Новость общества

Средняя Азия снова становится сейсмоактивным регионом?

Средняя Азия снова становится сейсмоактивным регионом?

Фото © «Московская газета»

05.03.2024 в 09:31:00
1918

В Казахстане произошло землетрясение магнитудой 5 баллов. Собеседники «Московской газеты» рассказали об общем сейсмическом контексте происшедшего и о том, полезно ли активное общественное внимание к теме землетрясений

В Алма-Ате действовал режим ЧС, работала сирена, люди покидали дома, больницы и метро, сообщает издание. В результате землетрясения никто не пострадал, передает kp.ru.

Эпицентр землетрясения, затронувшего Казахстан, находился в соседнем Кыргызстане, там его магнитуда доходила до 6,1 балла по шкале Рихтера, а в Алма-Ате сила толчков была около 5 баллов, рассказал «Московской газете» учёный-эколог Сергей Симак.

«Это довольно сильное землетрясение, однако информации о серьезных разрушениях ни в Казахстане, ни в Кыргызстане нет. После 1887 года, когда мощное землетрясение разрушило город Верный, как тогда называлась Алма-Ата, и нескольких землетрясений в 20-м веке там стали строить, исходя из сейсмоопасности региона», – рассказал учёный.

Район Заилийского Алатау вообще довольно сейсмоактивный, там продолжается рост горного массива, связанный с надвигом Индийского субконтинента на Южную Азию, пояснил Сергей Симак:

«Горные породы сминаются, что вызывает регулярные землетрясения. Это стало одной из причин переноса столицы Казахстана из Алма-Аты в Астану. В таких сейсмооопасных районах необходимо строить здания с учетом требований сейсмобезопасности, а при землетрясениях нужно выйти из зданий и отойти от них на безопасное расстояние».

Горный массив Тянь-Шань и его предгорья, которые находятся на территории государств Средней Азии (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан), а также на сопредельных территориях Китая, являются местом сильных землетрясений, и это известно давно, рассказал «Московской газете» главный научный сотрудник лаборатории физики колебаний пробных масс Института физики Земли РАН Алексей Любушин:

«Недавно произошла активизация сейсмичности этого региона, которая началась с землетрясения 23 января на территории Китая с эпицентром фактически на границе с Кыргызстаном. Магнитуда этого сейсмического события равна 6.7. Это вполне умеренное по силе землетрясение, если сравнивать его силу с катастрофой в Турции или с недавним январским землетрясением в Японии. Но общественный резонанс сейсмического события определяется не его силой, а воздействием на постройки в окрестности эпицентра, а также фактором неожиданности, если население «отвыкло» от возникновения землетрясений».

Разрушения от землетрясения 24.01.2024 были минимальны, что определяется малой плотностью населения в этом регионе, отметил Алексей Любушин.

«Насколько я знаю, о смертельных исходах не сообщалось. Так что на первый взгляд, вроде бы можно и забыть об этом событии. Однако здесь сработал фактор неожиданности, который и вызвал панику в крупных городах, например в Алма-Ате. Вчерашнее событие магнитудой 6.1 может быть интерпретировано как сильный афтершок события 24.01.2024. В сейсмологии известен так называемый закон Батта, согласно которому, как правило, магнитуда сильного афтершока примерно на единицу меньше магнитуды главного толчка. В данном случае разница магнитуд составляет 0.6. Так что если округлить, то также получается единица», — пояснил учёный.

Относительно того, как будут развиваться события дальше, сказать трудно, но, скорее всего, следует ожидать серии затухающих повторных сейсмических толчков, прогнозирует Алексей Любушин.

«Для описания затухания афтершоков в сейсмологии известен другой закон – Омори. Затухание происходит по закону обратной длины времени от главного толчка, как видите, довольно медленно. Так что, скорее всего, будут еще землетрясения, но с постепенно уменьшающейся магнитудой. Что же касается более отдаленной перспективы развития сейсмического процесса в этом регионе, то конечно необходимо объединение усилий учёных всех вышеперечисленных стран. Кстати сказать, наш Институт физики Земли РАН традиционно имел сильные научные связи с бывшими среднеазиатскими республиками СССР, которые в целом сохранились, и российские учёные также могли бы внести свой вклад в оценку сейсмической опасности этого региона. Сейчас наблюдается фактор возбуждения общественного интереса к вопросам прогноза землетрясений после каждого более-менее сильного землетрясения. Такое возбуждение, хотя и имеет признаки паники, имеет и положительную сторону, так как способствует концентрации усилий — как ученых, так и государственных органов на обеспечении решения вопросов оценки сейсмической опасности, в частности, например, на организации непрерывного мониторинга вариаций различных геофизических процессов на сетях станций, покрывающих сейсмоопасный регион», — заключил главный научный сотрудник лаборатории физики колебаний пробных масс Института физики Земли РАН.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
сейсмоактивность, землетрясения, афтершок
Поделиться
Похожие новости