Новость общества

Работодатель начинает вызывать у дальневосточников «тихую ненависть»

Работодатель начинает вызывать у дальневосточников «тихую ненависть»

Фото © «Московская газета»

12.09.2021 в 13:19:00
7015

Дальний Восток сегодня – один из регионов, находящийся в фокусе пристального внимания российского правительства. Здесь, по заявлениям полпредства и профильных министерств, создаются десятки тысяч новых, высокооплачиваемых рабочих мест. В то же время согласно данным Росстата, седьмая часть населения Дальнего Востока находится в достаточно непростом положении. По словам экспертов, «средняя стотысячная зарплата», декларируемая в регионе — ни что иное как средний выведенный показатель из социально расслоенного уровня жизни местных жителей. Реальные доходы дальневосточников не выдерживают никакой критики, отмечают специалисты

«Рабочие руки» на Дальнем Востоке нужны везде. Региону не хватает строительных специальностей, врачей, педагогов, доски объявлений пестрят предложениями о вакансиях. Ехать на Дальний Восток специалисты из других регионов вряд ли горят желанием. Среднестатистическая ежемесячная оплата труда местного жителя не превышает 25 тысяч рублей — и это в регионе, где килограмм помидоров стоит до 300 рублей, мясо — 500 рублей, а цена на рыбную продукцию перевалила за тысячу. 

Так, по данным Росстата, реальные денежные доходы дальневосточников в 2020 году подросли лишь на Чукотке — на 3,9%, Колыме — 0,4% и в Приамурье — 0,2%. У всех остальных жителей ДФО они стабильно снижались и продолжают падать. И это происходит в условиях тотального удорожания «всего» — от продуктов питания, одежды, лекарств до бензина, стройматериалов и ЖКУ.

«В условиях Дальнего Востока, его отдаленности от центра России, а также непростого геоэкономическому положения возникает вопрос как острого дефицита финансов, так и вопрос мотивации. Любой молодой человек спросит себя, мол зачем мне здесь вообще находиться, если есть центральные хорошо развитые города, где и условия лучше и зарплата больше. На Дальнем Востоке одной из практически неизлечимых «болезней» является ярко выраженная социальная расслойка населения. Это очень заметно по Владивостоку: на улицах много автомобилей премиум-класса, в городе идет строительство элитного жилья, при этом социальные магазины и аптеки переполнены покупателями, а в МФЦ – очереди за оформлением пособий», — рассказывает «Московской газете» член Союза писателей России, кандидат политических наук Анастасия Николенко.

Алексей Исаков, генеральный директор ООО «СЗ «ДаВинчи Групп» отмечает, что зарплаты дальневосточников выше средних по стране, но если пересчитать их на местный уровень жизни, то население останется в проигрыше: «Все дело в высоких ценах. Ведь мы тратим больше на ЖКХ, продукты, услуги, бензин и электричество. И здесь возникает замкнутый круг: у нас высокие зарплаты (для России), но при этом высокие цены на энергоресурсы и материалы (выше, чем в среднем по стране). Как следствие, все что мы не произведем будет иметь эту наценку. Продукты, изготовленные на Дальнем Востоке, продать в Сибири или европейской части России с заложенной себестоимостью станет «себе дороже». Наш бизнес не конкурентен на рынке. Поэтому важно изменить эти отправные точки для роста Дальневосточного предпринимательства. Поэтому, когда будет расти бизнес, будут расти и зарплаты. Что касается работников социальной сферы — учителей и медработников — то это госресурсы, и они должны найти решение для повышения зарплат данных категорий. Оказывать давление на учителей, работающих на две с половиной ставки или медработников скорее всего не получится, они и так уже «перегорают» на рабочих местах. Нужна новая политика».

Что касается молодежи, эксперт отмечает — наличие рабочих мест для этой категории дальневосточников практически нет.

«Молодым специалистам приходится искать работу за пределами региона, где сам уровень жизни, пусть даже с невысокими заработками, позволяет жить, а не выживать», — говорит Исаков. 

По его мнению, у многих молодых людей само отношение к работе искажено. 

«В западных странах после окончания ВУЗа молодой специалист ищет часто неоплачиваемую работу для получения опыта. У нас же он приходит на собеседование с ожиданием зарплаты уровня начальника. И уже точно не готов нести этот уровень ответственности. Здесь нужна большая работа в ВУЗах и обществе. Все мы понимаем, что опыт очень часто важен не менее, а иногда и более важен, чем базовое образование. Поэтому ступень получения опыта нужно обязательно прививать как обязательный этап для молодых специалистов», — добавил эксперт.

Замкнутый круг

С развитием Дальнего Востока в регион заходят крупные компании, которые нуждаются в рабочей силе. И тут складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, на бирже труда – масса открытых вакансий. С другой, такое ощущение, что работать просто некому.

«Нужно понимать, что оставшиеся на Дальнем Востоке люди — это не тот контингент, который нуждается в трудоустройстве. Это или люди, не обладающие необходимой квалификацией, или те, кто уже трудоустроен и получает нормальную зарплату. Выходит, что те, кто готов трудоустроиться работодателю не нужен, а тот, кто нужен – не готов работать за те деньги, которые ему предлагают. В итоге на низкие зарплаты привлекают гастарбайтеров. Так, более 60% работников дальневосточных шахт – не местные. При этом высокооплачиваемые места изначально резервируются под приезжие кадры, местным тут не доверяют», — рассказывает политолог Виктор Бурлаков. 

И это только одна сторона медали. Вторая проблема, по словам наблюдателей, заключается в том, что даже за высокую зарплату не каждый специалист из другого региона готов приехать на Дальний Восток, осваивать «неосвоенное». Сегодня, как и в СССР, важен не только большой заработок и карьерный рост, но и условия, в которых сотруднику предстоит проживать. С этим на Дальнем Востоке большие вопросы.

«Бесплатное жилье, медицина в зоне доступа, детские сады, школы, дороги, наконец, то, что мы называем «инфраструктурой» — такое ощущение, что ничего из этого арсенала нынешние «развиватели» Дальнего Востока предложить не могут. Проще говоря, оборотистые неместные граждане хотят зарабатывать на нас многомиллионные сиюминутные прибыли, ни во что не вкладываясь, — говорит Виктор Бурлаков. — Создавая предприятие даже в условиях нормальной оплаты труда работодатель не заботится о том, как человек будет жить. Складывается впечатление, что высококвалифицированным кадрам не нужна такая работа. А местных зачастую не берут. Замкнутый круг какой-то. Такой работодатель начинает вызывать у коренного населения «тихую ненависть». Как еще местный житель может относиться к таким «развивателям» ДФО? Многие думают, мол «приехали, наладили добычу того же угля, загадили экологию, «наварились» и уехали». Но нам – то здесь жить».

Ранее «Московская газета» писала о том, почему население пытается убежать с Дальнего Востока несмотря на привлекательные программы.

Автор: Анна Мацовская
ТеГИ
дальний восток, работа, зарплата, работодатель
Поделиться
Похожие новости