«Социальная раковая клетка»: психолог Валерий Ивановский рассказал о причинах и последствиях автохамства на дорогах
Наш очередной разговор с клиническим психологом, основателем академии «ТРИЭТТА» Валерием Ивановским посвящен такому явлению, как автохамство. На вопрос «Кто такие автохамы?» Сеть отвечает, что это злостные нарушители дорожного движения, человеческого поведения в целом, и отличаются они тем, что совершают всё это осознанно, нарушая правила целенаправленно. Но как человек приходит к такому асоциальному поведению? И к чему могут привести проявления хамства на дороге и в жизни?
Человек-комплекс или самая ловкая особь?
— Все мы в жизни сталкивались с автохамами, которые демонстрируют неуважение на дорогах. «Обочечники», которые вклиниваются в поток и сами же создают трудности и пробки. С точки зрения психологии, кто это, автохамы? Это неуверенные в себе люди, которые пытаются самоутвердиться, компенсировать комплексы? Или, говоря языком биологии, это самые быстрые, ловкие и приспособленные особи, которые по итогу и забирают призы?
— Хочу сказать, что вы затронули очень своевременный, интересный вопрос, решение которого не имеет простых рецептов. Нельзя охарактеризовать этих людей каким-то одним словом или дать только одну генеральную причину того, почему это происходит и почему они ведут себя именно так. Этот вопрос распадается на две большие грани, на две самостоятельные ситуации, каждая из которых имеет отношение к автохамам.
С одной стороны, если рассматривать поведение этого автохама внутри конкретной ситуации взаимодействия с другими водителями, вы только что употребили очень верное слово – они демонстрируют «неуважение». А что есть уважение? Я думаю, что уважение является, во-первых, термином, который очень значим в сфере нравственности, морали и этики. В самом общем виде этика занимается вопросами гармоничного, надлежащего поведения людей внутри общественной системы. И получается, что неуважение – это такое поведение, которое демонстративно нарушает принятые внутри общества нормы.
Эти нормы возникают не сами по себе. Это не сфера какой-то волюнтаристской договоренности между людьми, которые решают: давайте будем вести себя так, а не иначе. Все эти социальные общественные нормы поведения – это результат сложнейшего эволюционного генетического процесса на пути превращения человекоподобной обезьяны в человека, именно в того человека, который звучит гордо; того человека, который стал символом эволюции в самом большом смысле; того человека, про которого философы говорят, что он является тем зеркалом, в которое смотрит Вселенная; он является своеобразной нейронной сетью; своеобразным инструментом, при помощи которого Вселенная может осознавать себя и планировать свою деятельность; тем, кто покорил космос; тем, кто создал суперкомпьютеры и величайшие произведения искусства; кто считает, что «счастье всего мира не стоит слезы ребенка» и т.д.
Эти люди покушаются на основы общества
Таким образом, уважение, эти нормы – это краеугольный камень общества, которое на нем стоит и зиждется. Поэтому мы и маркируем такой негатив на этих людей. Потому что в своих, казалось бы, достаточно примитивных и понятных поступках, они, тем не менее, совершают очень значительное действие, направленное против общества – против нас, против нашего благополучия. Поэтому это не так уж и безобидно!
Кто-то может сказать – ну, он же не ограбил, не убил, не сделал чего-то такого, что попадает под описание статей в уголовном кодексе, но тем не менее. По своим отдаленным результатам это подчас бывает гораздо страшнее, потому что они покушаются на само общественное устройство. Ибо езда в мегаполисе, в условиях пробок, в условиях сложностей, которые создает город для автомобилистов, это же достаточно символично: перемещение в городе на автомобиле является некой квинтэссенцией нашей жизни. Потому что поездка – это всегда движение, это то, что ассоциируется с самой жизнью.
В отличие от распространенной ситуации, когда среднестатистический человек весьма смутно представляет себе, кто он и для чего живет, каковы его цели и задачи, любая поездка – это всегда идеализированный путь жизни человека, когда он знает начальную точку своего пути, знает точку конечную и знает маршрут. То есть ее можно представлять как идеальную жизнь, наполненную смыслом, в движении к определенной цели.
По дороге из прошлого в будущее
С третьей стороны, само использование автомобиля является неким знаком, неким символом как морально-нравственного, так и технического прогресса, которого достигло человечество. То есть это «железный конь», который ведет человека из прошлого через настоящее в будущее, помогает ему достигать своей цели, например, в нужное время оказаться в нужном пункте.
