Новость общества

Роль Евгения Доги в «войнах памяти». Как заявления известного композитора отражают российско-молдавские отношения

Роль Евгения Доги в «войнах памяти». Как заявления известного композитора отражают российско-молдавские отношения

коллаж «Московской газеты»

05.03.2023 в 19:28:00
6511

В СМИ обсуждают интервью известного композитора Евгения Доги, вышедшее на радио «Голос Бессарабии». 86-летний народный артист СССР Евгений Дога предложил снести в Молдове все памятники советским солдатам, погибшим в ходе Второй мировой войны

По словам деятеля искусства, эти памятники напоминают молдаванам о тяжёлых годах советской оккупации и о жертвах, которые понёс в том числе и молдавский народ в годы репрессий.

Евгений Дога хорошо известен широкой публике и любим как в родной Молдове, так и в России. Народный артист СССР, лауреат Государственной премии Евгений Дога стал автором множества музыкальных произведений, а также участвовал в качестве композитора в создании двух сотен фильмов, среди которых «Мой ласковый и нежный зверь», «Королева Марго», «Одиноким предоставляется общежитие», «Табор уходит в небо» и др. В Кишинёве в честь Доги названы улица и школа, а в Россию он продолжает и по сей день приезжать с выступлениями. Правда, под этими приездами последние заявления Доги вполне могут подвести черту.

Предложение сносить советские памятники ожидаемо вызвало в России негативную и подчас резкую реакцию. Член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод в разговоре с «Московской газетой» выразил мнение, что Евгений Дога начал вести двойную игру, пытаясь понравиться в том числе и властям Молдовы, которые, по словам правозащитника, настроены антироссийски. Александр Брод уверен, что тем самым Дога сильно подпортил свою репутацию среди российских поклонников.

«В переломные моменты истории, как водится, у некоторых деятелей культуры случаются идейные метания. Вызваны они порой эмоциональным восприятием происходящего и не всегда объективно сделанными выводами. Порой роль первой скрипки играет откровенная конъюнктура. В случае с композитором Евгением Дога так и произошло. Он пытается усидеть на двух стульях, живёт на два дома — в Москве и Кишинёве. В России у него всё хорошо. Здесь его любят и ценят, награждают и проводят творческие вечера в престижных залах Москвы и в регионах. Ну а чтобы понравиться властям антироссийски настроенной Молдовы, чтобы там его не воспринимали «агентом Кремля» маэстро, к великому сожалению, начал двойную игру. То господин Дога письмо подпишет от молдавской патриотической общественности властям США и руководству НАТО, которая просит обуздать Россию, недовольную расширением НАТО на восток. То в различных интервью Евгений Дмитриевич призывает к сносу в Молдавии памятников советским воинам, которых в русле западной пропаганды называет оккупантами», — рассуждает Александр Брод.

Эксперт добавил, что молдавским властям такая риторика наверняка придётся по душе, а вот российским ценителям творчества Доги слышать такие заявления должно быть больно и горько, ведь свой творческий путь Дога начинал в СССР, тогда же достиг больших успехов. Брод также напомнил, что композитор был членом КПСС с 1976 года и депутатом Верховного совета СССР. «Вспоминаются слова Иосифа Бродского, который покинул Родину, которая была весьма жестока с ним. Тем не менее, поэт говорил впоследствии о том, что он не собирается мазать дегтем ворота родного дома: «Россия — это мой дом, я прожил в нем всю свою жизнь, и всем, что имею за душой, я обязан ей и её народу».  У Евгения Доги свой путь. И на склоне лет, мне думается, он сильно подпортил свою репутацию в глазах российских поклонников», — сказал Брод.

Как показывает практика последнего времени, деятель культуры, выступивший против декларируемой политики российского государства и за антироссийские действия за рубежом, может не отделаться исключительно общественным порицанием. С 2022 года несколько известных деятелей культуры, покинувших Россию и выступивших против её политики, были признаны иностранными агентами.

