Новость общества

Россияне будут пить больше бюджетного чая? С какими трудностями сталкиваются российские кофейни

Россияне будут пить больше бюджетного чая? С какими трудностями сталкиваются российские кофейни

Фото © «Московская газета»

20.11.2022 в 13:10:00
4123

Как идут дела у кофеен в российских мегаполисах и какова ситуация стране с производством чая — выясняла «Московская газета»

В текущей экономической ситуации в Москве говорят о проблемах, в Санкт-Петербурге — не говорят, а в Нижнем Новгороде людей на фоне сегодняшних реалий утешает хотя бы общепит. А вот ситуация с чаем ещё раз обнажила инфраструктурный и логистический кризис.

Всё как в феврале

«Ввиду последних событий спрос на наш кофе стал меньше, — рассказала «Московской газете» собственник столичной сети кофеен Bodro Coffee Светлана Тимошкина. — Людей, активных с точки зрения покупок, стало меньше. Хотя у нас формат «лоу-коста», нас это коснулось не так сильно, но всё же. Снижение спроса произошло в пределах 10-15%. У нас молодая целевая аудитория. Чтобы сохранять рентабельность бизнеса приходится придумывать всевозможные акции на увеличение спроса, делать клиентам скидки по завершении вечера. Мы держим бизнес изо всех сил. В условиях санкций была поддержка малого бизнеса от государства: мы участвовали в гранте на открытие кофейни. Такая поддержка нужна постоянно.

Кофейное зерно приходит из Бразилии, рассказала Светлана Тимошкина. 

«Путь стал гораздо дольше, чем раньше, и цена зерна повысилась, — отметила собеседница «Московской». — Выросли кредитные «плечи», стало больше логистических точек. В общем, усложнение логистики и финансовых схем покупки не может не сказаться на цене напитка. Оборудование для производства кофе мы берём, по большей части, российское. Здесь проблема не в наличии, а в цене — запчасти подорожали, как и кофейное зерно».

Вторая волна снижения клиентского спроса произошла в период частичной мобилизации и вернула положение дел к февральским показателям, когда было первое снижение, отметила Светлана Тимошкина:

«С сентября люди, видимо, стали меньше передвигаться, меньше посещать кофейни, кто-то уехал из страны. Теперь в нашем бизнесе всё так же, как в феврале- марте. Ситуация не слишком позитивная для бизнеса, это не то время, когда люди тратят деньги — сейчас их доход сокращается. Есть некое затишье в спросе. На фоне новогодних праздников, возможно, оно разрешится. А планировать на долгий срок мы перестали». 

Нашла волна на камень

На кофейни Санкт-Петербурга и их посещаемость текущая ситуация, похоже, не повлияла. 

«Наша кофейня расположена в центре города, мы ведём сезонный бизнес: — рассказал «Московской газете» сотрудник питерской кофейни Young Coffee Елдар. — Летом, в туристический сезон, посещаемость была хорошая. Сейчас оборот немного спал, а так всё нормально. Единственное, что серьёзно повлияло ещё в феврале — резкий рост цен. Мы закупаем кофе у нашего обжарщика, а он — на кофейной бирже. И как только меняется курс доллара, меняется цена на кофе. Так что трудностей с посещаемостью не было, только с ценообразованием. Сейчас оно стабилизировалось. Последние три года всё время что-то происходит, мы уже привыкли, спрос у нас держится примерно на одном уровне. Оборудование мы берём в аренду, арендная ставка для нас не повысилась».

В новогодние праздники кофейню ждёт удачный период?

«Да, а в январе и феврале — нет. Это классическая ситуация: люди потратились на подарки и в предновогодний период сидят дома. А в марте дела должны пойти лучше, — рассказал собеседник издания.

Пожалуй, самый простой и одновременно загадочный комментарий дали «Московской газете» в питерской кофейне «Берёза и базилик». 

— Есть ли у вас проблемы с закупкой кофейного зерна?

— Нет.

— Вы в Бразилии его закупаете?

— Не важно, где я его закупаю, это интимные вопросы. 

— Логистика закупки удлинилась?

— У меня ничего не удлинилось.

— На себестоимости вашего кофе сказались новые условия закупок?

— Вы сами знаете ответ на этот вопрос. Вот и догадывайтесь.

— В вашей кофейне импортное оборудование?

— А как вы думаете? Какие у нас кофемашины?

— Усложнилась ли закупка оборудования и комплектующих?

— Это очевидные вопросы. Трава зелёная, мячик упругий.

— И насколько вам пришлось поднять цену вашего кофе?

— Ни на сколько. 

— Она осталась на прежнем уровне начала года?

— Да, — сказал собеседник.

