Новость общества

Рост цен и дефицит, но не только: как в ближайшие месяцы будет меняться продовольственный ретейл в России

Рост цен и дефицит, но не только: как в ближайшие месяцы будет меняться продовольственный ретейл в России

Фото © «Московская газета»

29.04.2022 в 11:40:00
181919

Экономический кризис не мог не затронуть одну из важнейших составляющих повседневной жизни россиян — рынок продуктов питания. Санкции, скачки курсов валют, уход части зарубежных брендов и транспортно-логистические сложности уже привели и ещё, вероятно, приведут в ближайшее время к целому ряду различных изменений на продовольственном рынке, которые сейчас активно анализируют эксперты по данной отрасли. Два самых заметных для рядового покупателя фактора, которые в наибольшей степени беспокоят россиян — серьёзный рост цен и возможная нехватка на полках магазинов некоторых категорий продуктов

Сначала об угрозе дефицита. Он действительно не исключён, но только по тем позициям, производства которых нет в России по объективным причинам, к примеру, кофе или тропических фруктов. Временный недостаток подобной продукции может быть связан с ростом цен на поставки из-за рубежа и перебоями в логистике. Непосредственно продовольственный сектор официальные санкции не затрагивают, а уход западных компаний коснулся продуктов питания по минимуму.

Экономист Дмитрий Десятниченко ожидает сокращения ассортимента, которое, в свою очередь, спровоцирует определённый рост цен из-за уменьшения конкуренции, но называть эту ситуацию дефицитом специалист считает некорректным. Что же касается базовых товаров, производимых в РФ, то здесь продовольственная безопасность, по словам Десятниченко, обеспечена на высоком уровне. Реальная нехватка сахара, круп или молочной продукции нам, по всей вероятности, не грозит. Для предотвращения подобной ситуации правительство даже ввело ограничение на вывоз за рубеж масла, зерна и сахара. Исчезновение из продажи печально знаменитых гречки и сахара в итоге оказалось следствием нетипично высокого, ажиотажного спроса и попыток некоторых продавцов придержать товар ради дополнительной выгоды от роста цен. В начале апреля введённые ранее ограничения на продажу товаров в одни руки сети начали отменять.

Ситуация с наличием товаров более-менее стабилизировалась, чего нельзя сказать о ценах. Так, за март общий рост цен составил, по данным Росстата, около 5%, а отдельные категории, такие как пресловутый сахар, а также овощи и фрукты, поднялись в цене на 20–30% за месяц. И многие специалисты дают довольно пессимистичные прогнозы на ближайшую перспективу. Доктор экономических наук Леонид Холод ожидает роста стоимости самых базовых продуктов и впредь. «Капуста (за 3 месяца подорожала на 77%, — прим. авт.), являясь простейшим овощем, входит в набор самых базовых продуктов питания, которые дорожают значительно быстрее общего темпа инфляции. Это зависит от динамики доходов населения: если они не растут или снижаются, то базовые продукты будут еще быстрее дорожать. Если доходы населения растут, то базовые продукты медленнее дорожают. Такой закон», — объясняет эксперт. По другим категориям продовольствия рост стоимости пока также продолжается, хотя и меньшими темпами, чем в марте. Экономист Георгий Остапкович подчёркивает, что итоговую инфляцию за год спрогнозировать никто не возьмётся, поскольку нынешний кризис носит не чисто экономический, а геополитический характер, и развитие событий зависит именно от динамики международной ситуации, санкционной политики и т. д.

С возможностью дефицита продуктов и динамикой цен всё примерно понятно, однако для продовольственного ретейла грядут и другие последствия, о которых подробно рассказала эксперт рынка пищевых продуктов, руководитель консалтингового агентства Bright Consulting Мария Яшенкова. Она заметила, что сетевые продуктовые магазины переходят в режим экономии: федеральные сети, такие как «Перекрёсток», «Магнит», «Пятёрочка» и другие, сокращают программы развития и не спешат открывать новые магазины, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке. Также сетевые супермаркеты будут отказываться от различных технологических проектов, сосредоточившись на своих прямых задачах — закупить, доставить в торговые точки и продать товар. Кроме того, не выдержат конкуренции с более крупными игроками и закроются многие региональные ретейлеры. Это грозит дальнейшим снижением конкуренции в данной сфере и, соответственно, дополнительным стимулом как минимум не снижать, а то и повышать цены.