Впрочем, существуют и другие примеры, касающиеся как раз людей, известных с советских времён и обретших славу ещё в СССР. Так, грузинский актёр и певец Вахтанг Кикабидзе после войны 2008 года перестал приезжать с концертами в Россию и отказался от российских наград. Однако с российской стороны никаких ограничений против артиста принято не было. Кикабидзе скончался в январе 2023 года, так и не отступив от своих принципов, однако юридической реакции в России из-за его позиции не последовало.

В то же время от представителей власти всё чаще звучат предложения ввести новые ограничения против деятелей культуры, выступающих против России и её политики. Глава комитета Госдумы Елена Ямпольская и депутат Екатерина Стенякина недавно призывали лишить бюджетного финансирования и запретить доступ на культурные площадки с госучастием для тех деятелей культуры, которые продемонстрировали антироссийскую позицию. Если подобные решения будут приняты на федеральном уровне, под них с большой вероятностью попадёт и Евгений Дога. Ведь в своём интервью он затронул крайне болезненную для Москвы тему, известную под общим названием «войны памяти». Российское руководство крайне серьёзно относится к политике соседних стран в исторической сфере.

В МИД РФ жёстко реагировали на все случаи сноса советских памятников в странах Балтии, обещая, что такая политика Эстонии, Латвии и Литвы негативно повлияет на дальнейшие двусторонние отношения с Россией. Также в российском дипведомстве заявляли, что считают снос памятников советским солдатам в европейских странах крупной проблемой и продолжат поднимать эту тему в международных организациях.

Кажется, к этому противостоянию может присоединиться и Молдова. В январе текущего года председатель комиссии по внешней политике и евроинтеграции парламента Молдовы Дойна Герман сообщила, что в ближайшее время вопрос сноса советских памятников в республике будет решён на законодательном уровне. Представители русскоязычного сообщества опасаются, что под снос могут пойти и памятники солдатам, погибшим в ВОВ.

Между тем, вопрос памятников стал лишь частью общего роста напряжённости между РФ и Молдовой. В конце февраля МИД и Минобороны России выпустили предостережения о том, что якобы готовящиеся провокации против непризнанного Приднестровья будут восприняты как нападение на российских соотечественников и саму Россию, а значит такие действия получат соответствующий ответ со стороны российских вооружённых сил. Формально официальный Кишинёв в тексте предупреждения не упоминался, оно было направлено в адрес США, НАТО и Украины. Однако Приднестровье, в котором расквартированы в том числе российские миротворцы, де-юре является частью территории Молдовы, что официально признаётся и Российской Федерацией. Поэтому Молдова не могла не принять этот сигнал и на свой счёт.

В эти же дни президент Молдовы Майя Санду выступила на брифинге, в ходе которого обвинила Россию в подготовке переворота и насильственного свержения правительства и президента. Тем самым она подтвердила получение информации о якобы готовящемся плане переворота от украинской разведки. По словам Санду, целью России является смена власти и изменение курса республики с проевропейского на пророссийский. В событиях, описанных главой государства, должны были принимать участие и местные силы, в том числе пророссийски настроенная партия «Шор», которая с осени прошлого года организует в стране антиправительственные протесты. Санду призвала расширить полномочия спецслужб и проявлять максимальную бдительность.

Повышение бдительности власти отработали уже 28 февраля. На этот день в центре Кишинёва был намечен крупный митинг оппозиции. Среди требований протестующих – отставка правительства и президента Санду. Однако до начала протестной акции полиция перекрыла центр молдавской столицы и блокировала часть транспорта, перевозившего протестующих из других регионов страны в Кишинёв. Тем самым власти ограничили масштабы митинга, очевидно, опасаясь выхода ситуации из-под контроля. Одновременно сокращается количество рейсов, обслуживаемых аэропортом Кишинёва. С 14 марта полёты в Молдову прекращает крупный европейский лоукостер Wizz Air. В компании объяснили своё решение вопросами безопасности.

Все эти события показывают, что ситуация с памятниками отнюдь не является единственной проблемой. И заявления Евгения Доги – не только личная позиция композитора, способная повлиять на отношения к нему в России, но и одна из иллюстраций общего, достаточно тревожного состояния молдавско-российских отношений.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
россия, молдавия, дога, спч
Поделиться
Похожие новости