На берегах Волги и Оки

«По сравнению с прошлым коронавирусным годом посещаемость стала даже чуть лучше, — рассказали «Московской газете» в кофейне Bubble в Нижнем Новгороде. — Ни февральские, ни сентябрьские события не снизили посещаемость, мы сами этому удивились. Возможно, люди находят какое-то утешение в еде, в посещении кафе, потому что мало что другого остаётся, список стран для путешествий серьезно сократился, какой-то экзотики становится всё меньше».

Что с ценами на кофейное зерно и конечный продукт? 

«Мы продаём Bubble Tea, продукция идёт из Тайваня. Когда спецоперация только началась, у нас были проблемы с закупками. Потом наши поставщики их решили, всё наладилось, просто всё стало приходить дольше, вот пол-лета ждали «бабл-чая». Стоимость Bubble Tea мы подняли процентов на 30% (а наши поставщики — на 40-50%). Кофейное зерно тоже стало дороже. Кофе от этого подорожало где-то на 20%».

Россияне будут пить больше бюджетного чая?

О трудностях производства чая в России и о том, что ждёт российского потребителя, рассказал «Московской газете» владелец «Первой чайной компании» Андрей Мануйлов:

«В поставках сырья и производственного оборудования для производства чая «Первая чайная компания» старается подстраиваться под международные глобальные изменения в логистике и находить при санкционном давлении оптимальные варианты импорта, несмотря ни на что. Из-за политической нестабильности в некоторых странах, таких как Шри-Ланка, цены на чай выросли более чем на 50%, мы вынуждены искать альтернативы в других странах-экспортерах чая. Но и в других странах наблюдается тенденция роста цен на чай, хоть и незначительная (порядка 5%)».

Какие это страны и как осуществляются поставки? 

«Поставки идут из Китая, Вьетнама, Индии, Цейлона, — рассказал Андрей Мануйлов. — Логистика осуществляется с помощью всех возможных способов: ж/д, море, авто. Необходимо отметить резкий рост цен на логистику, начиная с середины 2019 года. Особое влияние оказала пандемия коронавируса. Например, если в начале 2019 года стоимость доставки контейнера из Китая в Санкт-Петербург составляла от 1900 до 2500 долларов США, то в текущий период аналогичная услуга обходится около 10000 долларов. Во второй половине 2021 г. цены доходили до 17000 долларов. Это заставляет нас искать новые способы доставки, в том числе составные (море + ж/д + авто) для удешевления логистики».

Подорожает ли от этого чай?

«Укрепление и стабилизация курса рубля в последнее время позволяет сдерживать отпускные цены для конечного потребителя даже при росте расходов на доставку», — заверил владелец «Первой чайной компании».

Хватает ли для экспорта чайного сырья пропускной способности железных дорог и российских портов?

«Катастрофически не хватает, — сказал Андрей Мануйлов. — Задержки грузов из КНР, например, поставляемых в Россию по железной дороге и по морю, в этом году увеличились на 20-30% по отношению к прошлому году. Основной причиной задержек стала загрузка портовых терминалов и низкая скорость вывоза контейнеров из-за дефицита железнодорожных платформ. Например, корабли могут стоять на рейдах в портах Дальнего Востока по 30 дней. Также после выгрузки с судна время ожидания погрузки на ж/д состав может составлять до 40 дней. Логистика через порты Западной Европы стала сопряжена с санкционными рисками. Груз может быть отправлен обратно поставщику, даже если это товары пищевой промышленности. На сегодня запрета на логистику чая через европейские порты не установлено, но мы стараемся максимально обезопасить себя и своих клиентов, минимизировать риски и отказались от использования логистических маршрутов через Европу».

Насколько поднялась себестоимость производства чая и его цена для российского потребителя? 

«Себестоимость поднялась из-за повышения цен на логистику. В начале года это произошло из-за роста курса валют. На данный момент цены стабилизировались, т.к. курс валют значительно снизилась. Если показатели остались бы на уровне февраля 2022 года, то цены были бы значительно выше. Пока, к сожалению, масштабного перехода на расчеты в национальных валютах не произошло. Имеется возможность расчета в китайских юанях и российских рублях с некоторыми нашими поставщиками. С основной массой условия оплаты не изменились, проводятся в долларах США», — отметил предприниматель.

«Себестоимость поднялась на 35-40%», — сообщил Андрей Мануйлов.

Какова динамика спроса на чай в России в последние месяцы и прогноз по этому показателю на ближайшее будущее?

«Потребительский спрос снизился на 30-40% по отношению к аналогичному периоду прошлого года в зависимости от категории чая, — рассказал владелец «Первой чайной». — Например, продажи по китайскому премиальному чаю снизились на 60-70%. Это способствует изменению структуры продаж в сторону увеличения доли продукта для массового потребителя, который более востребован на рынке в последнее время. Думаю, что в ближайшее время тенденция не изменится, спрос будет расти именно в среднем и бюджетном сегменте». 

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
кофе, чай, Россия
Поделиться
Похожие новости