Кстати, тенденция на монополизацию рынка продовольствия стала заметной ещё в докризисном 2021-м. Тогда страну взбудоражили новости о крупных сделках по поглощению конкурентов более крупными сетями. «Магнит» приобрёл супермаркеты «Дикси» и «Мегамарт», увеличив своё присутствие в обеих столицах, Московской, Ленинградской и Свердловской областях. А «Лента» поглотила российский филиал австрийского бренда Billa, также закрепившись на продуктовом рынке Москвы. На востоке страны сформировался свой крупнейший игрок — холдинг «Восточный союз», созданный из трёх самых популярных в регионе торговых сетей. Эксперты указывали, что данная тенденция очевидным образом приводит к удорожанию продуктов, поскольку уменьшение числа конкурентов ведёт к тому, что стремление привлечь к себе покупателей низкими ценами падает. Людям всё равно где-то надо покупать еду, а если вариантов мало, то и по завышенным ценам спрос будет обеспечен.

Яшенкова также отметила, что на полках продуктовых магазинов может вырасти количества фальсификата. Эти слова эксперта также подтверждаются сведениями из независимых источников. Роскачество накануне сообщило, что до трети сливочного масла дешёвого сегмента являются фальсификатом. Для снижения себестоимости производители незаконно заменяют молочные жиры в этой продукции на растительные. А ещё 3 года назад сопредседатель Союза потребителей «Росконтроль» Александр Борисов оценивал долю фальсифицированных продуктов от 40 до 60%. Такую ситуацию эксперт связывал с тем, что политика импортозамещения и эмбарго на западные продукты питания, сопровождающиеся либерализацией контроля со стороны государства, создали для отечественного производителя ситуацию безнаказанности как с юридической, так и с экономической точки зрения.

«Если представить, что завтра контрсанкции будут отменены, то российский фермер (мелкий, средний, крупный) точно не выдержит конкуренцию с товарами, которые производятся в Европе ни по качеству, ни по ценам», — говорил Борисов. Сейчас ни санкции, ни контрсанкции не отменены, а конкурентов из-за рубежа на российском рынке стало ещё меньше, поэтому улучшения ситуации в этом плане ждать вряд ли стоит.

Но есть и позитивные новости. Ещё с прошлого года в некоторых регионах РФ стали появляться цифровые платформы для фермеров, позволяющие находить покупателей и торговать своей продукцией без посредников. Яшенкова ожидает, что число таких сервисов будет только расти. Исключение посредников из цепочки «производитель — конечный покупатель» может стать одним из немногих факторов, играющих на понижение цен в продовольственном секторе. Что же касается продуктовых торговых сетей, то у них есть своя важная социальная миссия. Продуктовый ретейл, по мнению Яшенковой, способен сыграть большую роль в предотвращении безработицы. В индустрии розничной торговли по-прежнему нужны новые кадры, и люди, потерявшие работу из-за ухода или закрытия других компаний, смогут найти себе место в этой сфере. С таким мнением согласен гендиректор платформы «Моя смена» Николай Гальянов. Он напоминает, что из-за пандемии и оттока мигрантов розничная торговля лишилась большого количества кадров, а уход зарубежных конкурентов повысит спрос на услуги отечественных сетевых магазинов и, соответственно, нагрузку на их персонал. Средняя укомплектованность розничных сетей сейчас составляет примерно 85%, а с учётом вышеозначенных факторов эта сфера готова поглотить фактически всех новых безработных. Возможно, условия труда и зарплаты будут несколько хуже, чем на прежних должностях, но, главное, — обществу удастся избежать резкого скачка числа незанятых граждан.

Можно с уверенностью утверждать, что продовольственный рынок ждут непростые времена как с точки зрения рядового покупателя, так и со стороны ретейлеров. Но полной катастрофы, с дефицитом базовых продуктов питания или роста цен в разы, опасаться всё-таки не стоит. Рынок продовольствия меняется, его перераспределяют между собой отечественные игроки, и от этих изменений можно ожидать в том числе определённого позитива в плане поддержания социальной стабильности.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
рост цен, дефицит, ретейл, россия
Поделиться
Похожие новости