Новость общества

Тольяттинцы опасаются роста тарифов на тепло после утверждения новой схемы теплоснабжения

Тольяттинцы опасаются роста тарифов на тепло после утверждения новой схемы теплоснабжения

из открытых источников

25.11.2020 в 10:33:00
3366

В администрации города утверждают, что к тарифам это не имеет отношения

25 ноября в Тольятти должны пройти публичные слушания по обсуждению проекта схемы теплоснабжения городского округа на период до 2038 года. Ожидается, что новая территориальная схема теплоснабжения будет учитывать рост городской территории и модернизацию изношенных трубопроводов.

Администрация города утверждает, что вопрос лежит исключительно в технической плоскости. Однако среди горожан стало распространяться мнение, что это может привести к росту тарифов на теплоэнергию.

Как рассказал «Московской газете» депутат Думы городского округа Тольятти, председатель постоянной комиссии по городскому хозяйству Максим Гусейнов, вслед за утверждением схемы теплоснабжения, вероятно, последует переход на модель ценовой зоны, что действительно может привести к двукратному увеличению тарифов.

«Между администрацией города и ПАО «Т Плюс» (крупнейшая российская частная компания, работающая в сфере электроэнергетики и теплоснабжения – прим. ред.), которое является гарантированным поставщиком, заключено предварительное соглашение о переходе на формирование тарифа по принципу «альтернативной котельной», действующего в так называемых ценовых зонах», — отметил он.

Альтернативная котельная – это неофициальное название нового метода расчета тарифов на тепло, согласно которому цены для населенного пункта или нескольких кварталов крупного города будут рассчитываться, исходя из затрат на строительство и эксплуатацию современной котельной.

«Это нововведение только начинает вводиться в стране, — продолжает Гусейнов. — В прошлом году хотели ввести такую схему и в Тольятти. Но в ходе публичных слушаний, в которых принимало участие до нескольких тысяч человек, люди голосовали против».

Ценовые зоны теплоснабжения — населенные пункты, которые по решению местной власти перешли на метод «альтернативной котельной». Они стали вводиться в России с 2018 года. В них устанавливается только предельный уровень цены на тепловую энергию для конечного потребителя. Такая цена определяется ценой поставки тепловой энергии от альтернативного, замещающего централизованное теплоснабжение, источника тепловой энергии. Также изменилась роль единой теплоснабжающей организации, которая теперь стала единым закупщиком и поставщиком тепловой энергии (мощности) в зоне своей деятельности, а также единым центром ответственности перед каждым потребителем.

В настоящий момент к ценовой зоне теплоснабжения отнесены города Барнаул и Рубцовск Алтайского края, Красноярск и Канск Красноярского края, города Ульяновск и Оренбург, а также поселок Линево Новосибирской области. Летом к ним прибавились еще и Самара, Владимир и город Прокопьевск Кемеровской области, где новая модель рынка тепла заработает с 1 января 2021 года.

Как рассказал депутат, если обычный тариф формируется регулятором — министерством ЖКХ, либо Департаментом тарифообразования, то в ценовой зоне тариф утверждает сама ресурсоснабжающая организация.

«И она говорит: чтобы нам отремонтировать сети, необходимо привлечь свыше 20 миллиардов рублей. Это, в частности, чтобы по Тольятти отремонтировать сети за 10 лет. Соответственно, эти деньги в течение 10 лет будут браться за счет тарифа – то есть, денег населения», — предполагает Гусейнов.

Интересно, что глава Тольятти Сергей Анташев с 2016 года возглавлял Самарский филиал ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» (структурное подразделение ПАО «Т Плюс» — прим. ред.) – об этом говорится на официальном сайте администрации города в описании его биографии. До этого он занимал различные должности на предприятии тепловых сетей ОАО «ТЕВИС».

«И если предельный уровень индексирования платы за коммунальные услуги сейчас составляет 3,6 процента, то в случае утверждения ценовой зоны он может возрасти до 6,5 процента. А на ценовую зону нельзя перейти без актуализированной схемы теплоснабжения», — считает депутат.

Сам Сергей Анташев доводы о возможных последствиях принятия новой схемы теплоснабжения опровергает:

«Ни о каком двукратном увеличении тарифов речи не идет. Не знаю, откуда взята эта цифра. Считаю, что вопрос политизирован и не имеет никакого отношения к схеме теплоснабжения как таковой, — сообщил он в своем Instagram-аккаунте.