Снующие туда-сюда люди, вот это броуновское движение, оно тем не менее упорядоченное и показывает, что несмотря на то, что люди движутся в разные направления, все они связаны этими артериями жизни, и, несмотря на внешнюю загроможденность, всё это регулируется определенными весьма результативными законами.
Поэтому с этой точки зрения автохамство символично нарушает сам человеческий уклад жизни. Оно как будто бы опрокидывает все те достижения, которые есть в нас. И поэтому вопросу автохамства уделяется достаточно много внимания. Поэтому и люди так болезненно относятся ко всем фактам проявления автохамства.
Но не надо сбрасывать со счетов и то, что дорога, помимо символического выражения нашей жизни, является потенциально очень опасной практикой, потому что это сопряжено с возможным причинением вреда и другим участникам дорожного движения, и людям, которые находятся рядом с дорогой. И поэтому это, в том числе, тоже очень серьезно.
Неуверенность маскируя брутальностью
Итак, два аспекта. С одной стороны, мы можем рассматривать этих людей с точки зрения их индивидуального состояния, обстоятельств их жизни, которые приводят их в результате к совершению этих проступков, к автохамству. Достаточно распространенной точкой зрения среди психологов и правоохранителей является то, что такие люди имеют достаточно большие проблемы с самоидентификацией, с самовосприятием.
Ближе всего к поверхности то, что эти люди достаточно не уверены в себе, они обладают заниженной самооценкой, которая каждую секунду заставляет их, с одной стороны, сомневаться в себе, в своих силах, в своей компетентности, в своей способности вызывать уважение других людей.
Поэтому в ситуации дорожного движения, особенно при любом его усложнении, например, при виде пробки, красного сигнала светофора, необходимости объехать препятствие, пустить кого-то в ряд, всё это они воспринимают как ситуацию вызова, когда они должны продемонстрировать свою брутальность, в наличии которой они где-то в глубине души сомневаются. Поэтому они так вызывающе себя ведут, как бы говоря: «Не смейте во мне сомневаться, на самом деле я достаточно силен и значим. Я настолько значим, что могу пренебречь вашими потребностями, и мне за это ничего не будет».
С другой стороны, в основе автохамства лежит заниженная самооценка, неуверенность в себе. И автохамство является такой, не очень удавшейся попыткой восстановить этот недостаток уверенности в себе. К этому примыкают и очень серьезные проблемы. Если, по мнению этих людей, они недостаточно значимы, не обладают достаточно качественными чертами, то для того, чтобы быть полноправными уважаемыми членами общества, то, соответственно, люди пренебрегают ими, не замечают их, не берут во внимание их интересы. Это перенос вовне своих собственных состояний, некая проекция вовне.
От автохамства страдают и сами хамы
Поэтому они страдают от этого мнимого отсутствия внимания, поэтому такими действиями они пытаются из негативной ситуации отжать хоть какую-то часть внимания, они как будто бы кричат: «Я здесь! Я живой! Я рядом с вами – обратите на меня внимание!» И тут, я думаю, будет уместно вспомнить нашу статью про мотоциклистов, которые ездят с очень громким выхлопом, здесь многие моменты пересекаются.
Я думаю, что это две базовые причины, которые описывают одно состояние: это та или иная степень неуверенности в себе, связанная с неверием в свои силы, в свои компетенции, определенное страдание и попытка вот в таких сложных ситуациях показать, что этот человек полноправный член общества, он также достоин уважения.
Хотя, конечно, из того, что из этого получается, мы можем сказать, что этот путь некой самокомпенсации является весьма нерезультативным и ведет к обратной реакции. Потому что достаточно часто автохамство на дорогах заканчивается теми или иными конфликтами, с привлечением в том числе и правоохранителей. И люди, принося страдания другим, в конечном итоге страдают и сами.
Матросов и Д’Арк как примеры проявления социального инстинкта
С другой стороны, если рассматривать эту ситуацию более широко, автохамы – это люди, которые по тем или иным причинам не смогли завершить процесс социализации, свойственной всем людям. Социализация – это процесс становления человека полноправным членом общества, когда он впитывает в себя, усваивает и на практике применяет многочисленные формальные и неформальные правила, обычаи поведения и так далее, способы стереотипной реакции в тех или иных ситуациях.
И самая главная социализация предполагает, что человек движим не эгоистическими, равно биологическими (они же утилитарные) потребностями, а он ориентируется на так называемые социальные инстинкты – социальные способы поведения, которые зачастую противоречат биологическим способам поведения. Потому что основной догмат биологии – это: «Я любой ценой должен выжить сам», но он противоречит основному социальному догмату: «Ты должен сделать всё, чтобы выжило общество».
