В Китае тоже взялись за TikTok, в России – за «Яндекс»
Весь мир накрывает волна антимонопольных разбирательств в цифровой экономике
Государство, похоже, начинает жестко пресекать нарушения среди IT-гигантов. Антимонопольщики обвиняют цифровые компании в отступлении от законов конкуренции.
Началось, как это в последнее время часто бывает, с Китая. На днях власти Поднебесной оштрафовали интернет-гиганта Alibaba Group Holding Ltd на рекордные $2,8 млрд. Компанию обвинили в злоупотреблении доминирующими рыночными позициями. Власти заявили, что дело Alibaba регуляторы будут использовать как «предупредительный сигнал для отрасли, чтобы обеспечить выполнение требований антимонопольного законодательства представителями отрасли».
Потом китайский регулятор — Государственное управление рыночного регулирования – взялся за три десятка других цифровых гигантов. Власти предписали 34 технологическим компаниям «провести внутренние проверки и исправить деловые практики, ограничивающие конкуренцию и позволяющие им пользоваться своими позициями на рынке». Любопытно, что в этом списке — ByteDance, владеющая мессенджером TikTok. (К этой компании, как сообщалось, были претензии и в России – по итогам январских несанкционированных протестных акций.)
От компаний потребовали тщательно изучить свои операции и устранить нарушения за месяц. В первую очередь, речь — о том, что интернет-платформы запрещают своим клиентам пользоваться конкурирующими сервисами. Спустя месяц чиновники организуют уже свои проверки — участников рынка, которые не исправятся, могут оштрафовать.
В США похожая история: власти подают антимонопольный иск против Facebook. Федеральная торговая комиссия недовольна тем, как прошли сделки по приобретению этим гигантом Instagram и WhatsApp. Минюст США подал иск к Google.
Федеральная антимонопольная служба России также показывает зубы, замахнувшись на «святое» – на «Яндекс».
Еще в августе 2020 года онлайн-сервисы ivi, Avito, ЦИАН, «Профи.ру», «Туту.ру», Drom.ru, 2ГИС и Zoon направили в Федеральную антимонопольную службу жалобу на злоупотребление «Яндексом» доминирующим положением. Основная претензия этих компаний заключается в специальных виджетах поисковой системы («колдунщиках»), которые чаще всего выводятся выше других результатов поиска и позволяют пользователям искать билеты, объявления, фильмы и др. без перехода на отдельную страницу. По мнению компаний, попасть туда могут только сервисы «Яндекса», а такой инструмент не показывает наиболее подходящий результат запроса, привлекая внимание пользователя и уводя его на сервисы «Яндекса», что приводит к потере трафика у конкурентов.
Доминирующий игрок, на долю которого приходится 60% рынка интернет-поиска, и при этом владеющий более 80 разнообразными сервисами — от продажи билетов и туров до показа фильмов — якобы искусственно повышает видимость аффилированных с ним бизнесов в поисковой выдаче. Сервисы «Яндекса» получают более заметные места и привлекательный для пользователя формат выдачи: с интерактивными возможностями, фото, ценами, утверждают авторы жалобы.
И вот спустя полгода, вчера, было объявлено, что ФАС возбудила дело в отношении «Яндекса» за неисполнение требований к инструментам выдачи в поиске.
«Организация не исполнила предупреждение антимонопольного органа и продолжает создавать дискриминационные условия на рынке поиска в сети интернет», — говорится в сообщении на сайте ведомства.
Отмечается, что ФАС исследует возможные антиконкурентные практики по продвижению сервисов группы ООО «Яндекс» в поисковой выдаче, а также оценит последствия, к которым привели (могли привести) такие практики.
«Если факт нарушения и ограничения конкуренции будет установлен, обществу может быть назначен оборотный штраф от суммы выручки на рынке», — пояснили в ФАС.
Два месяца назад сообщалось, что антимонопольщики обязали «Яндекс» за месяц прекратить предоставлять собственным сервисам (в том числе «Яндекс.Вертикали», «Яндекс.Маркет», «Яндекс.Медиасервисы», «Кинопоиск») преимущества в поисковой системе «Яндекса», занижая тем самым позиции других компаний в выдаче.
«Яндекс» обязан обеспечить равный доступ к инструментам продвижения в поиске для всех игроков рынка. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок ФАС обещает возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства.
После заявления антимонопольного ведомства в компании сообщили, что исполнение этих требований к инструментам поисковой выдачи ухудшит качество поиска для пользователя. И отметили, что некоторые требования предписания уже реализованы в поиске. Что касается виджетов, то они, по словам представителей компании, являются международным отраслевым стандартом, они не закреплены по умолчанию на первых позициях и не имеют никаких преимуществ перед обычными результатами поиска.
Эксперты оценивают эти споры как исторические события.
«Пока вы спали, этот мир изменился. Среди Большой Цифры назревает шухер», — написал по этому поводу в Facebook координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
Активист его движения Елена Гращенкова высказалась так: «Наша ФАС у «Яндекса» давно на коротком поводке бегает. Пошумят для успокоения заявителей, получат звонок из АП (администрации президента, — прим.ред.) и успокоятся. Поэтому акций «Яндекса» я докупила. Но я, конечно, буду рада ошибиться. Платформы действительно обнаглели вконец, и давно было пора их поставить на место. В этом я солидарна с мировым правительством. Если Россия действительно, а не понарошку влилась в мировой тренд, это, конечно, было бы отлично».
Эксперты говорят, что дело «IT-коалиция против «Яндекса»» для антимонопольщиков необычно. До сих пор ФАС в цифровых спорах стояла на страже интересов российских компаний, то есть защищала тот же «Яндекс». Но в этом деле практически все участники спора российские. Против «Яндекса» как «российского Google» выступил целый ряд относительно крупных компаний. То, что в итоге ФАС нашел нарушения в действиях «Яндекса», стало «новой страницей в развитии всей российской интернет-отрасли».
Россия, похоже, действительно попала в мировой тренд. Все больше государственных регуляторов по всему миру высказываются о том, что мировые гиганты — Facebook, Apple, Google, Amazon — пользуясь своими неограниченными возможностями, формируют рынок только в собственных интересах и нарушают права потребителей и конкурентов.
-
Успехи настолько значительны, что разработчики надеются на скорейшее внедрение технологии в массы11.05.2021 в 17:09:002815
-
«Яндекс» не будет оценивать платежеспособность банковских клиентов по их поведению в Интернете18.09.2020 в 08:41:002474