Новость общества

Стоит ли ждать новых уведомлений об индексации тарифов на мобильную связь?

Стоит ли ждать новых уведомлений об индексации тарифов на мобильную связь?

Фото © «Московская газета»

30.12.2022 в 18:53:00
2819

Федеральная антимонопольная служба начала расследование очередного повышения тарифов на мобильную связь двумя операторами «большой четвёрки» — «Мегафон» и Tele2. Как сообщили в ведомстве, в декабре к ним поступило много обращений от граждан с просьбой проверить обоснованность подорожания услуг, чем ФАС и займётся в ближайшее время

Если будут выявлены нарушения, последуют меры антимонопольного реагирования, включая штрафы и предписания отменить необоснованное повышение цен. При этом часть тарифов Tele2, которые ещё не подорожали в этом году, уже проверены, и повышение их стоимости признано обоснованным. Остальные тарифные планы сейчас анализируются.

Пристальное внимание ФАС к деятельности операторов связи уже оборачивалось для них конкретными мерами воздействия. Два дня назад надзорный орган потребовал от «Мегафона» отменить майское повышение цен и снизить тарифы до прежнего уровня. В мае связь подорожала в среднем на 12% для 16,5 млн абонентов этого оператора. По итогам расследования ФАС признала это повышение необоснованным, не имеющим реальных экономических или технологических оснований и нарушающим права потребителей. «Мегафону» также будет назначен штраф, размер которого планируется определить позднее. В октябре аналогичным решением антимонопольного ведомства обернулось для МТС повышение тарифов, которое шло в течение 2022 года в несколько этапов. Стоимость услуг связи для 28 млн абонентов МТС постепенно дорожала с января по октябрь и выросла в общей сложности на 20%. Учитывая, что индекс роста потребительских цен за это время составил 10,5%, ФАС сочла эти действия оператора связи необоснованными и обязала отказаться от данного повышения.

Усиленный контроль государства за ценами на связь был введён ещё в марте 2022 года, когда Россия оказалась под давлением экономических и технологических санкций. Операторы связи, столкнувшись с инфляцией и уходом компаний-производителей телекоммуникационного оборудования, вынуждены были поднимать стоимость своих услуг. Министерство цифрового развития в рамках пакета мер поддержки разрешило такую индексацию, однако подчеркнуло, что будет внимательно следить за процессом удорожания мобильной связи и не допустит роста цен выше инфляции. Как видно из последних решений ФАС, своё обещание власти намерены сдержать.

Впрочем, эксперты советуют не переусердствовать с ценовым контролем. Специалист MForum Analytics Алексей Бойко отмечал, что с момента достижения первых соглашений между операторами связи и Минцифры условия существенно изменились. По его словам, поставщики услуг сталкиваются не только с инфляцией, но и с необходимостью менять всю схему закупки базовых станций и других высокотехнологичных изделий. Из-за ухода основных производителей такого оборудования, Nokia и Ericsson, с российского рынка приходится экстренно переключаться на отечественные аналоги, которые только разрабатываются. Бойко указывает, что вопрос о стоимости такого перехода пока остаётся открытым, однако российская продукция вполне может оказаться дороже импортной, уже давно вышедшей на рынок и производимой в большом количестве.

Эксперты опасаются, что, если операторам связи не удастся оспорить решения ФАС и придётся вернуть тарифы к прежним значениям, это может привести к другим негативным последствиям: либо ухудшится качество услуг, либо компании будут вынуждены изобретать обходные пути в виде внедрения новых тарифных планов с хитрыми условиями.

Алексей Бойко считает, что для балансировки доходов и расходов тарифы следовало бы повысить не менее чем на 20% за год, однако именно этого ФАС и не допустило. Есть и другой путь — компенсировать возросшие издержки можно было бы путём усиления мер господдержки. Причём речь может идти не только о непосредственно финансовых мерах. Помимо самых очевидных, таких как льготные кредиты на покупку отечественного телеком-оборудования или налоговые льготы, сами операторы связи указывали и на другие возможные решения. Например, можно было бы ослабить требования антитеррористического «закона Яровой», обязывающего операторов хранить многочисленные данные своих клиентов в течение трёх лет и передавать их по требованию спецслужб. Даже сокращение срока хранения стало бы немалым подспорьем операторам связи в виде сокращения расходов на оборудование для хранения такого массива данных. Кроме того, расходы компаний увеличиваются из-за требования предоставлять клиентам бесплатный доступ к ряду социально значимых ресурсов, таких как соцсеть «ВКонтакте» или портал госуслуг. Ежегодные расходы на исполнение данного требования оценивались в 150 млрд рублей. Наконец, Минцифры в прошлом году увязало сохранение за операторами наиболее выгодных радиочастот с их обязанностью за свой счёт обеспечить устойчивую связь вдоль федеральных автодорог до 2031 года. В условиях экономических сложностей все эти дополнительные, недавно появившиеся виды нагрузки могли бы быть по меньшей мере приостановлены или смягчены.

Однако отказ от требования бесплатно предоставлять россиянам доступ к важным интернет-ресурсом сами операторы уже предлагали в качестве одной из мер поддержки в разгар пандемии, и правительство данное предложение отклонило. Послабления по «закону Яровой» также были минимальными. Вряд ли ситуация кардинально изменится и в этот раз. Не приходится ждать и ослабления надзора со стороны ФАС. Ведь цены на мобильную связь живо интересуют многих граждан, повседневно пользующихся этой услугой, и поток обращений с призывом проверить законность очередного повышения вряд ли прекратится. Конечно, совсем заморозить цены никто не обещал изначально, речь шла лишь об их удержании в пределах инфляции. Поэтому в следующем году стоит ждать новых уведомлений об индексации тарифов. Об этом своим клиентам уже сообщили МТС, Tele2 и «Мегафон». В то же время, понимая, что полную свободу в ценообразовании, вероятно, им никто не даст, операторы ищут другие пути для восполнения дефицита средств. Так, в МТС заявили, что прекращают компенсировать банковские комиссии при пополнении счёта, а «Билайн» начал активнее обзванивать клиентов с предложением платных услуг. По всей видимости, эта «ценовая игра» ждёт нас и в 2023 году. Где возможно, тарифы будут расти напрямую, а там, где государство ставит этому предел, недостающие доходы будут обеспечиваться косвенными инструментами. Работать в убыток даже крупные компании с определённым запасом прочности точно не станут.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
связь, индексация, мобильный, тарифы
Поделиться
Похожие новости