«Более того, — отмечает он. — Тарифы — это как раз тот вопрос, который находится в зоне ответственности и решений Думы г. о. Тольятти. Могу также констатировать: наибольшие проблемы в случае непринятия схемы теплоснабжения возникнут у жителей Комсомольского района, где возможен рост тарифов до 40%. Люди, которые блокируют сейчас эту тему, прекрасно понимают эти последствия».

Однако, по словам Максима Гусейнова, администрация как раз может быть наиболее заинтересована в легитимизации этой нормы, а для этого им нужно провести публичные слушания.

«Но так как мы людям объяснили, что если будет утверждена схема теплоснабжения, то следующим шагом станет вхождение в ценовую зону, то власти пытаются сделать все, чтобы слушания были нерепрезентативными. Мало того, что они назначены на 3 часа дня, когда люди работают, так ещё и в условиях, когда сама область вошла в десятку худших регионов по показателям по коронавирусу, по заболеванию, по вновь выявленным, у нас 90 процентов коечный фонд заполнен, а администрация города решает провести массовое мероприятие. Складывается впечатление, что нынешнюю сложную ситуацию пытаются использовать для того, чтобы протащить вот эту схему теплоснабжения. На этот счет я написал предложение главе города и губернатору, чтобы перенести слушания. Если вы так хотите, перенесите хотя бы на время, когда мы на какое-то плато выйдем, и когда у нас перестанет расти заболеваемость. Но они (администрация города), похоже, торопятся, чтобы успеть до выборов. Это позволит, с одной стороны, не нагнетать ситуацию, с другой, чтобы с 1 июля уже железобетонно иметь возможность повышать тариф», — заключил Гусейнов.

Как отмечается на сайте администрации городского округа Тольятти, в условиях действия на территории Самарской области режима повышенной готовности, запрета на проведение массовых мероприятий и иных ограничительных мер, вызванных угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, администрация Тольятти предпринимает все необходимые меры, для того чтобы обеспечить безопасность и сохранить здоровье горожан.

Однако проведение публичных слушаний и обсуждений предусмотрено федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и относится к непосредственной компетенции городской администрации. А Указом Президента РФ от 11 мая 2020 г. предусмотрено, что реализация органами местного самоуправления возложенных на них задач не прекращается даже в период действия мер по борьбе с COVID-19.

Депутат Самарской губернской Думы, член комитета по ЖКХ Михаил Матвеев поделился с корреспондентом «Московской газеты» своими впечатлениями от новой схемы.

«При схеме так называемой альтернативной котельной подразумевается установление предельно допустимого уровня тарифов, в рамках которого уже поставщики могут выбирать любое повышение. То есть, тариф может изменяться в рамках определенного коридора, что взывает некую неопределенность. Все прекрасно понимают, что конечное повышение если и не достигнет предельно допустимого, то будет где-то на этих наивысших уровнях.

Поэтому, на мой взгляд, корень проблемы здесь заключается в том, что энергетическим компаниям позволяется увеличивать тариф на так называемую «инвестиционную составляющую», хотя это, казалось бы, должно быть исключительно их ответственностью и решаться их средствами.

То есть, у нас за счёт тарифа происходит финансирование различных инвестиционных проектов – модернизации оборудования, развития сетей и так далее. В этом случае финансирование происходит за счёт налогоплательщиков, но почему-то соинвесторами они не считаются. И частные энергетические компании своими акциями с горожанами не делятся. Всё это сильно напоминает русскую сказку про вершки и корешки: когда одним вершки, а другим корешки.

Поэтому никакого положительного эффекта от введения вот этой системы тарификации я не вижу. Еще один аспект этой новой модели заключается в том, что выбирается единый поставщик, который отвечает за всё — якобы так удобнее с точки зрения того, что ответственность не перекладывается с одного на другого в каких-то звеньях. В действительности же мы видим введения во многие отрасли всевозможных региональных операторов. То есть, у нас появляется региональный оператор по капитальному ремонту, по вывозу мусора и так далее. На самом деле мне видятся здесь откровенные следы монополизации рынка, что, в конечном итоге, приводит и к снижению качества услуг, и к повышению цен.

Альтернативой такого подхода может быть только национализация определенных отраслей энергетики - когда всё находится в руках государства. Тогда это оправданно, потому что государство по определению несет на себе социальную функцию и, соответственно, вынуждено будет применять определенный социальный механизм для помощи людям в случае повышения тарифов.

Частная же структура социальной миссии никакой не несёт и поэтому монополизация любой отрасли частной структурой однозначно нарушает свободу конкуренции и приводит к увеличению цен», — заключил Михаил Матвеев.

Автор: Денис Калугин
ТеГИ
Тольятти, администрации города, тарифы, тепло
Поделиться
Похожие новости