Новость общества

С какими препятствиями сталкивается бизнес в арктическом регионе России

С какими препятствиями сталкивается бизнес в арктическом регионе России

фото: ВК/ Марина Никитина

30.11.2022 в 11:41:00
2394

«Московская газета» заинтересовалась положением дел малого и среднего бизнеса в арктическом регионе России и начала изучать этот вопрос с Архангельской области, где, оказывается, есть много талантливых IT-специалистов, которые сталкиваются в развитии своего бизнеса с определёнными препятствиями

Закрытый «Севмаш» и дорогая коммуналка

Журналист издания связался с Объединением предпринимателей Северодвинска. Комментарий о достижениях и проблемах местного малого и среднего бизнеса, особенно в IT-сфере, предоставил член Объединения, руководитель компании «Архитекторы-ИС» (Северодвинск) Константин Цивкунов.

«Мы разработали специальный наблюдательный комплекс, который применяется при исследовании подводных объектов, — рассказал руководитель «Архитекторы-ИС». — Это отдельная камера, которая крепится к работающему на дне водолазу и обеспечивает удобную двустороннюю связь с ним, а также комплекс проводов, материалов и компьютерного оборудования. К нам обратилась северодвинская компания с предложением разработать своё изделие, а идея создания такого комплекса на тот момент уже практически маячила перед нами в воздухе. ООО ГТ Компания-заказчик выступила инвестором проекта, а часть средств мы привлекли из собственных источников».

По словам Константина Цивкунова, малому и среднему бизнесу в Северодвинске жизненно необходимо взаимодействие с крупными местными предприятиями, например, с небезызвестным ОАО ПО «Севмаш», но с этим, по его словам, есть сложности.

«Такие предприятия Северодвинска, как ПО «Звёздочка», АО СПО «Арктика» и «Севмаш», являются предприятиями ОПК, — отметил предприниматель. — При этом у них есть научный потенциал, и они могли бы производить продукцию двойного назначения. Но всё это — закрытые структуры, общаться с ними непросто. Диалог с этими предприятиями у нас происходил только при содействии депутатов, как местного уровня, так и Госдумы. В этом диалоге представители компаний заявили, что готовы к сотрудничеству. Но пока никакого реального движения в этом направлении не наблюдается».

Если говорить не только об IT-проектах, но даже о частных городских парикмахерских и маникюрных салонах, существенной поддержки малому бизнесу в Северодвинске не оказывается, считает предприниматель.

«Наоборот, только увеличиваются взносы за коммунальные услуги и вывоз мусора. При этом парикмахерская или маникюрный салон не могут производить тонны отходов. Максимум, мешок мусора за месяц. А тарифы для них повысились так, будто они производят отходы класса А», — отметил собеседник «Московской газеты».

Сильным и перспективным направлением малого бизнеса в Северодвинске точно не является розничная торговля, заметил Константин Цивкунов: «Аренда дорожает, коммуналка растёт, розница закрывается».

Тому бизнесу, который оказывает информационно-технические услуги, приходится не легче, сказал руководитель «Архитекторов ИС».

«Как и многие наши коллеги, мы оказываем эти услуги крупным федеральным компаниям. Например, всё начинается с того, что разыгрывают тендеры на коммерческие и государственные закупки на всю Архангельскую область. А это огромный регион. Даже федералу будет тяжело покрывать такую область целиком. Почему бы не заставить на законодательном уровне каждое региональное подразделение найти исполнителя в своём регионе? Чтобы Архангельск обслуживала архангельская компания, Северодвинск — северодвинская. Но чаще всего наши города обслуживает какая-нибудь крупная компания из Москвы. Она ищет местных исполнителей и зачастую готова идти на риски по снижению качества, чтобы минимизировать свои расходы. Например, находит какого-нибудь электрика и «на пальцах» объясняет ему, что ему нужно делать, доходит и до такого. И нам приходится жёстко конкурировать на рынке города с таким игроком. А во многих случаях наша компания выступает субподрядчиком у крупных компаний, о которых я говорю», — рассказал бизнесмен.

Коснулась ли Северодвинска текущая ситуация с последними западными санкциями?

«Мы потеряли огромное количество людей, с которыми работали, — отметил собеседник издания. — Часть покинула регион, часть — страну. Оборудование и комплектующие приходят нам медленно и дорого, по усложнившимся логистическим маршрутам. Малый и средний бизнес являются двигателем не только экономики, — развитие предпринимательских инициатив приводит к увеличению денег у населения и социальной жизни».

Константин Цивкунов рассказал, что в Северодвинские предприниматели занимаются волонтёрской деятельностью — от детей до бездомных собак.

«Когда мы узнали, что детям Северодвинска и Архангельска банально не хватает домашних компьютеров, то организовали успешный проект по их сборке из имеющихся у нас комплектующих», — отметил предприниматель.

Малому и среднему бизнесу нужна большая поддержка, чем та, которая оказывается последние годы, считает эксперт: «Объединение предпринимателей Северодвинска оказывает городскому бизнесу необходимые консультации, помогает сориентироваться и начать уверенную деятельность. Также я отметил бы огромную помощь бизнесу от Агентства регионального развития Архангельской области. Вместе с тем, в последние годы деятельность Агентства стала менее активной и доступной для предпринимателей. Хотелось бы, чтобы государство поддерживало малый и средний бизнес хотя бы на уровне 2019 года».

Необщительные чиновники, кадровый голод и инфобезопасность

Архангельская область — очень сложный регион, рассказала «Московская газета» сооснователь компании «Центр защиты информации «Шартрез» (Архангельск) Евгения Незговорова.