И в этой связи страдания, фиаско отдельного члена общества не так важны, как развитие всего общества в целом. Именно на этом основаны примеры самопожертвования, мужества от Александра Матросова, Жанны Д’Арк и многочисленные примеры, когда люди на пожаре спасают других ценой риска утратить свою собственную жизнь, получить увечья и т.д. То есть социальный инстинкт велит нам делать всё для того, чтобы было хорошо, как можно большему количеству других людей. Потому что именно тогда общество будет сильным, развитым и сможет обеспечить всем необходимым остальных членов общества.
Биологическое превалирует над социальным
И хамское поведение на дороге, например, когда возникает большая пробка, все стоят, и один человек вдруг начинает объезжать ее, вклинивается, это как раз говорит о том, что социализация до конца не состоялась, не завершилась. То есть человек не стал полноценным человеком социальным. Он остался где-то на переходном уровне, когда он ориентируется на свои эгоистические, сиюминутные подчас потребности в ущерб всему обществу.
Именно поэтому мы и говорили, что автохамство зачастую гораздо страшнее по своим продленным последствиям, чем другие проступки. То есть тем самым человек как будто бы отвергает всё то, что человечество выстрадало за сотни тысяч лет эволюции, он отвергает какие-то высокие гуманные достижения, которые позволили нам сегодня оказаться здесь, я имею в виду общество в целом: полететь в космос, создать невероятные шедевры искусства в различных сферах, в том числе открыть для себя любовь, взаимовыручку, взаимоуважение и т.д.
Поэтому, с одной стороны, это люди с заниженной самооценкой, неуверенные в себе, с другой стороны, это люди-эгоисты, которые по той или иной причине не смогли стать полноправными, полноценными членами общества и понять, насколько это важно и нужно уважать других. У таких людей биологическое превалирует над социальным. То есть человеком родившись, они до сих пор людьми в полном смысле этого слова не стали.
Автохамы сравнимы с раковой опухолью
Если проводить какие-то биологические аналогии, можно рассматривать общество как некий организм. Например, человеческое тело может функционировать только потому, что миллиарды и миллиарды отдельных клеток, которые составляют наш организм, с одной стороны, специализируются, а с другой, выполняют общую задачу – координируясь и подчиняясь общему центру мозга. Когда внутри человека существует гомеостаз (саморегуляция), когда каждая клетка, каждый орган выполняет свою функцию надлежащим образом, понимая, что он вносит общую лепту в жизнь организма, когда почки, печень, легкие или какие-то другие клетки не пытаются жить самостоятельно только для себя, а вносят лепту в общее.
На фоне этого существуют неспециализированные, самые простые клетки, которые не несут никакой нагрузки, они в общем организме в ущерб другим клеткам добывают только питательные вещества, очень легко делятся и размножаются. Причем их жизнедеятельность не подчинена общим ритмам организма и гомеостаза. И когда они достаточно сильно размножаются, то организм гибнет. В простонародье эти клетки называются раковыми.
И пусть это достаточно страшная аналогия, но каждый из таких автохамов, по сути, является такой социальной раковой клеткой, которая выбивается из общего ритма, начинает жить для себя, а не для организма, не специализируется, вот просто «ему нужно и всё», вопреки общей гармонии и движению. Поэтому они наносят такой же очень серьезный, подчас фатальный вред социальному организму, как организму физическому наносит раковая клетка.
Главное – это МЫ
— Получается, что вот эта быстрая езда, все эти «шашечники», дерзкие водители, это всё примеры биологического поведения?
— Я думаю, что это всё как раз и вписывается в то, о чем Вы говорили – некая компенсация своей заниженной самооценки. И в этом плане, рассматривая биологическое поведение, можно говорить, что эти люди движимы не социальными инстинктами или задачами, когда мотиваторы их поведения не социальные, когда твое поведение должно делать немного лучше других или облегчать их жизнь, а происходит наоборот.
То есть такой человек оттягивает всю энергию на себя, он движим утилитарным биологическим инстинктом: «Главное – это я». Мы уже сказали об аналогии с раковыми клетками. С другой стороны, если каждый себя начнет вести именно так, то мы вернемся в досоциальные состояния, когда шли войны всех против всех, когда каждый был для себя и мерилом, и вершителем судьбы. Но всё дело в том, что такой человек будет ограничен тем, что рядом с ним будут находиться такие же «вершители», которые, пренебрегая им, вопреки его потребностям, его желаниям, смогут забрать у него всё, включая жизнь!