимости, общение на повышенных тонах в этом классе не в новинку. Постоянные крики учителя со временем действительно приводят к тому, что дети перестают на них реагировать и в случае реальной опасности могут просто проигнорировать такой сигнал. Для решения таких конфликтов нужно привлекать школьного психолога, директора, родителей, которые, кстати, напрасно погружают мальчика в мир гаджетов, особенно, если некоторые отклонения у него все-таки есть. Всегда проще наказать и осудить подростка, чем выяснить причину такого поведения, но это и отличает профессионального педагога от дилетанта».

Кризисный психолог и преподаватель психологии Виктория Унтерова отметила, что для работы со сложным поведением учеников существуют специально созданные инструменты.

«В любой школе и почти в каждом классе всегда были, есть и будут «неудобные» дети – те, которые нарушают правила, дерутся, грубят. И у школ есть механизм работы с такими детьми: индивидуальные беседы с учениками, привлечение их родителей, программы психологической коррекции, во многих регионах появились школьные службы медиации, которые как раз и занимаются урегулированием конфликтов. Учитель – живой человек, и может испытывать разные эмоции при нарушении школьниками дисциплины, но есть понятие педагогической этики, которая подразумевает управление своими эмоциями, профессиональную нравственность, владение навыками решения различных ситуаций, в том числе, затруднительных.

Крики, унижение ученика, обсценная лексика из уст учителя могут привести только к крайне неприятным последствиям: например, класс может начать относиться к ученику как к изгою, или же подросток после прилюдных оскорблений категорически откажется ходить в школу или решит отомстить всем участникам конфликта, взявшись за оружие – вариантов развития негативных сценариев множество», — рассуждает психолог.

По словам Унтеровой, впечатление, оставшееся от поведения учителя, может сохраниться у его учеников на всю жизнь: «Вспомнился случай из моего школьного прошлого. Седьмой класс, мой одноклассник как-то неуместно пошутил в ответ на указание учителя, и учитель стал на него кричать: «Ты кто такой? Ты вообще хоть чего-то достиг в этой жизни?! Да ты просто кретин, ты пустое место!» Мы все замерли тогда, весь класс, одноклассник стоял как в воду опущенный. С тех пор прошло уже много лет, шутка, произнесенная одноклассником, давно забылась, а вот искаженное злобой лицо учителя помнится до сих пор. Учитель, который произносит подобное, может вызвать у учеников страх, злость, презрение, но никак не уважение к себе. Взрослых отличает от детей и подростков эмоциональная зрелость и мера ответственности. И, к сожалению, по тому, что мы видим в видеоролике, нельзя сказать, что учитель данные качества проявила».

Клинический психолог, основатель академии психологии Trietta Валерий Ивановский обратил внимание на давно назревшие проблемы в российском образовании.

«Этот видеоряд выпукло иллюстрирует то гигантское количество фундаментальных проблем, с которыми столкнулась система школьного образования в России, в частности, ситуацию с ЕГЭ, который так долго и надсадно внедряли, а теперь большие чиновники вдруг начинают сомневаться в его эффективности. Можно вспомнить и споры о задаче, которую выполняет школа, дает ли она знания или оказывает услуги. Этот ряд можно достаточно долго продолжать, и в конце этих диспутов будет стоять сегодняшний видеоролик с этими злосчастными наушниками», — отмечает эксперт.

По мнению Валерия Ивановского, с точки зрения психологии ситуация отвратительна — прежде всего из-за агрессивного, оскорбительного и непрофессионального поведения педагога.

«Дело в том, что свое становление, свою социализацию, превращение в полноценного, результативного, нужного члена общества ребенок проходит в несколько больших этапов. Первый этап заканчивается с младшей школой, когда человек впитывает в себя основные мировоззренческие вехи, которые пытается привить ему государство через своих «агентов»-родителей. Он знакомится с речью, которая опосредует все высшие психические функции и делает его человеком во всех смыслах. В этот период закладывается смысловое ядро его личности.

Дальше — второй большой этап. Если уместны какие-то геологические сравнения, то мантия человеческой личности закладывается в период средней школы и выпускных классов. Где-то в этом промежутке находится и этот молодой человек. А период этот характеризуется тем, что ребенок весьма чувствительно относится к себе и своей личности. То есть он открывает себя, он задает себе множество вопросов: кто он, что он, зачем он и так далее. Причем взрослые практически не могут ему помочь ответить ни на один вопрос, потому что именно в этот период их авторитет у молодых людей стремится к нулю. Зато необычайную силу и влияние приобретает коллектив, т.е. одноклассники и друзья, которые находятся вокруг него. Поэтому, во-первых, все свои мысли, действия и поступки он согласовывает с тем, как они к этому отнесутся. И второе: для него предельно важно в хорошем смысле самомнение, которое он формирует сам о себе. То есть базовое — это мнение его одноклассников, второе — то, что он думает о себе сам.

Поэтому, возвращаясь к этой ситуации, когда авторитет преподавателя объективно был практически ничтожен (не в том плане, что этот педагог неуважаем, а в том, что эти дети находятся в таком возрасте, когда они его просто не слышат), все, что он мог сделать это проявить терпение, великодушие, уважение во всех смыслах и тем самым показать пример правильного поведения взрослого, разумного человека. Вместо этого педагог свалилась в какую-то брань, не достигла ни одной из целей, которые она пыталась ставить: воспитать ли этого человека, указать ли на его ошибку, заставить ли его изменить как-то свое поведение. Она вынудила его обороняться, сопротивляться, отстаивать свою индивидуальность, что он и делал. И это происходило на глазах у множества его одноклассников, поэтому, собственно, эта ситуация была изначально детерминирована на конфликт, а не на понимание».

Валерий Ивановский уверен: ввиду того, что ролик широко разошелся как в соцсетях, так и в СМИ, следующую волну вреда принесет его обсуждение.

«Учителя, взрослые люди будут говорить о потерянном поколении, отсутствии образования и о прочих вещах, забывая об одном: этих молодых людей воспитали мы. Поэтому, глядя на них, на их поведение, мы смотримся в зеркало. Мы должны критиковать и бичевать только себя, а не этих ребят. С другой стороны, масса молодых людей будут оправдывать этого парня и совершенно справедливо укрепляться в своем мировоззрении, в своих способах поведения, в отстаивании своей личности.

Поэтому школа должна перестать быть местом оказания услуг по получению образования, а стать той традиционной школой, которая формирует человека, которая его социализирует, закладывает в него разумное, доброе, вечное. И в любом случае все должно строиться на основах взаимоуважения, бесконечной доброты и терпения. Необходимо проводить реформу всей школьной системы образования, а из этой ситуации делать правильные выводы. И эти выводы должны быть направлены не на развитие конфликта, стигматизации, маркирования «тот плохой или этот плохой». Через этот кризис надо пытаться найти, кто совершает ошибки. А в этой ситуации ошибки могут совершать только взрослые, то есть преподаватель. Потому что на них в силу профессии лежит обязанность воспитывать человека. По этому видео мы видим весь результат их работы. Если убрать тонны бумаг, которые они вынуждены заполнять (это опять же аргумент в сторону того, что необходимо реформировать всю систему сверху вниз) — такие видео и показывают результат, и дают будущее направление работы. Поэтому я хотел бы всем пожелать не конфронтации, не тревожности, которых так много в последние дни, а именно взаимоуважения, доброты и любви», — заключил клинический психолог.

Автор: Дмитрий Маркин
ТеГИ
психологи, школа, педагоги, дети
Поделиться
Похожие новости