«Те, кто делает бизнес в IT, понимают, что стоит выйти за пределы Архангельской области и тебя принимают более радушно: становится проще делать проекты, внедрять инновационные решения, — говорит Евгения Незговорова. — Я давно работаю в сфере информационной безопасности и по отзывам профессионального сообщества знаю, что в других регионах все проходит гораздо проще. В Архангельске очень сложно вести переговоры: люди — закрытые, сообщества — закрытые. Более открыто ведет себя Архангельский Целлюлозно-бумажный комбинат (АТБК). Это предприятие активно поддерживает развитие IT- отрасли, идет на диалог. Остальные компании, особенно государственные, это очень сложная история».

Другая проблема Архангельского региона, касающаяся не только IT, а всех отраслей — это кадры, отметила Евгения Незговорова: «Студентов наших вузов – программистов, айтишников, тех, кто учится на информационной безопасности, приходится переобучать, — призналась сооснователь «Шартрез». — «Просадка» по кадрам чувствуется и в финансовых отраслях, в маркетинге и продажах, среди специалистов производства. У студентов есть большая проблема в мотивации что-либо делать, они и думают, что успех можно сделать из «воздуха», купив биткоины, например. Предприниматели воспринимают Архангельскую область как очень депрессивный регион и рассматривают возможность переезда. Я являюсь IT-куратором области, и мы пытаемся изменить эту ситуацию, разрабатываем решения для поддержки IT-отрасли, развития региона, ищем методы услышать друг друга с Министерством экономического развития. Но хотелось бы, чтобы подключились и другие министерства».

В Архангельске есть люди, готовые заниматься инновациями, но зачастую это маленькие объединения предпринимателей, которые кучкуются в рамках небольших проектов, а хотелось бы выработать общий план совместного развития, посетовала эксперт.

«Документооборот во многих отраслях до сих пор ведется на бумаге, это отсталая вещь. Но есть айтишники, которые готовы это все оцифровать. Потому что есть люди, которые занимаются инновациями. В Архангельске есть Инновационный центр, который активно поддерживает коллег, занимающихся инновационными разработками. Он обучает бизнесу, тому, как позиционировать себя на рынке, как помогать людям и так далее. Учит пользоваться теми мерами поддержки, которые оказывает государство. Ведь у нас нет проблем с тем, чтобы государство оказало поддержку бизнесу, но нет понимания, как это сделать, как довести эту поддержку до бизнеса. К слову, у нас в стране этих мер поддержки бизнеса государством принимается столько, сколько ни в какой другой», — подчеркнула представитель отрасли.

Какие самые яркие IT-проекты архангельских специалистов можно отметить за последние годы?

«Мои коллеги занимаются проектом «Аналитика голоса». Это анализ качества предоставления услуг, например, в МФЦ, в аптеках. На основе анализа речи, голоса определяется, вся ли информация доносится до потребителя, насколько эмоционально вовлечён в это процесс работник, в какой мере он предлагает потребителю помощь и поддержку. Всё это осуществляется с помощь IT-телефония и аудиозаписи, которая анализируется специальной программой.

Также существует проект «Умные светофоры». Но это как раз тот случай, когда в Архангельской области проект не пошёл, и его стали пилотировать в соседней Вологодской области. Ну и, наконец, сервис доставки еды «Чибис». Здесь проект был очень успешно реализован в Архангельске и вышел на федеральный уровень. Этот сервис похож на «Яндекс Еду», в нём есть накопительная система бонусов, действуют весьма быстрая доставка еды и отслеживание качества доставки и заказа с помощью мобильного приложения», — рассказала собеседница «Московской газеты».

Имеются ли у малого и среднего бизнеса в Архангельске проблемы с арендой помещений и коммунальными услугами?

«Конкретно для компании «Шартрез», благодаря помощи от Инновационного центра, всё достаточно дешево. Лично у нас нет такой ситуации, как в Северодвинске. Но в целом по городу арендная плата и коммунальные платежи высокие, предприниматели с этим сталкиваются. Бывает сложно найти помещение по приемлемой цене и, так скажем, с чистой уборной комнатой», — отметила представитель отрасли.

Для Архангельска перспективными направлениями малого и среднего бизнеса являются розничная торговля и туризм, отметила Евгения Незговорова. Для развития этих направлений, по ее мнению, не вполне хватает поддержки.

«Бизнесу требуются поддержка пилотирования проектов и более активные встречные действия от властей и крупных компаний. Пока что дальше диалога дело обычно не идет, — призналась эксперт. — Нужны конкретные шаги по каждой отрасли. Например, в перспективном для нашего региона в направлении туризма: как оцифровать популярные маршруты, как связаться с человеком, пошедшим по маршрутам, в случае экстренной ситуации».

Также Архангельск мог бы развиваться в направлении цифровизации медицины, рассказала Евгения Незговорова: «У нас есть сильные специалисты в Медицинском информационном аналитическом центре. Есть также и медики, которые заинтересованы в оцифровке, есть IT-компании, которые хотят развивать медицину».

При этом одной из проблем региона Евгения Незговорова назвала вопрос информационной безопасности.

«В плане защиты информации о клиентах наши предприятия слабы. А ведь через компании всевозможные хакерские атаки могут дотянуться и до государственных органов. Причин этой информационной уязвимости две. Во-первых, решения по инфобезопасности сейчас очень дорогие, их стоимость не закладывают в проекты. В других странах эти решения регулируются: если бизнес не может защищать информацию, то не может и взаимодействовать с госструктурами. Во-вторых, в плане информационной безопасности наши предприниматели зачастую не имеют нужного понимания вопроса и грамотности», — подчеркнула сооснователь центра информационной организации «Шартрез» в Архангельске.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
арктика, бизнес, россия
Поделиться
Похожие новости