Новость общества

Религиозный обряд – не преступление. Действительно ли государство решило смягчить отношение к инаковерующим?

Религиозный обряд – не преступление. Действительно ли государство решило смягчить отношение к инаковерующим?

Фото © «Московская газета»

30.11.2021 в 20:53:00
2257

Госдепартамент США включил РФ в список стран, причастных или терпимых к систематическим нарушениям религиозных свобод. В этом перечне компанию нашей стране составили Китай и Иран. В ответ представитель российского МИД, посол по особым поручениям Геннадий Аскальдович заявил, что в России нет и не было преследований по религиозному признаку

«Возмущает категоричная американская формулировка «вопиющие нарушения свободы вероисповедания». Приходится вновь и вновь повторять, что в России нет преследований по религиозному признаку, нет заключенных, которых даже с натяжкой можно было бы причислить к узникам совести», — отметил дипломат.

Позиция официальных госведомств удивления не вызывает. Было бы странно, если бы МИД признал наличие религиозных преследований. Однако с таким мнением вряд ли согласятся сами преследуемые, в частности, свидетели Иеговы* (признана экстремистской организацией, запрещена в России, — прим.ред.), десятки из которых находятся в тюрьмах или под следствием за участие в экстремистской организации. Управленческий центр свидетелей Иеговы* и его региональные филиалы были признаны экстремистскими Верховным судом в 2017 году и запрещены. После этого правоохранительные органы с энтузиазмом взялись выявлять новоиспечённых экстремистов по всей стране, а суды стали давать им немалые сроки лишения свободы. На сегодняшний день 35 иеговистов отбывают наказание в колониях, а ещё 69 ожидают приговоров в СИЗО или под домашним арестом. При этом в 2018 году преследованию представителей этой конфессии удивился даже Владимир Путин. Эту тему на заседании СПЧ подняла тогдашний член совета, политолог Екатерина Шульман. И президент довольно категорично высказался по поводу запрета свидетелей Иеговы*, назвав такое решение чушью и пообещав разобраться в ситуации совместно с председателем ВС Вячеславом Лебедевым. «Свидетели Иеговы* тоже христиане, за что их преследовать, я тоже не очень понимаю», — заметил Путин. Тогда многие вздохнули с облегчением – с момента признания иеговистов экстремистской организацией прошло полтора года, и глава государства, наконец, обратил внимание на этот абсурд, пообещал разобраться, скоро решение будет отменено и забыто, как страшный сон. С тех пор прошло ещё три года. Лебедев по-прежнему возглавляет Верховный суд, Владимир Путин и поныне – президент России, а свидетели Иеговы* – в тюрьмах и СИЗО. Стабильность торжествует на просторах нашей родины, и, само собой, никаких преследований за религию.

Вторая попытка начать «религиозную оттепель» была предпринята пленумом Верховного суда, который 28 октября выпустил разъяснение по вопросу уголовного преследования Cвидетелей Иеговы*. В документе говорится, что действия, непосредственно связанные с реализацией права на свободу вероисповедания, сами по себе не образуют состава преступления. Таким образом, если граждане не объявляют себя ячейкой экстремистской организации, а просто собираются на молитву, читают религиозные книги и т.д., за это их сажать нельзя.

Кандидат юридических наук, член СПЧ при президенте Леонид Никитинский назвал это решение прорывом к Конституции. Он выразил осторожную надежду, что, может быть, государственная машина перестанет преследовать тех, кто в действительности никаким образом ей не угрожает. Чуть менее месяца прошло со дня выхода разъяснения пленума ВС до того момента, когда первый российский судья последовал гуманным рекомендациям высшего судебного органа. Судья Первореченского райсуда города Владивостока Станислав Сальников оправдал свидетеля Иеговы* Дмитрия Бармакина, которого гособвинения требовало приговорить к 9 годам заключения. Суд признал за оправданным Бармакиным, проведшим больше года в СИЗО, право на реабилитацию и компенсацию за незаконное уголовное преследование. Этот прецедент даёт надежду на оправдание ещё 10 владивостокским последователям данного религиозного течения, находившимся под следствием с 2019 года. Следом уже псковский суд отменил приговор Алексею Хабарову, который всего лишь двумя месяцами ранее за участие в экстремистской организации получил 3 года условно. Теперь дело россиянина отправлено на пересмотр другим составом судей и, вполне вероятно, будет прекращено по тем же реабилитирующим основаниям.

Однако, несмотря на очевидно позитивные перемены в судебной практике, ряд экспертов призывают к действиям властей относиться с осторожностью. Независимый юрист Анастасия Буракова Пояснила «Коммерсанту», что часть дел против иеговистов будет, конечно, пересмотрена, но совсем их преследования не прекратятся. «По части молебнов стоит ждать прекращения уголовных дел, однако миссионерская деятельность и дальше будет преследоваться. Если будут появляться новые дела подобного типа, то в них гораздо больше шансов на обжалование в вышестоящей инстанции. Возможно, в дальнейшем будут пытаться приписывать молящимся что-то еще: например, подсылать специальных людей, которые будут потом свидетельствовать о том, что их вовлекли в организацию», — предупреждает юрист.

Решение Верховного суда и первые подвижки в сторону либерализации отношения государства к инаковерующим с надеждой встретили и в части религиозной среды. Православный богослов и писатель, диакон РПЦ Андрей Кураев крайне положительно прокомментировал наметившиеся изменения. «Я все-таки надеюсь, что это серьезная перемена, хотя и раньше были пояснения Верховного суда о том, что полиция неправильно истолковывает «политику партии и государства» в этом вопросе. В данном случае позиция суда абсолютно справедлива: не может быть коллективной ответственности, вина каждого отдельного человека в каждом конкретном случае должна быть доказана», — отметил Кураев, добавив, что само признание иеговистов экстремистским объединением он считает «притянутым за уши», потому что последователи этого течения радикальны лишь в одном – они радикальные пацифисты, а значит априори не несут угрозы для общества.

Кураев предлагает подождать несколько месяцев и понаблюдать за действиями судов, прежде чем делать далекоидущие выводы о том, изменились ли подходы Фемиды к свидетелям Иеговы* и другим нетрадиционным конфессиям. Богослов напомнил, что решение может коснуться не только двух сотен осуждённых свидетелей Иеговы*. «Есть случаи, когда закрываются молитвенные собрания даже баптистов», — отметил эксперт.

В целом некоторое смягчение религиозной политики российского руководства отметили все. И это неудивительно. Сейчас в обществе и без «неправильных» христиан достаточно конфликтов и точек напряжения. Чего стоит одна только эпопея с вакцинацией и повсеместным введением QR-кодов. Одни обеспокоены монополизацией исторической памяти и атакой на «Мемориал»** (признан в РФ иноагентом, — прим.ред.), другие – дальнейшим закрытием армии и других силовых структур от общества посредством засекречивания всей возможной информации. Принцип «кипящего котла с закрытой крышкой» настоятельно требует ослабить напряжение хоть в одной из сфер, чтобы часть общества вздохнула с облегчением. И ослабление давления в вопросах религии сейчас пришлось бы как нельзя кстати.

 

*Признаны экстремистской организацией и запрещены в РФ.

**внесен Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранных агентов.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
религия, сша, россия, преследования
Поделиться
Похожие новости